ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 345 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Автор: Древина Светлана Петровна
Место работы: Государственное
казенное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад
комбинированного вида № 345
городского округа Донецк» Донецкой Народной Республики
Должность: воспитатель
Адрес: 83022, г. Донецк, ул. Замойского, д.1
Конкурсная работа
«Лучшие практики наставничества в образовательной организации»
«Школа молодого педагога»
Донецк 2024
Работа воспитателя в дошкольном учреждении сложный многогранный труд. Особенно сложно бывает тем, кто первый раз ступил на этот путь. Неудовлетворенность своей работой, отсутствие поддержки молодых специалистов - одна из самых распространенных причин, по которым молодые педагоги отказываются от профессии. Очень важно в самом начале своей педагогической карьеры поддержать молодого педагога и делать это на непрерывной основе. Если мы хотим, чтобы наши дошкольные учреждения были интересны детям, родителям (законным представителям), чтобы сократился отток молодых специалистов, необходимо реализовывать наставнические программы.
Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. Но такого воспитателя с готовыми качествами и умениями, на наш взгляд, трудно найти. Поэтому в дошкольное учреждение необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. Также, особенностью труда, начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. В связи с этим, определена цель и основные задачи с данной группой воспитателей.
Цель:
- Повышение профессиональной компетенции молодого воспитателя.
- Создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
- Помощь молодым специалистам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми и их родителями).
- Обеспечить постепенное вовлечение молодого воспитателя во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых воспитателей потребность в непрерывном самообразовании.
Задачи:
- Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;
- Формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.
- Совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов. Познакомить с возможностями и способами повышения профессиональной компетентности.
- Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ.
- Систематизировать знания молодых специалистов в области использования разнообразных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста при проведении организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности в режимные моменты и организации самостоятельной деятельности дошкольников;
-Способствовать активному освоению способов взаимодействия с семьями воспитанников;
Основные направления деятельности «Школы молодого педагога»:
- создание условий для лёгкой адаптации молодого специалиста на работе;
- обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;
- обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическим материалом, знакомство с методическим кабинетом;
- формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;
- оказание поддержки со стороны коллег.
Оценка деятельности молодых специалистов проводится в трёх вариантах:
- Аттестация на квалификационную категорию .
- Мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста.
- Регулярная оценка (ежеквартальная, ежегодная) влияет на премию и другие стимулирующие выплаты.
В ходе этой оценки учитывается отношение к своим обязанностям, выполнение инструкций, выполнение индивидуальных планов работы и развития сотрудников, вклад в реализацию задач учреждения. Данный вид оценки регулируется положением по МБДОУ.
Мы считаем, что в коллективе, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы, начинающий воспитатель быстро и безболезненно войдёт в наш педагогический коллектив.
Под обучением молодых специалистов в ДОУ понимается:
- Обучение педагога на рабочем месте, практика наставничества, участие в работе педагогических объединений;
- Самообразование – самостоятельное изучение образовательной программы, работа по плану саморазвития;
- Обучение на тематических курсах;
-Организация методического сопровождения деятельности молодых специалистов.
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строится с учётом следующих факторов:
-Уровень базового образования, насколько хорошо теоретически подготовлены.
- Индивидуальных особенностей.
-Уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться)
-Имеют ли практический опыт с детьми.
Положение о школе молодого педагога.
1.Общее положение
1.1. Школа молодого педагога – элемент методического пространства детского сада, объединяющего начинающих специалистов
1.2. Цель: Школа молодого педагога – организация и создание условий для профессионального роста начинающих педагогов
1.3. Школой молодого педагога руководит старший воспитатель или педагог с высшей или 1 квалификационной категорией.
2.Содержание деятельности
2.1. На занятии Школы молодого педагога оказывается теоретическая и практическая помощь педагогам по вопросам саморазвития и организации образовательного процесса:
2.1.1. Работа с документацией детского сада;
2.1.2. Современные подходы к образовательному процессу дошкольного учреждения;
2.1.3. Культура анализа и самоанализа образовательной деятельности;
2.1.4. Создание воспитательной системы детского сада;
2.2. Руководитель Школы молодого педагога организует посещения занятий и режимных моментов начинающих педагогов к опытным воспитателям.
3.Организация работы Школы молодых педагогов.
3.1. Школа молодого педагога проводится в форме теоретических занятий
( семинаров, практикумов, диспутов, "Круглых столов")
3.2. Документация Школы молодого педагога:
3.3.1. Положение о Школе молодого педагога;
3.3.2. План работы детского сада, утвержденный на заседании педагогического совета дошкольного учреждения;
3.3.3. Анализ работы, протоколы заседаний
В школе работают молодые педагоги, которые:
Испытывают потребность в непрерывном самообразовании и росте профессиональной компетентности;
Хотят научиться решать профессиональные задачи в условиях профессиональной деятельности;
Хотят научиться успешно строить взаимодействие со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса;
Стремятся научиться проектированию и организации процесса самообразования воспитателя.
Занятия Школы молодого воспитателя планируются ежегодно 1 раз месяц. Их содержание включает теоретические и практические аспекты образовательной деятельности в ДОУ.
Система работы с начинающими педагогами регламентируется:
Положением о школе молодого воспитателя;
Перспективным планом работы на учебный год.
Система работы школы молодого воспитателя
Основные виды деятельности:
Оказание помощи начинающим воспитателям в овладении педагогическим мастерством, через изучение опыта работы наставников.
Организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за молодыми специалистами и организация их работы.
Оказание помощи начинающим воспитателям в овладении педагогическим мастерством, через изучение опыта работы наставников.
Проведение опытными воспитателями консультаций, семинаров, мастер-классов, образовательной деятельности и режимных моментов для начинающих воспитателей;
Организация разработки молодыми специалистами в сотрудничестве с наставниками конспектов организованной образовательной деятельности в соответствии с возрастными группами
Привлечение молодых педагогов к подготовке и организации педсоветов, семинаров, работа в рамках методического объединения, к участию в проведение творческой недели – просмотр открытых мероприятий, подготовленных молодыми педагогами.
Отслеживание результатов работы молодого педагога. Диагностика успешности работы молодого педагога.
Для повышения квалификации и мастерства молодых воспитателей используются разнообразные формы работы.
Формы работы.
педсоветы и семинары;
индивидуальные и групповые консультации;
открытые занятия, взаимные посещения занятий;
тренинги по совершенствованию профессиональных умений;
самообразование, изучение методической литературы;
собеседование (в начале года);
участие в анкетировании и опросах;
анализ собственной деятельности;
индивидуальная работа с опытными педагогами;
беседы;
диалоги, активизирующие мыслительную и познавательную деятельность;
мастер-классы;
решение педагогических ситуаций;
наставничество;
ярмарки педагогических идей;
Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.
Очень важно постоянное взаимодействие «обучающихся» педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью используется наставничество.
Наставничество стимулирует потребности молодого воспитателя в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволяет педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых воспитателей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность
Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:
Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;
Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учёта творческой активности и информационных потребностей педагога;
Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;
Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
Оценка педагогического труда по результатам;
Своевременное обеспечение методической литературой.
У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Школа молодого педагога поможет более успешно адаптироваться начинающим воспитателям, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.
Приложение 1
Визитная карточка молодого воспитателя
Фамилия, имя, отчество ____________________________________________
Дата рождения __________________________________________________ __
Должность _____ ______________________________________________ ___
Образование:
Образовательное учреждение _ _ _________________________________ ___
Год окончания, специальность __________________________________________________________________
Педагогический стаж работы__ _ ___________________________________
Стаж работы в дошкольном учреждении ___ __ ______________________
Уровень квалификации ______ _____________________________________
Прохождение курсов ___ ___________________________________________
Наличие наград, звания _____________________________________ ______
___________________________________________________________________
Личностный паспорт
Ф.И.О.________________________
Должность ____________________
Аттестация
Приемлемая для Вас форма контроля (взаимоконтроль, административный, индивидуальный)_____________________________________________________
Ваши трудности в педагогической деятельности___________________________________
____________________________________________________________________
Чья помощь Вам нужна? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите темы занятий, формы организации педагогического процесса, которые Вы отели бы посетить у коллег: ______________________________________________________________________________
Планы будущего года:__________________________________________________________
____________________________________________________________________
Принять участие______________________________________________________________
Провести ____________________________________________________________________
Изучить_____________________________________________________________
Анкета молодого специалиста
1. Почему Вы выбрали профессию педагога? Чем она для Вас привлекательна?
2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы педагогом?
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:
* новизна деятельности;
* условия работы;
* возможность экспериментирования;
* пример и влияние коллег и руководителя;
* организация труда;
* доверие;
* возможность профессионального роста.
9. Что Вам хотелось бы изменить?
СОВЕТЫ СТАРШЕМУ ВОСПИТАТЕЛЮ ДЛЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ.
Систематически совершенствуйте свой стиль работы, анализируйте и устраняйте недостатки, ищите новые, более рациональные формы и методы деятельности.
Авторитет старшего воспитателя определяется его компетентностью и деловитостью, общей культурой, способностью показать другим пример в работе.
Учитесь своевременно принимать решения, в которых должны быть сформулированы конкретные цели и задачи работы коллектива, наиболее актуальные в настоящее время. Решения, направленные на достижения показных результатов, расхолаживают коллектив и мешают его сплочению.
Развивайте, формируйте способность располагать к себе людей. Привлечь людей можно глубокими теоретическими и практическими знаниями психологии ребенка, доброжелательным, уважительным, ровным и справедливым отношением к людям, умением помочь им в работе. Не забывайте своевременно отмечать инициативу и достижения в работе воспитателей, поблагодарить их в присутствии других сотрудников за хорошую работу.
Распределяйте поручения и задания между воспитателями соответственно их опыту, способностям и старанию.
Учитесь распределять обязанности, распоряжаться и контролировать, поощрять и взыскивать, опираться на силу общественного мнения коллектива. Требовательность должна быть систематичной. Эпизодическая требовательность чревата конфликтами и не дает нужных результатов.
Распоряжения давайте в форме поручений и просьб. Они должны быть предельно четкими и ясными. Изложите требование к качеству работы, ее объему и сроку исполнения.
Дисциплинарные требования должны быть одинаковы ко всем. Требования к качеству работы предъявляйте с учетом возможностей воспитателя. Непосильные требования вызывают протест, портят людям настроение.
Главный путь познания воспитателя – наблюдение и анализ его деятельности. Оценивайте людей исключительно по их делам.
Никогда не теряйте самообладание. Всплески раздражения воздействуют на воспитателя меньше, чем спокойный, тактичный анализ его поведения. Невыдержанность, крикливость – свидетельство низкой культуры, признак его слабости, а не силы.
От вас, вашего поведения, в первую очередь зависит создание бодрой, жизнерадостной атмосферы в детском саду. Настроение воспитателей зависит от успешности его работы, теплоты общения и взаимопомощи в коллективе. Равное обращение со всеми членами коллектива – одно из главных условий сплочения. Будьте оптимистичны и в сложных ситуациях не теряйте бодрости духа: это вселяет в воспитателей уверенность в успех дела.
Учитесь правильно реагировать на критику. Услышав о себе нелестное мнение, терпеливо опровергайте его делами и только делами, тогда люди легко разберутся, где истина и где ложь.
Рационально организуйте свой труд, планируйте работу. Приучайте себя и других соблюдать установленный распорядок дня. Никогда и никуда не опаздывайте и требуйте этого от других.
Контролируйте выполнение поручений, заданий, принятых решений: отсутствие контроля может навести воспитателей на мысль о ненужности выполняемой работы; в то же время следует избегать мелочной опеки над педагогами. Если в вашем коллективе имеется хоть один недобросовестный работник, сделайте все необходимое, чтобы заставить его работать, иначе он может подорвать дисциплину во всем коллективе.
Приложение 2
План работы «Школы молодого педагога»
Цель: повышение уровня знаний педагогов в вопросах совместной деятельности с детьми.
Время проведения | Форма | Содержание работы | Ответственный |
Сентябрь | Анкетирование, наблюдение | Выявление проблем воспитательно-образовательной деятельности, уровня профессиональной компетентности молодых воспитателей | старший воспитатель |
Индивидуальные беседы и самоанализ | Определение сложностей в работе, перспектив к взаимодействию |
| | |
Консультационный пункт «Педагогическая гостиная» | Ознакомление с нормативно-правовой базой | старший воспитатель |
Оформление документации воспитателя ДОО в соответствии с ФГОС ДО. | старший воспитатель |
Октябрь | Консультационный пункт «Педагогическая гостиная» | Планирование образовательного процесса в рамках комплексно - тематического планирования в условиях введения ГОС ДО и типовой образовательной программы «Растим личность» | старший воспитатель |
Выбор темы по самообразованию | Старший воспитатель |
Взаимопосещения | Наблюдение за работой педагога-наставника в режиме дня | Воспитатели-наставники |
Практикум | «Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями | старший воспитатель |
Ноябрь | Консультационный пункт «Педагогическая гостиная» | Планирование работы с родителями. Использование нетрадиционных форм взаимодействия. | старший воспитатель |
«Организация развивающей предметно - пространственной среды в группе в свете требований ГОС ДО дошкольного образования» | старший воспитатель |
Тренинг | «Искусство общения». Тренинг для педагогов-наставников и молодых специалистов. | старший воспитатель |
Мастер - класс | Проведение педагогами–наставниками образовательной деятельности с детьми по разным образовательным областям. | Воспитатели-наставники |
Декабрь | Консультационный пункт «Педагогическая гостиная» | «Методические рекомендации к проведению анализа открытого мероприятия» | старший воспитатель |
Практикум | «Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Классификация игр» Организация и руководство творческими играми детей. Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей (во второй половине дня). Организация и руководство игрой- драматизацией. Особенности проведения дидактических игр | старший воспитатель Педагоги-наставники |
Январь | Консультационный пункт «Педагогическая гостиная» | «Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса» | старший воспитатель |
Заседание методического совета | «Анализ состояния работы «Школы молодого воспитателя» за 1 половину учебного года». Анализ мероприятий: - Самоанализ молодых педагогов. - Перспективы, корректировка плана работы на 2 половину учебного года. | старший воспитатель |
Февраль | Мастер-класс по физическому развитию | «Физическое развитие дошкольников. Создание условий для охраны жизни и здоровья» Особенности воспитательно-образовательной работы по направлению физического развития. Организация двигательного режима в разных возрастных группах. Разработка конспекта занятия или другой формы работы. Использование подвижных игр на прогулке. Оформить картотеку подвижных игр по возрастам | старший воспитатель |
Март | Творческий час | «Развитие личности ребёнка в трудовой деятельности» Оборудование необходимое для организации трудовой деятельности дошкольника. Виды труда и их освоение детьми данной возрастной группы. Самостоятельная организация и руководство трудом дошкольников. Сотворчество воспитателя и детей в продуктивно виде деятельности | Молодые специалисты |
Отчетный показ | Проведение образовательной или совместной деятельности начинающих педагогов. | Молодые воспитатели |
Апрель | | | |
Практикум | «Артикуляционная, речевая гимнастика, дыхательные упражнения в эффективном речевом развитии ребенка-дошкольника» | Воспитатель |
Заседание методического совета | «Анализ состояния работы «Школы молодого воспитателя». - Анализ мероприятий - Самоанализ молодых педагогов | старший воспитатель |
Май | Консультационный пункт «Педагогическая гостиная» | Планирование воспитательно-образовательной работы в летний оздоровительной период. Выработка алгоритма составления перспективного плана на лето. | старший воспитатель |
| Семинар - практикум | «Инновационные технологии в МДОУ» - Технология оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей дошкольников. - Песочная анимация в детском саду. - Использование ИКТ – технологии для создания мультипликационного фильма в детском саду. | Педагоги-наставники |
Отчет на педагогическом совете | Итоги работы «Школы молодого воспитателя»: «Профессиональное самосовершенствование». - Презентации молодых педагогов «Я и мои воспитанники», достижения педагогической деятельности. - Анкетирование «Мои достижения - Перспективы работы школы на следующий учебный год. | старший воспитатель |
Приложение 3
Мастер-класс для молодых педагогов
в технике «Пластилинография» (жгутиковая пластилинография)
Тема: «Веселый снеговик»
Назначение: предназначено для педагогов, может быть интересен родителям, педагогам дополнительного образования.
Цель: формирование умения работать с пластилином в технике «жгутиковая пластилинография».
Материалы и оборудование: набор пластилина, стека, доска для лепки, салфетка для рук, картон синего цвета формата А-4 с силуэтом снеговика с метлой, «жгутики» белого и коричневого цвета, шприцы для каждого педагога.
Предварительная работа воспитателя: разработка и подготовка памяток – рекомендаций для каждого педагога. Организация пространства для проведения мастер – класса, презентация «Особенности техники «пластилинография». Подготовка образцов работ в технике.
Предварительная совместная работа воспитателя с педагогами: заготовка жгутиков из пластилина по образцу: у шприца (на 10-15 мл) немного обрезать «носик», положить в него белый пластилин (желательно мягкий), закрыть. Тоже проделать для коричневого цвета, положить шприцы в горячую воду на несколько минут, достать из воды, обсушить полотенцем, выдавливать пластилин в виде жгутиков на доску для лепки.
Предварительная работа с детьми: беседа о свойствах снега, лепка снеговика на улице, чтение стихотворений о зиме, снеговике; рассматривание сюжетных картинок на темы: «Зимние забавы», «Дети лепят снеговика», ООД с детьми в технике «пластилинография» на тему «Снеговик».
Ход мастер-класса:
Воспитатель: - «Добрый вечер, уважаемые педагоги! Сегодня я пригласила вас на мастер-класс. Мастер-класс – это «умею сама, научу вас». Я очень надеюсь, что все чему вы научитесь пригодиться вам в воспитании и развитии детей»
Пожалуйста, ответьте мне на вопрос: - «Чем любят рисовать ваши дети? (Ответы воспитателей)
Воспитатель: - «А ведь рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография (жгутики из пластилина из шприца)!» (Приложение 1).
План-конспект
Деятельность воспитателя | Деятельность педагогов |
Этап № 1. Вводный (мотивационный) |
Цель: мотивация педагогов к образовательной деятельности, активизация внимания, развитие речевой активности. Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой. Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! Вот о чем всю ночь свистел За моим окошком ветер! Он про снег сказать хотел И про то, что зиму встретил. Воспитатель: Снег укрыл не только землю, но и крыши домов, и деревья. Вокруг стало белым - бело. Поиграем в интересную игру, я буду читать стихотворение, а вы должны добавить слова, связанные со словом «снег». | Цель: включение в образовательную деятельность. Слушание стихотворения |
Игра «Доскажи словечко» |
Цель: упражнять в умении подбирать рифму. Воспитатель читает стихотворение, побуждая педагогов к договариванию фразы. Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю… (снег). С неба все скользят пушинки – Серебристые … (снежинки). Вот веселье для ребят – Все сильнее …(снегопад). Все бегут вперегонки, Все хотят играть в … (снежки). Словно в белый пуховик Нарядился … (снеговик). Рядом снежная фигурка, Это девочка … (Снегурка). Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил … (снег). | Цель: назвать как можно больше точных (правильных) ответов. Слушают и подбирают слова. |
Этап № 2. Основной (деятельностный). Беседа |
Цель: актуализация и закрепление ранее полученных знаний. Развитие свободного общения. Воспитатель: Зимой всегда много снега. Что можно делать из снега? | Цель: принять участие в беседе, отвечать на вопросы. Отвечают на вопросы: снежки, снеговика, снежную бабу, крепость. |
Отгадывание загадки |
Цель: приобщение к словесному искусству. Воспитатель: Меня не растили, Из снега слепили. Вместо носа ловко Вставили морковку. Глаза – угольки, Губы – сучки, Холодный, большой, Кто я такой? Воспитатель: А почему он так называется? Воспитатель: А каким образом это делают? Воспитатель: Скажите, а комки, из которых составляют снеговика, одинаковые по величине или разные? Воспитатель: А ведь лепить снеговиков можно не только из снега, а еще из пластилина. Посмотрите, какого снеговика я вылепила. (Показ изображения) Как называется такой способ лепки? С помощью чего создается изображение? Воспитатель: Давайте попробуем с вами вылепить много снеговиков, используя пластилиновые нити. Возьмите заготовки снеговиков и начнем. | Отгадывание загадки Отвечают: снеговик. Отвечают: потому что его лепят из снега. Отвечают: скатывают из снега комки, ставят один на другой, а потом украшают. Отвечают: комки разные: внизу – самый большой, на него ставится поменьше, а наверху, где голова, самый маленький. Рассматривают. Отвечают: пластилинография. Отвечают: с помощью пластилиновых нитей. Берут заготовки. |
Практическая работа |
Цель: развивать умение работать с пластилином в технике жгутиковая пластилинография. | Цель: практическая деятельность (продуктивная). |
Воспитатель с педагогами проговаривает алгоритм действий и приемы работы с пластилином в данной технике. |
Воспитатель: Какого цвета пластилин нам понадобится? Воспитатель: Помните, как надо лепить, используя «пластилиновые нити»? Как мы будем заполнять круги? Воспитатель: Как можно выложить «пластилиновыми жгутиками» метлу? Воспитатель: Выкладывать «пластилиновые жгутики» нужно аккуратно, не выходить за контур рисунка. Если испачкали картон, вытереть бумажной салфеткой. | Отвечают: белый – для снеговика, коричневый - для метлы. Отвечают: аккуратно брать «жгутик» двумя пальчиками, стараясь не растягивать его, чтобы не порвать, положить конец в середину круга, прижать и начать укладывать пластилин по кругу по часовой стрелке, прикладывая « жгутик» плотно друг к другу. Если «жгутик» закончился, взять следующий и продолжить выкладывание, пока не будет закрыт весь круг. Отвечают: возьмем коричневый «жгутик», будем выкладывать по контуру сверху вниз, обрезая стекой лишний пластилин. Слушают инструкции. |
Пальчиковая гимнастика |
Цель: Обогащение двигательного опыта, сохранение психического и физического здоровья. Воспитатель: давайте подготовим пальчики к работе. Воспитатель проговаривает слова и показывает движения: Снега мы возьмем немножко, Слепим мы снежки в ладошках. Дружно ими побросались, Наши руки и размялись. А теперь пора творить, Бабу снежную лепить. | Цель: обогащение двигательного опыта, развитие умения управлять кистями рук и пальчиками. Повторяют слова и движения за воспитателем. Хватательные движения пальцами, «лепка снежков», «бросаются» снежками, Растирают ладошки. |
Дыхательная гимнастика |
Цель: обучение приемам укрепления мышц носоглотки, регулированию глубины и частоты дыхания. Воспитатель: Пока мы снежки бросали, пальчики замерзли. Предлагаю их согреть своим дыханием. Глубоко вдохнули носиком, медленно через рот выдохнули теплый воздух на ручки (повторить несколько раз). | Цель: укрепление мышц носоглотки, дыхательных путей, развитие умения управлять своим дыханием. Слушают инструкции, выполняют. |
Выполнение работы |
Педагог контролирует работу и помогает. | Начинают выполнение задания. |
Физкультминутка |
Цель: профилактика нарушений осанки, снятие мышечного напряжения. Во дворе снеговики, Но весна свое берет, Топит солнце, снег и лед. Тихо тают толстяки, Оседают толстяки, Опустили головы, Уронили ручки. И остались на снегу Только снега кучки. Воспитатель: А что мы еще забыли сделать снеговику? Не забудьте доделать нужные детали. Используйте пластилин из коробки. Воспитатель наблюдает за работой педагогов, спрашивает об их действиях, помогает советами, быстро справившимся с заданием, предлагает оформить фон: из «пластилиновых нитей» выложить сугробы, из маленьких шариков – снежинки. | Цель: повышение двигательной активности. Встать, руки на пояс, надуть щеки. Руки опускают вдоль туловища, щеки сдувают: «худеют» Слегка согнуть ноги в коленях. Начать медленно приседать. Выполнить полуприсед. Опустить головы. Расслабить руки. Присесть, расслабиться. Отвечают: глаза, нос морковкой, рот. Доделывают детали. |
Этап № 3. Заключительный (рефлексивный) |
Цель: подвести итоги продуктивной деятельности Воспитатель: какой способ лепки мы сегодня использовали? Что вы использовали для изображения снеговика? Воспитатель выражает свое восхищение от работ педагогов, предлагает каждому сказать, чем его работа хороша. Выслушивает ответы, поощряет помощь педагогов в ответах друг другу, помогает при необходимости. | Цель: получить оценку своей деятельности. Отвечают: пластилинография. Отвечают: «Пластилиновые жгутики» Педагоги хвалят свои работы, помогают друг другу найти нужные слова. |
Воспитатель: Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные сегодня знания (Ответы педагогов).
Спасибо за активное участие в мастер-классе, за чудесные картины. Позвольте вам вручить памятки с советами и рекомендациями по обучению детей пластилинографии.
Приложение 4