СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсная работа на тему: «Бронепоезд №73 войск НКВД в боях за Дмитров»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конкурсная работа на тему: «Бронепоезд №73 войск НКВД в боях за Дмитров»»











Конкурсная работа на тему:

«Бронепоезд №73 войск НКВД в боях за Дмитров»





Выполнила:
ученица 7 класса
МОУ Икшинской СОШ

Руководитель:
учитель истории
МОУ Икшинской СОШ
Гусев Артем Николаевич











Икша,2021

Содержание



Введение…………………………………………………………………………….

Подвиг бронепоезда №73………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………….……………

Список источников и литературы……………………………………………































Введение.

В нынешнем 2021 году мы отмечаем восьмидесятилетие контрнаступления советской войск под Москвой. Разгром немцев под Москвой является ключевым событием первого этапа войны. Именно в ходе боев под Москвой был развеян миф о непобедимости немецкой армии. На территории Дмитровского городского округа шли решающие сражения битвы за Москву. Немецкое командование желало реализовать план по окружению Москвы с юга и севера. Одной из ключевых задач северной группы немецких войск было переход через канал Москва – Волга и взятие Дмитрова. На встречу продвигающемуся вперед врагу вышли советская пехота и техника.Одна из героических событий Дмитровской земли является подвиг бронепоезда №73 войск НКВД. В начальный период войны, в 1941 — 1942 годах бронепоезда действовали на всех фронтах великой войны, восполняя образовавшийся дефицит танков, производство которых только начиналось на вновь созданных заводах Урала и Сибири1.



















Подвиг бронепоезда №73.

В соответствии с приказом командующего зоной обороны г. Москвы генерал–лейтенанта П. А. Артемьева бронепоезд №73 прибыл на ст. Дмитров Савеловской железной дороги и вошел в оперативное подчинение командира 29-й отдельной стрелковой бригады 1-й Ударной Армии Западного фронта полковника И. П. Федотова. В соответствии с приказом командира 29-й отдельной стрелковой бригады бронепоезд находился в районе ст. Яхрома, курсируя на участке Дмитров – Турист, имея задачу охраны моста через канал Москва – Волга. 26 ноября 1941 г. в соответствии с приказом командующего 1-й Ударной армией генерал-лейтенанта В. И. Кузнецова бронепоезд вышел в район ст. Соревнования – Темпы2.

Внезапным и мощным ударом в ночь на 28 ноября немецкие войска захватили мост у поселка Яхрома и вышли на восточный берег канала Москва-Волга. По приказу генерала В.И.Кузнецова бронепоезд №73 войск НКВД со станции Вербилки в срочном порядке выдвинулся к Дмитрову, чтобы сдержать натиск превосходящих сил немецкой армии до подхода частей Красной армии.

Боевая задача на 28 ноября была сформулирована предельно четко и ясно: «в районе города Дмитрова выбить противника занятых им переправ через реку Яхрома и канал Москва-Волга и не допустить подхода резервов противника»3.

Бронепоезд №73 состоял из двух бронеплощадок и имел на вооружении четыре 76-миллиметровые пушки, восемь бортовых пулеметов «Максим», четыре башенных пулемета и зенитный взвод со счетверенными пулеметными установками. В боевой состав бронепоезда была передана десантная стрелковая рота. В целях улучшения маневренности и удобства применения бронепоезда и всех его огневых средств командир бронепоезда капитан Ф.Д.Малышев принял решение разъединить бронеплощадки. Самоходная площадка с которой в бой пошел комиссар бронепоезда И.Н.Криелевич, под командованием старшего лейтенанта А.И.Жукова шла по одному пути. Вторая площадка с бронепаровозом, в командирской рубке которого занял место капитан Ф.Д.Малышев, во главе со старшим лейтенантом Т.И.Сколышевым шла уступом по другому пути4.

Едва бронепоезд вышел за Дмитровский переезд как его начали атаковать немецкие войска. Впереди бронепоезда ехала бронедрезина, которой управляли два разведчика Иван Григоренко и Борис Зулаев. Именно они первыми заметили врага. На Дмитров двигалось более двух десятков танков, автомашины, бронетранспортеры с пехотой. Бронепоезд вступил в бой. Бойцы площадки А.И.Жукова первыми открыли огонь по немецким войскам. Немцы в ответ начали обстреливать железную дорогу. В ходе начавшегося боя немецкий снаряд поджег бронедрезину. Иван Григоренко погиб, а Борис Зулаев смог укрыться в окопе, откуда корректировал огонь пушек бронепоезда. Удар бронепоезда оказался неожиданным для врага. Мотопехота рассыпалась в цепи, по сторонам дороги расползлись танки. Враг пытался отбиваться из всех видов оружия. Несколько снарядов попали в бронеплощадку Жукова. Три снаряда разорвались внутри площадки, из строя вышел весь боевой расчет пушки. Были убитые и раненые, раненых вынесли с бронеплощадки. Сержант Кулешов заменил наводчика и другие номера расчета и бронеплощадка смогла дальше продолжать бой5.

В ходе боя немцам удалось подбить паровоз обслуживающей вторую бронеплощадку и она стала неподвижной мишенью. С целью вывести ее из боя немцы сосредоточили огонь по ней. На площадку, где был установлен счетверенный зенитный пулемет поднялся Н.Т.Фомичев которому удалось развернуть его для стрельбы по наземным целям. На некоторое время удалось сдержать натиск противника. В это время заместитель командира бронепоезда С.Ф.Знаменский направился на станцию Дмитров. На станции Дмитров стоял паровоз который С.Ф.Знаменский направил сторону бронепоезда. Паровозу под руководством С.Ф.Знаменского удалось пройти сквозь вражеский огонь и подцепить бронепоезд и тот медленно направился в сторону Дмитрова. В Дмитрове разбитый паровоз бронепоезда был оцеплен и на его место встал новый паровоз и бронепоезд снова устремился в бой. Более 7 часов длился бой бронепоезда с танками6.

Командир бронепоезда Мылышев писал о ходе боевых действий в донесении Кузнецову: «8.30 час 28 ноября 1941 г. получен от Вас приказ выслать на перегон Дмитров-Яхрома с задачей уничтожить противника, занявшего переправу: мост через канал Москва-Волга и не допустить на правый берег. После получения задачи БЕПО вышел на открытию позицию и прямой наводкой артиллерии и пулеметов уничтожая огневые точки противника находящиеся у моста, в результате чего дал возможность десантной роте продвинуться к мосту и занять оборону на правой стороне прикрывая огнем переправу. В результате 6-и часового боя БЕПО маневрировать на данном участке не удалось ввиду разрушенного железнодорожного пути и крушения товарного поезда на этом участке. Поэтому применить полного огня и маневра БЕПО не мог. Ввиду ограниченной маневренности БЕПО получил сильные повреждения»7. В ходе боя бронепоезд понес сильные повреждения: паровоз был выведен из строя, прямым попаданием артиллерийского снаряда в мотовагон была разбита командирская рубка и одна орудийная башня, второй мотовагон получил прямые пробоины. Существенные потери понес личный состав бронепоезда: было убито два человека, тяжело ранены и отправлены госпиталь семеро солдат, получили контузию комиссар БЕПО и командир мотовагона. В заключении донесения Малышев писал: «Ввиду серьезных повреждений материальной части и потери личного состава полных огневых действий БЕПО дать не мог. В крайнем случае при полной осторожности БЕПО может быть использован, как батарея на ж.д. с закрытой ОП. Поэтому прошу Вашего указания о дальнейшем боевом использовании БЕПО, или восстановления материальной части»8.

Боевая задача была выполнена, в результате боя 28 ноября противник был выбит с переправ, «подходившие к переправам резервы танков и мотопехоты метким огнем бронепоезда рассеивались на путях подхода, переправы прочно удерживались нашими частями. Огнем бронепоезда уничтожено три танка противника, четыре танка подбито, уничтожено большое количество мотопехоты»,- так описывался исход боя в наградном листе Малышева9.

Не смотря на понесенные потери, бронепоезд был способен выполнить боевую задачу на 29 ноября, которую ставило перед ним командование, а именно: «не дать противнику возможности сосредоточиться в районе деревни Починки и уничтожить огневые токи на левом берегу канала Москва-Волга»10.

В наградном листе М.Ф Малышева описан итог боев 29 ноября:«уничтожен наблюдательный пункт противника в д. Микишкино, восточнее Микишкино уничтожена минометная батарея, рассеян взвод пехоты. Приведенные данные уничтоженных огневых средств и живой силы противника не полные. Противник расстреливался на подступах на глубину 4 километров, полностью учесть не представлялось возможным. В бою с наступавшими танками и механизированными частями противника весь личный состав бронепоезда проявил организованность, стойкость, мужество, отвагу показал умение владеть сложной техникой и вооружением. 17 человек красноармейцев и начальствующего состава бронепоезда особо отличившихся в боях с фашизмом представляются к правительственным наградам». За проявленое мужство и героизм командир бронепоезда Малышев М.Ф. был предствлен к награде, в следующем, 1942 году, Малышеву был вручен орден Красной звезды11.

1 декабря бронепоезд вновь был выведен на боевое дежурство, в соответствии с приказом командующего 1-й Ударной армии генерал-лейтенанта В. И. Кузнецова вышел на станцию Каналстрой и обеспечивал сосредоточение 56-й отдельной стрелковой бригады и нескольких отдельных лыжных батальонов 1-й Ударной армии Западного фронта.

Однако, полученные в ходе боев серьезные повреждения бронепоезда, требовали срочного ремонта и 2 декабря 1941 г. бронепоезд в соответствии с приказом командующего зоны обороны г. Москвы генерал-лейтенанта П. А. Артемьева начал передислокацию в г. Ярославль для восстановления разрушенной и поврежденной материальной части12.



















Заключение.

Храбрость и самоотверженность экипажа бронепоезда №73 спасли Дмитров захвата немецкими войсками. На этом героические страницы бронепоезда №73 его командира Малышева не закончились. Бронепоезд руководство Малышева 1942 году оборонял стратегический важный центр южной части СССР город Сталинград.







































Список сокращений



БЕПО – бронепоезд













































Список источников и литературы

Источники

  1. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 243

  2. ЦАМО РФ. Ф. 208 (ЗФ). Оп. 2511. Д. 28.

  3. ЦАМО РФ. Ф. 301 (1 УдА). Оп. 6782. Д. 8


Литература



  1. Дроговоз И. Г. Крепости на колесах: История бронепоездов.-Минск: Харвест,2002.-С.45

  2. Кравченко Д. Бронепоезд № 73. Крепость из стали. URL: http://dmkray.ru/bronepoezd-73-krepost-iz-stali.html. Дата обращения (10.11.21)

  3. Тягачев А. Бронепоезд №73 URL: https://slrclarity.ru/bronepoezd-n73.html . Дата обращения (10.11.21)







1 Дроговоз И. Г. Крепости на колесах: История бронепоездов.-Минск: Харвест,2002.-С.45

2 Кравченко Д. Бронепоезд № 73. Крепость из стали. URL: http://dmkray.ru/bronepoezd-73-krepost-iz-stali.html. Дата обращения (10.11.21)

3 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 243. Л. 384.

4 Тягачев А. Бронепоезд №73 URL: https://slrclarity.ru/bronepoezd-n73.html. Дата обращения (10.11.21)

5 Там же

6 Там же

7 ЦАМО РФ. Ф. 301 (1 УдА). Оп. 6782. Д. 8. Л. 8.

8 Там же

9 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 243. Л. 385.

10 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 243. Л. 384.

11 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 243. Л. 35.

12 ЦАМО РФ. Ф. 208 (ЗФ). Оп. 2511. Д. 28. Л. 57