СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсная работа по краеведению "Духовный подвиг наших земляков".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа может быть использована при проведениии уроков истории, классных часов.

Просмотр содержимого документа
«Конкурсная работа по краеведению "Духовный подвиг наших земляков".»

 Духовный подвиг наших земляков       Авторы: Чугай Александр, Мурзюков Никита – учащиеся 9 и 6 классов МАОУ«СОШ№10» г. Реутов Московская область Руководитель: Гоманюк Татьяна Дмитриевна

Духовный подвиг наших земляков

Авторы: Чугай Александр, Мурзюков Никита – учащиеся 9 и 6 классов МАОУ«СОШ№10»

г. Реутов Московская область

Руководитель: Гоманюк Татьяна Дмитриевна

Цель работы: Осмысление духовного подвига Новомучеников и Исповедников Русской Церкви нашего края . Гипотеза: Основание мученической кончины – уверение в истинности христианского вероучения . Задача: Раскрыть значение сохранения памяти подвига Новомучеников и Исповедников Русской Церкви на примере священнослужителей и мирян родного края, пострадавших в годы гонений на веру. Актуальность темы: Знание исторического прошлого своего Отечества – неотъемлемая составляющая в формировании основ нравственных ориентиров современного человека. Новизна темы: На основе прослушивания лекций, докладов, встреч с служителями церкви анализируется и просматривается взаимосвязь исторических событий и нравственных основ общества.

Цель работы:

Осмысление духовного подвига Новомучеников и Исповедников Русской Церкви нашего края .

Гипотеза:

Основание мученической кончины – уверение в истинности христианского вероучения .

Задача:

Раскрыть значение сохранения памяти подвига Новомучеников и Исповедников Русской Церкви на примере священнослужителей и мирян родного края, пострадавших в годы гонений на веру.

Актуальность темы:

Знание исторического прошлого своего Отечества – неотъемлемая составляющая в формировании основ нравственных ориентиров современного человека.

Новизна темы:

На основе прослушивания лекций, докладов, встреч с служителями церкви анализируется и просматривается взаимосвязь исторических событий и нравственных основ общества.

В период между 1920 и 1930-ми годами в нашем Отечестве костер гонений на Православную веру и Русскую Церковь, разожгла новая власть, которая требовала не просто законопослушности от своих граждан, она вела борьбу за души людей. Предлагая людям делать то, что было противно их христианской совести и именуя это «борьбой с церковной контрреволюцией». Те, кто не согласились - предпочли смерть. В этом заключается величие их подвига. А их страдания— результат принятия ими Евангелия во всей полноте. С 1980-х годов в Русской Православной Церкви сначала за рубежом, а затем и в Отечестве начался процесс канонизации новомучеников и исповедников Российских. «Мы должны помнить и брать пример с новомучеников…. это они не убоялись гонений и даже самой смерти, претерпели мученическую кончину и достигли Царствия Небесного». Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

В период между 1920 и 1930-ми годами в нашем Отечестве костер гонений на Православную веру и Русскую Церковь, разожгла новая власть, которая требовала не просто законопослушности от своих граждан, она вела борьбу за души людей.

Предлагая людям делать то, что было противно их христианской совести и именуя это «борьбой с церковной контрреволюцией».

Те, кто не согласились - предпочли смерть. В этом заключается величие их подвига.

А их страдания— результат принятия ими Евангелия во всей полноте.

С 1980-х годов в Русской Православной Церкви сначала за рубежом, а затем и в Отечестве начался процесс канонизации новомучеников и исповедников Российских.

«Мы должны помнить и брать пример с новомучеников…. это они не убоялись гонений и даже самой смерти, претерпели мученическую кончину и достигли Царствия Небесного».

Митрополит

Крутицкий и Коломенский Ювеналий

На Реутовской земле 3 августа 1919 года  Святителем Тихоном (Беллавиным), Патриархом Московским и всея Руси была совершена литургия в Никольском храме села Николо-Архангельское, а затем молебен в молельном доме Реутовской мануфактурной фабрики .    Многие наши земляки оставались верными ВЕРЕ и СЛОВУ БОЖЬЕМУ. Ни путь скрытого предательства, ни путь открытого отречения для наших земляков оказался неприемлем, они хорошо понимали, что предательство своих собратьев равносильно отречению от Самого Христа: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» . (Мф. 25:40).

На Реутовской земле 3 августа 1919 года

Святителем Тихоном (Беллавиным), Патриархом Московским и всея Руси

была совершена литургия в Никольском храме села Николо-Архангельское, а затем молебен в молельном доме Реутовской мануфактурной фабрики .

  Многие наши земляки оставались верными ВЕРЕ и СЛОВУ БОЖЬЕМУ.

Ни путь скрытого предательства, ни путь открытого отречения для наших земляков оказался неприемлем, они хорошо понимали, что предательство своих собратьев равносильно отречению от Самого Христа:

«Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» . (Мф. 25:40).

 В соборе новомучеников Балашихинских пять священнослужителей, совершавших свой пастырский подвиг в храмах Балашихинского края, один мирянин и два священника из Верейского района Подмосковья, мощи которых пребывают в Казанском храме г. Реутова. Ко дню празднования памяти Собора новомучеников Балашихинских вышла в свет книга и была написана икона.  Художник Ирина Кулешова .  Игумен Дамаскин (Орловский), протоиерей Максим Максимов Мученик — это не просто человек, который страдает; это человек, который своим страданием свидетельствует о том, что его вера больше всего, что она дороже, драгоценнее всего на свете и что ради этой веры, ради Бога, в которого он верит, кого исповедует, стоит не только жить достойно, но и умереть. .

В соборе новомучеников Балашихинских

пять священнослужителей, совершавших свой пастырский подвиг в храмах Балашихинского края, один мирянин и два священника из Верейского района Подмосковья, мощи которых пребывают в Казанском храме г. Реутова.

Ко дню празднования памяти Собора новомучеников Балашихинских вышла в свет книга и была написана икона.

Художник Ирина Кулешова .

Игумен Дамаскин (Орловский),

протоиерей Максим Максимов

Мученик — это не просто человек, который страдает; это человек, который своим страданием свидетельствует о том, что его вера больше всего, что она дороже, драгоценнее всего на свете и что ради этой веры, ради Бога, в которого он верит, кого исповедует, стоит не только жить достойно, но и умереть. .

 На иконе в два ряда изображены девять образов святых. В центре композиции в первом ряду - святитель Тихон, патриарха Всероссийский, слева от святителя - священномученики Алексий Смирнов и Алексий Никольский, справа – священномученики Владимир Амбарцумов и Василий Холмогоров.

На иконе в два ряда изображены девять образов святых.

В центре композиции в первом ряду - святитель Тихон, патриарха Всероссийский,

слева от святителя - священномученики Алексий Смирнов и Алексий Никольский,

справа – священномученики Владимир Амбарцумов и Василий Холмогоров.

фото сщмч. Феодора Ремизова не сохранилось Во втором ряду : слева – священномученики Иоанн Державин и Александр Смирнов, справа – священномученик Феодор Ремизов (фото не сохранилось) и мученик Николай Гусев. Лики святых имеют большое портретное сходство, сохраняя при этом каноничность изображения При работе с ликами использовались фотографии и другие архивные материалы .

фото

сщмч. Феодора Ремизова

не сохранилось

Во втором ряду :

слева – священномученики Иоанн Державин и Александр Смирнов,

справа – священномученик Феодор Ремизов (фото не сохранилось)

и мученик Николай Гусев.

Лики святых имеют большое портретное сходство, сохраняя при этом каноничность изображения

При работе с ликами использовались фотографии и другие архивные материалы .

Священномученик Алексий Смирнов  Родился в 1870 году в селе Голубое Московской губернии в семье священника Сергия Смирнова. Окончил Московскую духовную академию.  Прошел путь священнослужителя от диакона до настоятеля Николо-архангельской церкви в селе Никольском Балашихинского района, а затем храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Косино Ухтомского района. В 1938 году был обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен к расстрелу. Погребен в безвестной общей могиле на полигоне в Бутово под Москвой.

Священномученик Алексий Смирнов

Родился в 1870 году в селе Голубое Московской губернии в семье священника Сергия Смирнова.

Окончил Московскую духовную академию.

Прошел путь священнослужителя от диакона до настоятеля Николо-архангельской церкви в селе Никольском Балашихинского района, а затем храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Косино Ухтомского района.

В 1938 году был обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен к расстрелу.

Погребен в безвестной общей могиле на полигоне в Бутово под Москвой.

Священномученик Алексей Никольский Родился 10 февраля 1877 года в селе Генино Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника.  В 1902 году окончил Московскую Духовную Академию. Служил до 1930 года священником в Троицкой церкви села Троицкое-Кайнарджи (современное Павлино Балашихинского района Московской области). Дважды был осужден по обвинению в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации . Расстрелян 8 марта 1938 г. Погребен в безвестной общей могиле. Троицких храм села Троицкое-Кайнарджи

Священномученик Алексей Никольский

Родился 10 февраля 1877 года в селе Генино Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника.

В 1902 году окончил Московскую Духовную Академию.

Служил до 1930 года священником в Троицкой церкви села Троицкое-Кайнарджи (современное Павлино Балашихинского района Московской области).

Дважды был осужден по обвинению в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации .

Расстрелян

8 марта 1938 г.

Погребен в безвестной общей могиле.

Троицких храм села Троицкое-Кайнарджи

Священномученик Владимир Амбарцумов Родился 20 сентября 1892 года в городе Саратове. Продолжил дело своего отца, обучая глухонемых. Получил образование в Берлинском политехникуме,  в Московском Императорском университете.  Талантливый физик, преподаватель, проповедник Евангелия, священник, организатор и председатель Молодежного христианского Движения. Выступил против Декларации 1927 года о поминании властей. Из-за этого вынужденно перешел на гражданскую службу. Заработанные средства отдавал семьям сосланных и умерших в заключении Священнослужителей . Неоднократно подвергался обыскам, арестам, допросам. После ссылки в 1934 г. поселился в Балашихинском районе. Жил в поселках Кучино, Никольское. В 1937 году приговорен к расстрелу. Храм Почаевской иконы Божией Матери у станции Салтыковка. Погребен в безвестной могиле на полигоне в Бутово под Москвой.

Священномученик Владимир Амбарцумов

Родился 20 сентября 1892 года в городе Саратове.

Продолжил дело своего отца, обучая глухонемых.

Получил образование в Берлинском политехникуме,

в Московском Императорском университете.

Талантливый физик, преподаватель, проповедник Евангелия, священник, организатор и председатель Молодежного христианского Движения.

Выступил против Декларации 1927 года о поминании властей. Из-за этого вынужденно перешел на гражданскую службу.

Заработанные средства отдавал семьям сосланных и умерших в заключении Священнослужителей .

Неоднократно подвергался обыскам, арестам, допросам. После ссылки в 1934 г. поселился в Балашихинском районе. Жил в поселках Кучино, Никольское.

В 1937 году приговорен к расстрелу.

Храм Почаевской иконы Божией Матери у станции Салтыковка.

Погребен в безвестной могиле

на полигоне в Бутово под Москвой.

Священномученик Василий Холмогоров Родился 25 января 1875 года в селе Андреевском Коломенского уезда Московской губернии в семье священника. Окончил Московскую Духовную семинарию. 22 июня 1911 года отец Василий был направлен служить в Никольский храм в селе Полтево Богородского уезда (ныне Балашихинский район) Московской губернии. Был заведующим и законоучителем Полтевской церковноприходской школы, до ее закрытия советской властью. Затем служил в Преображенском храме Подольского района. По обвинению в контрреволюционной агитации, был приговорен к 10 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях в Новосибирской области. Скончался 16 января 1938 году в Сусловском отделении Сиблага, погребен в безвестной могиле. Никольский храм в селе Полтево

Священномученик Василий Холмогоров

Родился 25 января 1875 года в селе Андреевском Коломенского уезда Московской губернии в семье священника.

Окончил Московскую Духовную семинарию.

22 июня 1911 года отец Василий

был направлен служить в Никольский храм в селе Полтево Богородского уезда

(ныне Балашихинский район) Московской губернии.

Был заведующим и законоучителем Полтевской церковноприходской школы, до ее закрытия советской властью.

Затем служил в Преображенском храме Подольского района.

По обвинению в контрреволюционной агитации, был приговорен к 10 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях в Новосибирской области.

Скончался 16 января 1938 году

в Сусловском отделении Сиблага, погребен в безвестной могиле.

Никольский храм

в селе Полтево

Священномученик Иоанн Державин Родился 25 мая 1878 года в селе Ануфриево Никольской волости Рузского уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Державина. Окончил Московсковскую духовную семинарию. Учительствовал в церковно-приходской школе, в земском училище. В 1929 году Иоанн Державин был обвинен в контрреволюционной деятельности, сослан. 3 декабря 1937 года приговорен к расстрелу. Протоиерей Иоанн Державин был расстрелян 15 декабря 1937 года  и погребен в безвестной могиле. Церковь Николая Чудотворца Новый Милет

Священномученик Иоанн Державин

Родился 25 мая 1878 года в селе Ануфриево

Никольской волости Рузского уезда Московской губернии

в семье псаломщика Николая Державина.

Окончил Московсковскую духовную семинарию. Учительствовал в церковно-приходской школе, в земском училище.

В 1929 году Иоанн Державин был обвинен в контрреволюционной деятельности, сослан.

3 декабря 1937 года приговорен к расстрелу.

Протоиерей Иоанн Державин

был расстрелян 15 декабря 1937 года

и погребен в безвестной могиле.

Церковь Николая Чудотворца Новый Милет

Священномученики Александр Смирнов и Федор Ремизов Служили в селе Вышегород Верейского уезда Московской губернии. Александр - в Крестовоздвиженской церкви , а Федор - Ризоположенской церкви. фото сщмч. Феодора Ремизова не сохранилось 14 ноября 1918 года в престольный праздник - память бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана вооруженный отряд латышей совершил расправу над Александром Смирновым и Федором Ремизовым. Так как они не приняли Декрет советской власти,  запрещавший любую форму проповеди. Священномученики Александр и Феодор были прославлены в лике новомучеников и исповедников Российских  на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Мощи священномучеников Александра и Феодора были обретены 8 октября 1986 года 20 сентября 2003 года мощи священномучеников Александра и Феодора были помещены в храме Казанской иконы Божией Матери в городе Реутове.

Священномученики Александр Смирнов и Федор Ремизов

Служили в селе Вышегород Верейского уезда Московской губернии.

Александр - в Крестовоздвиженской церкви ,

а Федор - Ризоположенской церкви.

фото

сщмч. Феодора Ремизова

не сохранилось

14 ноября 1918 года в престольный праздник - память

бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана

вооруженный отряд латышей совершил расправу

над Александром Смирновым и Федором Ремизовым.

Так как они не приняли Декрет советской власти,

запрещавший любую форму проповеди.

Священномученики Александр и Феодор

были прославлены в лике новомучеников и исповедников Российских

на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года.

Мощи священномучеников Александра и Феодора были обретены 8 октября 1986 года

20 сентября 2003 года мощи священномучеников Александра и Феодора были помещены в храме Казанской иконы Божией Матери в городе Реутове.

Мученик Николай Гусев Родился 9 декабря 1919 года в городе Москве. В семье кузнеца. Очень рано он остался сиротой. В тридцатых годах Николай  выстроил себе шалаш и вырыл землянку в лесу неподалеку от Реутова, вблизи святых источников у села Косино, в Никольском лес.  Верующие люди шли к нему с целью получения исцеления. Они видели в нем блаженного и прозорливого . Сотрудники НКВД арестовали его, заключили в Бутырскую тюрьму , допросили  и приговорили к расстрелу. Погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Мученик Николай Гусев

Родился 9 декабря 1919 года в городе Москве.

В семье кузнеца.

Очень рано он остался сиротой.

В тридцатых годах Николай

выстроил себе шалаш и вырыл землянку в лесу неподалеку от Реутова, вблизи святых источников у села Косино, в Никольском лес.

Верующие люди шли к нему с целью получения исцеления.

Они видели в нем блаженного и прозорливого .

Сотрудники НКВД арестовали его, заключили в Бутырскую тюрьму , допросили

и приговорили к расстрелу.

Погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Дни памяти священомучеников Священномученик Василий Холмогоров  3 / 16 января Священномученик Алексий Никольский  23 февраля / 7 марта Священномученик Алексий Смирнов  9 / 22 марта Мученик Николай Гусев 26 сентября / 9 октября Священномученик Владимир Амбарцумов 23 октября / 5 ноября Священномученик Иоанн Державин 2 / 15 декабря Священноисповедник Роман Медведь 26 августа / 8 сентября Священномученики Александр Смирнов и Феодор Ремизов 1 /14 ноября

Дни памяти священомучеников

Священномученик Василий Холмогоров

3 / 16 января

Священномученик Алексий Никольский

23 февраля / 7 марта

Священномученик Алексий Смирнов

9 / 22 марта

Мученик Николай Гусев 26 сентября / 9 октября

Священномученик Владимир Амбарцумов

23 октября / 5 ноября

Священномученик Иоанн Державин 2 / 15 декабря

Священноисповедник Роман Медведь

26 августа / 8 сентября

Священномученики Александр Смирнов и Феодор Ремизов 1 /14 ноября

На окраине района Бутово на юге Москвы находится бывший полигон НКВД, где с середины 30-х и до начала 50-х гг. были расстреляны и похоронены десятки тысяч людей. Из них несколько сотен были в последнее время причислены к лику святых как мученики. В середине 90-х годов территория полигона была передана Русской Православной Церкви. На ней был построен деревянный храм в честь святых Новомучеников и Исповедников Российских. Теперь на полигоне постоянно совершаются службы пострадавшим здесь святым и панихиды по всем погибшим на этой земле.

На окраине района Бутово на юге Москвы находится бывший полигон НКВД, где с середины 30-х и до начала 50-х гг. были расстреляны и похоронены десятки тысяч людей. Из них несколько сотен были в последнее время причислены к лику святых как мученики.

В середине 90-х годов территория полигона была передана Русской Православной Церкви. На ней был построен деревянный храм в честь святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Теперь на полигоне постоянно совершаются службы пострадавшим здесь святым и панихиды по всем погибшим на этой земле.

Бутово - «Русская Голгофа» Г. Шуя Ивановской области Не все, которые умирали, были героями в течение своей жизни. Некоторые из них были слабые, греховные, но, когда пришло время или исповедовать свою веру во Христа, или отречься от Него, они не отреклись .

Бутово - «Русская Голгофа»

Г. Шуя Ивановской области

Не все, которые умирали, были героями в течение своей жизни.

Некоторые из них были слабые, греховные, но, когда пришло время или исповедовать свою веру во Христа, или отречься от Него, они не отреклись .

За годы гонений на православную веру и Церковь пострадало бесчисленное множество верующих, а также было уничтожено множество храмов. Восстанавливая порушенные святыни Подмосковной земли, мы вспоминаем подвиг наших соотечественников, пострадавших за веру. Своим посильным трудом по восстановлению разрушенных храмов мы свидетельствуем о почитании подвига тех, кто не склонил головы перед насилием, кто явил пример терпения и мужества, показал, как надо любить Христа, как нужно хранить в своем сердце веру православную и любовь к своему Отечеству.

За годы гонений на православную веру и Церковь пострадало бесчисленное множество верующих, а также было уничтожено множество храмов. Восстанавливая порушенные святыни Подмосковной земли, мы вспоминаем подвиг наших соотечественников, пострадавших за веру.

Своим посильным трудом по восстановлению разрушенных храмов мы свидетельствуем о почитании подвига тех, кто не склонил головы перед насилием, кто явил пример терпения и мужества, показал, как надо любить Христа, как нужно хранить в своем сердце веру православную и любовь к своему Отечеству.

Литература Игумен Дамаскин (Орловский), протоиерей Максим Максимов. «Собор новомучеников Балашихинских». Изд. Московская Патриархия. https:// i0.wp.com/www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2017/05/2P-20150516-VSN_6701-1200.jpg http://www.pravmir.ru/butovskiy-poligon-kak-russkaya-golgofa / https:// azbyka.ru   Данные для расчета см.:  http://pstbi.ru/bin/  code.exe/frames/m/ind_oem.html?/ans  6. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917—1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. 7.  Православная Энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000.

Литература

  • Игумен Дамаскин (Орловский), протоиерей Максим Максимов. «Собор новомучеников Балашихинских». Изд. Московская Патриархия.
  • https:// i0.wp.com/www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2017/05/2P-20150516-VSN_6701-1200.jpg
  • http://www.pravmir.ru/butovskiy-poligon-kak-russkaya-golgofa /
  • https:// azbyka.ru
  •   Данные для расчета см.:  http://pstbi.ru/bin/  code.exe/frames/m/ind_oem.html?/ans

6. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917—1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994.

7. Православная Энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!