Конкурсно-игровая программа по профориентации
для обучающихся 5 класса
«Радуга профессий»
Цели и задачи:
- активизировать профессиональное самоопределение учащихся; побуждение участников игры к осознанному выбору профессии; развитие профессионально важных качеств; определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление профессиональных перспектив.
Ход проведения
Просмотр мультфильма «В мире много разных профессий»
Классный рук.: Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на конкурсно-игровой программе по профориентации «Радуга профессий».
У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Эти известные строки В. Маяковского актуальны и сегодня. Самое сложное в жизни каждого человека – абсолютно точно выяснить, кем быть? Найти себя в мире профессий. Или, по крайней мере, задуматься над этим.
Уже сейчас ты начинаешь задумываться, кем хочешь стать во взрослой жизни. Что ты хочешь делать? Какую профессию выбрать?
Всё что нужно сделать – это осознать, что тебя на самом деле интересует, вдохновляет и пробуждает твой энтузиазм.
Всё зависит от тебя!
Знаменитый актёр Роберт Де Ниро сказал: «В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно».
Мы не можем не согласиться с этим высказыванием и добавлю от себя:
«Жизнь и выбранная вами профессия должна приносить радость, счастье и удовольствие».
Этими словами я открываю нашу конкурсно-игровую программу «Радуга профессий».
Ход игры
Задание 1. «Моя профессия»
Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Остальные команды должны отгадать название профессии. (Представитель от каждой команды подходит к столу, где разложены все буквы алфавита, вытягивает любую; команда совещается, показывает, остальные группы отгадывают профессию.).
Учитель: Придуманные вами профессии и составят название команды. Итак, у нас появились следующие команды «Л», «П», «Д», «В», «А».
Задание 2. «Конкурс-разминка» (Отвечаем хором)
Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Разные профессии». Вам надо закончить предложение.
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
Поезд водит… (машинист).
Пашет поле… (тракторист).
Самолётом правит… (лётчик).
Клеит книжки… (переплётчик).
В школе учит нас… (учитель).
Строит здания… (строитель).
Красит стены нам… (маляр).
Столы делает… (столяр).
Песни нам поёт… (певец).
Торговлей занят… (продавец).
На станке ткёт ткани… (ткач).
От болезней лечит… (врач).
Лекарства выдаст нам… (аптекарь).
Хлеб выпечет в пекарне… (пекарь).
Нарисует нам… (художник).
Сапоги сошьёт… (сапожник).
С другого языка переведёт… (переводчик).
Исправит кран… (водопроводчик).
Часы чинит… (часовщик).
Грузит краном… (крановщик).
Рыбу ловит нам… (рыбак).
Служит на море… (моряк).
Хлеб убирает… (комбайнёр).
В шахте трудится…(шахтёр).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто всё знает — молодец!
Профессий в мире много, а какая же из них подойдёт именно вам?
Задание 3. «Тестирование» Может быть, немного разобраться вам в себе самом поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка. Состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Время выполнения – 1 минута. (дети выполняют задание).
- Теперь подсчитаем количество треугольников.
А теперь слушайте ключ к тесту.
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.
Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди, имеющие хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко
чувствует всё новое и необычное.
- Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением. - Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути. Выбор профессии – очень важный шаг в жизни человека. Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия: Надо – могу – хочу.
Конкурс 4: «Угадай профессию». Проба профессии «Актёр»
-По преданию, семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в Храме Аполлона в Дельфах, написали на нем: “Познай самого себя”. Основная идея этих слов заключается в утверждении врожденности дарований и способностей. В этом конкурсе мы хотим проверить ваши актерские способности.
-Я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки соперникам нельзя.
-Необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов, а команда соперников должна угадать, какую профессию им демонстрируют.
-Капитаны прошу вас вытянуть карточку, с названием профессии, которую вы должны изобразить.
(капитаны вытягивают карточки, чем определяют профессию, которую необходимо изобразить)
-На подготовку времени нет, команда сообща должна в течение 5 секунд выбрать участника, а тот экспромтом изобразить профессию, а другая команда угадывает. Баллы получает команда, изображавшая профессию, за актерское мастерство, а команда, давшая правильный ответ получает 1 балл.
- Молодцы, актерскими способностями немного владеете!
- Пока наше жюри подводит итоги первых трех конкурсов, я предлагаю нашим гостям удивить нас своим актерским мастерством, а командам предстоит угадать, какая профессия представлена, чем ребята могут заработать дополнительные баллы в копилку команды, но выкрикивать нельзя, капитан команды должен поднять руку. Капитан, поднявший первым руку, получает право ответа.
(ведущий предлагает оставшиеся карточки зрителям)
(плотник, пилот, жонглёр, штукатур, доярка, швея, врач, шофёр, программист, учитель).
Конкурс 5. «Словесная дуэль»
-В каждом человеке есть задатки, способности, таланты, возможности.
-И сейчас мы это проверим. Каждой команде по очереди будет предлагаться вопрос, времени на обдумывание нет, если вы не знаете ответа, то достаточно сказать: «Дальше!»
- Вопросы будут задаваться в течение 30 секунд, если кто – то из членов команды дал ответ, не посоветовавшись со всей командой, ведущий принимает этот ответ как единственный, независимо от того, правильно или нет ответил игрок.
Вопросы для команд:
1. Мне поставила вчера два укола (медсестра)
2. От вирусов злобных компьютер наш чист: программы и файлы спас (программист).
3. Справедливей всех, друзья, споры все решит (судья)
4. Царь сегодня, завтра вор, роли все сыграл (актер)
5. Герои легендарные, в огонь идут (пожарные)
6. Замирает в страхе зритель – в клетке с тигром (укротитель)
7. Как воздушная принцесса, в форме легкой (стюардесса)
8. Решать проблемы четко, быстро, должны в правительстве (министры).
9. Лоботрясов укротитель, в школе учит нас …(учитель).
10. Знает точно детвора: кормят вкусно …(повара).
11. В море коварном товаров и цен бизнес – корабль ведет… (бизнесмен).
12. Высока, стройна, как ель, в платье модном топ-… (модель).
13. Вот вам чертёж, где каждый размер, новой детали дал…(инженер).
14. Дупло и берлогу, дом лисий и птичий, в лесу охраняет надёжно…(лесничий).
15. Печь гудит, как самовар, сталь в ней варит... (сталевар).
16. У слона иль мышки жар – их спасёт…(ветеринар).
17. Слёзо-носо-вытиратель в группе вашей … (воспитатель).
18. Шьёт прекрасно, порет лихо, рукодельница … (портниха).
19. Письма в дом приносит он, долгожданный … (почтальон).
20. Путь его тяжёл и долог, ищет залежи…(геолог).
-После этого конкурса я думаю, копилка команд хорошо пополнилась баллами, но это мы узнаем чуть позже. Молодцы ваша способность быстро думать и талант правильно отвечать изумительны!
-А сейчас переходим к следующему конкурсу…
Конкурс 6. Проба «Повар»
Из списка предложенных продуктов составить рецепт 3-х блюд.
Конкурс 7. «Мастер по маникюру»/ «Конструктор»
На листе бумаги вы обводите руку, вся команда должна сделать маникюр.
Конкурс 8. Проба «Поэт»
Сочинить стихи
Огурцы — продавцы.
Пример — офицер.
Океан — капитан.
Взор — прокурор.
Конкурс 9. Проба «Бухгалтер», «Экономист».
В тёплом хлеве у бабуси,
Жили кролики и гуси.
Бабка странною была -
Счёт животным так вела:
Выйдет утром за порог, сосчитает триста ног.
А потом без лишних слов
Насчитает сто голов.
И со спокойною душой
Идёт снова на покой.
Кто ответит поскорей,
Сколько было там гусей?
Кто узнает из ребят,
Сколько было там крольчат? (50, 50)
Конкурс 10. «Детективы»
В одном доме жили Боб, Сэм, Ким и Том. Однажды Боб и Сэм ...
Ведущий.
-Вот и подошла к концу наша конкурсная программа.
- Дорогие ребята! При выборе профессии не забывайте эти слова: “хочу”, “могу”, “надо”.
И закончить сегодня нашу конкурсную программу я хочу притчей, послушайте пожалуйста.
В одной далёкой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который совсем недавно был ещё ребёнком и только начинал свой жизненный путь. Но он то думал, что всё уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: « Что у меня в руках – живое или неживое?» Если мудрец ответил бы «живое», он сильно сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы «неживое» молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошёл к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: «ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ» ….
(подведение итогов, награждение команд)
6