Эссе « Педагог и наставник - учить и учиться»
учителя английского языка МОАУ «Гимназия№6» г. Оренбурга Кожевниковой Надежды Юрьевны
Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.
Ян Амос Коменский
Одной из самых уважаемых и одновременно трудных считается работа педагога. Для детей учитель является значимой фигурой, обязанной обучать не только школьным премудростям, но и жизненным. Хороший наставник может найти подход к каждому ребёнку, увлечь своим предметом, научить уважать своих одноклассников.
У знаменитых писателей, философов, учёных, политиков были наставники, передавшие ученикам важные или бесполезные — случается и такое — знания. Цитаты о профессии учителя дают представление о трудностях, выбранного пути, образе идеального воспитателя, ошибках образования. Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека.
Еще в далеком прошлом, в детстве, я любила играть в школу. Пыталась
преподавать, игрушкам, подружкам, порой учила родителей. Примером
для подражания являлась моя мама, заслуженный учитель, знаток своего
дела Близнецова Нила Фёдоровна. Вечерами садилась и наблюдала, как она составляла план, продумывая каждое действие, изготавливая макеты математических фигур, проговаривала и фиксировала красивым каллиграфическим почерком. Каждый раз в вечернее время суток Нила Фёдоровна, проверяя тетради, выполняла свою миссию. Я непринужденно подсаживалась рядом и с удовольствием наблюдала. Я сейчас понимаю, что учитель это не профессия, это образ жизни.
Мой педагогический стаж 23 года. Год работы в отделе образования с педагогами опытными и молодыми учителями дал мне понимание того, что
наставниками становятся не сразу, каждый человек в любом деле становится опытным постепенно, накапливая багаж знаний, приобретая всё новые качества, развивая свои способности. Наставничество, можно сказать, это одна из высших ступеней профессиональной деятельности каждого педагога. Учитель-наставник для молодого педагога – это как первый учитель для первоклассника, это тот, кто направляет по правильному пути, это тот, кто формирует безупречную, квалифицированную личность, он всегда будет примером для молодого поколения…
Современный учитель – это учитель, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников. Учитель, который не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах, так как владеет навыками профессиональной деятельности, которые с каждым годом все теснее связаны с идеей непрерывного образования.
Я считаю, что учитель XXI века выступает в роли наставника и помощника. На мой взгляд, он должен вместе с учениками выходить за привычные рамки учебного процесса через творчество. Интересы учеников для учителя – на первом месте. Учебные задания, ориентированные на сферу интересов и потребностей учащихся, улучшают результаты их работы, мотивируют на глубокое и всестороннее решение проблемы. Такие задания представляют интерес для учащихся и за пределами школы, в жизни, они способствуют стремлению учащихся углубиться в вопросы, которые они ищут в процессе обучения Сегодня найти массу данных по всем интересующим темам совсем не трудно. Поэтому преподаватель должен так организовать работу, чтобы «зажечь» воображение учеников и повысить качество их образования.
Учитель-наставник – это инженер, создающий еще никому неведомый шедевр: нового, молодого, творческого педагога. Действительно, изо дня в день, по кирпичику, по капельке, по крупинке, он вкладывает в своего ученика всё доброе, разумное, вечное, что так необходимо молодому учителю в жизни и его нелегкой работе, что подтверждает мой многолетний опыт наставничества.
Быть современным учителем-наставником трудно, но прекрасно. Наставник старается быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим не только для своих учеников, но и для своих молодых коллег, а ещё он счастливый человек. Ведь только у счастливого учителя могут быть счастливые ученики!
Чарльз Диккенс считал, что человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.