Конкурсное мероприятие: «У меня это хорошо получается»
Тема: «Обучение химии на основе трудов Д.И. Менделеева в условиях компетентностно-ориентированного подхода»
Добрый день, уважаемые коллеги! Алена Владимировна Гайдай, учитель химии Армизонской СОШ. Я рада встрече с Вами
Приём обратной связи "Ладошки".
Протягивая Вам свои ладони, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони.
Спасибо Вам за поддержку.
Предисловием к выступлению будет стихотворение - Щипачева Степана
"Читая Менделеева".
(под лирическую музыку читаю выразительно стихотворение)
«Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
все — от песчинок малых до планет —
из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой
строй Менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
входи в него, вдыхай, руками трогай.
Есть просто газ легчайший — водород,
есть просто кислород, а вместе это —
июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
и темно-бурые растворы брома,
и кажется вселенная сама
одной лабораторией огромной.
Тут мало оптикой поможешь глазу,
тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу —
глубины мирозданья скрыты в ней.
Будь то вода, что поле оросила,
будь то железо, медь или гранит —
все страшную космическую силу,
закованную в атомы, хранит.
Сменяются события, времена, общественные уклады, но остается память о человеке, о подвиге, о судьбе. Трудно переоценить роль Д. И.Менделеева в истории нашего Отечества. То наследие, которое он оставил после себя, поражает наше воображение своей многогранностью. «Сам удивляюсь - чего только я ни делывал на своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно" - так на склоне лет прокомментировал великий русский учёный Д.И Менделеев свою деятельность.
Актуальность и научный интерес темы бесспорны, во-первых 27 января (8 февраля) 2019 года исполнилось 185 лет со дня его рождения, а 1 марта 2019 года – 150-летие со дня открытия Периодического закона.
Изучая методические материалы популярных Интернет-сайтов для учителей химии и используя их в своей практике выделила для себя опыт использования научных трудов Д.И. Менделеева в обучении химии.
Считаю, что полученные знания учащиеся должны уметь применять для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решать практические задачи в повседневной жизни. Но, к сожалению, практика показывает другое.
Поэтому я пришла к выводу о необходимости использовать на своих уроках компетентностно-ориентиованный подход.
По данной теме известны такие научно-теоретические и научно-методические работы, как:
- монография Хуторского А. В. «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения»,
- «Компетентностный подход в образовании» доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Лебедева Олега Ермолаевича .
Использование образовательных технологий данного подхода позволяют активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, изменить позицию и характер деятельности учителя, изменить характер взаимоотношений между учителем и учеником. Дают возможность выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно. Поэтому максимально синтезирую на уроках труды великого учёного и региональный компонент, а именно те отрасли народного хозяйства, где его вклад значителен.
Использование цитат из произведений Д. И. Менделеева «оживляют» изучаемую науку, используются для создания проблемной ситуации.
«Даже имея …свободным, свойств его не нашли, потому что он тотчас же действует на тела, даже на платину, образуя соединения».
- это цитата из лекции Д. И. Менделеева по неорганической химии перед студентами Петербургского университета в 1870 году.
О каком веществе идёт речь?
Почему трудно было описать свойства этого вещества?
Предположите, как можно получить это вещество и каковы будут условия получения этого вещества.
С использованием этого высказывания можно создать проблемную ситуацию при изучении темы «Галогены».
«До сих пор, несмотря на разнообразнейшие попытки, не удалось ввести их в какие-либо соединения с другими элементами или между собой, что выделяет их из ряда всех прочих известных элементов и заставляет дополнить периодическую систему особую, нулевою группою, предшествующею первой»
- этой цитатой можно воспользоваться для создания проблемной ситуации при изучении тем
-«Строение атома» ,
«Виды химической связи».
О каких элементах идёт речь в высказывании Д. И. Менделеева?
Почему эти элементы имеют очень низкую реакционную способность?
Что вам известно об открытии этих элементов?
Какова роль периодического закона в открытии этих элементов?
Где расположены эти элементы в современном варианте периодической системы Д.И.Менделеева?
Применяю интерактивные групповые и игровые техники обучения, которые наиболее удаются на этапе целеполагания, проверки знаний, актуализации, при работе с текстом учебника, при практических и лабораторных работах. Активно применяю современные продуктивные технологии обучения на основе обучающих структур.
Создаю дидактические кейсы - своего рода систематику уже известных практико-ориентированных задач, электронных образовательных ресурсов для развития детской любознательности, интеллектуальной готовности для решения олимпиадных задач (ведь мой ученик уже покорил химическую олимпиаду на областном уровне).
Вплетая исторические факты в урок химии, я стремлюсь к их эффективной результативности, методическому разнообразию. Мой небольшой опыт использования наследия Д. И. Менделеева на уроках химии свидетельствует о том, что незаурядная личность учёного вызывает большой интерес у учащихся, способствует воспитанию патриотизма, преданности своему делу, целеустремлённости.
Thank you for attention! Good luck!