Конкурсное учебное занятие
«Не ошибся ли А.П. Чехов в выборе названия
для своего рассказа « О любви»?»
Цель: формирование предметных, личностных и метапредметных УУД
Предметные:
Создать условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы.
Отработать умения анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации.
Личностные:
умения оценить действия и ответы сверстников, себя и свои поступки через участие в совместной деятельности. Самомотивация учебной деятельности;
Метапредметные:
познавательные:
понимать художественный текст, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. Включаться в творческую деятельность.
регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, перенося навыки построения внутреннего плана действий из сферы межличностностного общения в учебную деятельность. Осваивать способы пошагового итогового контроля результата.
коммуникативные:
умения слушать, принимать чужую точку зрения, представлять свою.
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Технологии: проблемная, групповой деятельности
Способы действий.
1.Умение обобщать. 3. Пытаться самостоятельно дать объяснение, выдвигать гипотезу 4. Соотносить информацию с объектом. 4.Осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку в процессе работы над задачей.
Планируемый педагогический результат
Умения, работая в группе, создать конечный результат: устное высказывание на данную тему.
Способ и формат оценивания результатов работы. При подведении итогов работы оценивается:
Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем .
1. Мотивационный этап.
-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга таким образом? (Тепло, доверие, поддержка). Надеюсь, что атмосфера… будет и на нашем уроке.
2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.
-Перед вами КРОССЕНС. Угадайте слово, которое можно вставить вместо ? в центр кроссенса.
- Ребята, к сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ А. П. Чехова «О любви». Он был написан в 1898 году, впервые опубликован в журнале «Русская мысль» (№7).
-Скажите, вам интересно было читать этот рассказ? Чем он вас заинтересовал? О чем вы задумались, прочитав его? (Каким должен быть человек, чтобы стать счастливым? Какую роль могут сыграть сомнения в жизни человека? Какую роль играет любовь в жизни человека? Всегда ли любовь может осчастливить человека?)
-Эти и другие вопросы мы будем решать в ходе в ходе анализа этого рассказа.
-У меня в руках карточки с QR-кодами, в которых зашифрованы афоризмы о любви. Выберите одну любую.
- Расшифруйте тайнопись, пользуясь онлайн-приложением для считывания QR-кодов и запишите фразу на обратной стороне карточки.
3. Коммуникативная задача. Деление класса на группы.
-Учащиеся параллельного класса прочитали рассказ А.П. Чехова « О любви» и задумались над вопросом: почему писатель выбрал именно такой заголовок для своего рассказа.
Класс разделился на три группы
1. одни доказывали, что главные герои рассказа Алехин и Анна Алексеевна любят друг друга и знают, что такое любовь.
2. Вторые решили, что главные герои только думают, что любят, но так как они не знают силы этого чувства, сами себя обманывают, никакой любви у них нет.
3. Третьи решили, что эти главные герои любят, но находятся в такой ситуации, что не могут показать свои чувства.
-Внимательно прочитайте расшифрованный вами афоризм.
-К какой точке зрения, высказанной вашими ровесниками, он подходит по смыслу? Напишите цифру на обратной стороне афоризма(1, 2, 3)
-Поднимите карточки с цифрой 1. (Выборочно читаем афоризмы и убеждаемся в правильности выбора.)
… с цифрой 2….
… с цифрой 3…
Теперь те, у кого карточка под №1, садятся за 1 стол, карточка под №2 садятся за 2 стол… карточка под №3 садятся за 3 стол…
-Для эффективной и слаженной работы повторим правила групповой деятельности.
-Что помогает при работе в группе?
-Что мешает при работе в группе?
-Выберите лидера.
Задача лидера: правильно распределить задания внутри группы, чтобы каждый смог внести свой вклад в общее дело.
-Первая группа – прочитайте свою проблему…2,3…
-В решении проблемы вам поможет таблица. В ней перечень основных эпизодов. Проанализируйте эпизоды и соотнесите их со своей проблемой. Советую лидерам распределить эпизоды между членами группы. Лидеры групп в таблице указывают фамилии ребят, давших первыми правильный ответ. Эти мне нужны для выставления оценок за урок. Если содержание данного эпизода подтверждает вашу проблему, поставьте +, если не подтверждает, оставьте поле пустым.
(Слайд с проблемами демонстрируется на доске)
Эпизод | Страница | Соответствие проблеме | Чья идея |
Со слов: И тут мне представился случай познакомиться с Анной Алексеевной, женой Лугановича… до слов: точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери. | 53 | л | |
Со слов: Затем всё лето провел я в Софьине безвыездно…до слов: я не думал о ней, но точно легкая тень ее лежала на моей душе. | 54 | л | |
Со слов: Вхожу я в губернаторскую ложу … до слов: Но сегодня у вас вялый вид, — повторила она. — Это вас старит. | 54-55 | б | |
Анна Алексеевна выходила ко мне с озабоченным лицом и всякий раз спрашивала: — Почему вас так долго не было? Случилось что-нибудь? | 55 | л | |
Со слов: Ее взгляд, изящная, благородная рука… до слов: то я встречал ее в передней, брал от нее все ее покупки, и почему-то всякий раз эти покупки я нес с такою любовью, с таким торжеством, точно мальчик. | 55 | л | |
Со слов: Я был несчастлив… до слов: чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка. | 56 | б | |
Со слов: А приезжая в город… До слов: Она угадывала, что я приеду | 56 | л | |
Со слов: Мы подолгу говорили, молчали…До слов: Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто если бы мы разлюбили друг друга? | 56-57 | б | |
Со слов: И она, по-видимому, рассуждала подобным же образом… до слов: и тотчас же добавляла, что во всем городе едва ли найдется такая девушка. | 57-58 | б | |
Со слов: Я и Анна Алексеевна ходили вместе в театр…до слов: В городе уже говорили о нас бог знает что, но из всего, что говорили, не было ни одного слова правды. | 58 | н | |
Со слов: Мы молчали и всё молчали,… до слов: — Я так и знала, что вы забудете. | 58-59 | н | |
Со слов: Мы провожали Анну Алексеевну большой толпой…до слов: или не нужно рассуждать вовсе. | 59 | л | |
Со слов: Я поцеловал в последний раз…до слов: Потом пошел к себе в Софьино пешком... | 59 | лбн | |
???ВРЕМЯ НА ОБСУЖДЕНИЕ ЗАМЕРИТЬ!!!!!!!!!
Ребята работают в группах.
1. группа. Отчёт об анализе эпизодов. К какому выводу вы пришли?
1 группа:…
Наша группа пришла к выводу, что герои по-настоящему любят друг друга, потому что думают друг о друге, тоскуют в разлуке, заботятся друг о друге. Например, Алёхин нянчился с детьми Анны Алексеевны, с радостью носил тяжёлые сумки с её покупками. Анна Алексеевна волновалась, когда Алёхин долго не приходил, интересовалась о его самочувствии, помогала справляться с материальными трудностями, герои проводили вместе много времени как близкие друзья, ходили в театр. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа. Героям было приятно даже молчать рядом друг с другом.
2 группа:…
Модель ответа А. Мы не согласны с той точкой зрения, что герои не любят друг друга. Хотя Анна Алексеевна бывала иногда раздражена на Алёхина или холодна с ним, это не говорит о её нелюбви. Просто она осознавала, что живёт не так, как хотела бы, что не может открыто любить, просто не имеет права причинять боль своему мужу, что вынуждена сдерживать себя и скрывать свои чувства к Алёхину.
Модель ответа Б. Мы считаем, что между героями была скорее дружба, чем любовь. СМ. ответ 1 группы (забота)
Модель ответа В. … между героями не было любви. Например, Алёхин. Он вынужден заниматься имением, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя это вопрос чести. Ему чужда и неприятна его новая жизнь: он решает работать, но «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». Образ жизни не позволяет Алехину часто бывать в городе, иметь много друзей. Единственные близкие знакомые его – семья Лугановичей, с которой он сблизился со скуки. Анне Алексеевне опостылел её муж, простодушный, но скучный и недалёкий добряк Луганович. Поэтому она сблизилась с Алёхиным. Анна Алексеевна часто испытывала раздражение против Алёхина, что бы он ни делал и ни говорил. Если герой спорил, она принимала точку зрения соперника. Если бы Анна Алексеевна по-настоящему любила Алёхина, она не уехала бы с мужем, а осталась бы с любимым. Если бы Алёхин любил, он не сдался бы, а добился того, чтобы любимая женщина стала его женой.
3 группа: Мы считаем, что главные герои рассказа любили друг друга, но боялись показать свои чувства. С одной стороны, их мучил страх перед новыми отношениями, перед решительным разрывом со старой средой. С другой стороны – герои осознавали свою ответственность перед семьей, детьми, домом, которые мыслились в обществе как высшие ценности. Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», Ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье? Анна Алексеевна тоже не смеет открыться любимому человеку и скрывает от него и себя свое чувство. Она жертвует любовью ради семьи, ради спокойствия возлюбленного. «Ей казалось, что она уже недостаточно молода, недостаточно трудолюбива и энергична» для Алёхина, «чтобы начать новую жизнь»).
-Спасибо, ребята., за ваши продуманные и содержательные ответы . –Кто же из вас прав? Может быть, через своего героя Алёхина ответ нам подскажет сам Чехов?
-Какова ошибка главного героя? В чем именно он ошибался? ( В том, что боялся быть счастливым, не боролся за свою любовь.)
-2 группа приняла точку зрения тех, ребят, которые утверждают, что главные герои не знают чувства любви, не умеют любить, то тогда почему писатель дал рассказу название « О любви»?
- Если бы Чехов попросил нас, его читателей, помочь озаглавить его рассказ, то какие заголовки мы предложили бы после нашего обсуждения?
Еще одна несчастная любовь
Как нельзя любить
Любить могут только счастливые
Счастье в любви, любовь в счастье
О любви, которой не было
История об упущенном счастье
Предложите свой вариант заголовка, который бы отражал вашу собственную позицию по заданным вопросам.
Обсудите в группе и аргументируйте свой выбор.
-Чтобы сформулировать основную идея рассказа Чехова «О любви», вернёмся к вопросам начала урока.
Какую роль играет любовь в жизни человека? (Любовь - самое чистое и прекрасное чувство, которое окрыляет человека. Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.)
Всегда ли любовь может осчастливить человека? (Не всегда, когда она неразделённая, когда люди боятся своего чувства)
Какую роль могут сыграть сомнения в жизни человека? (Сомнения могут разрушить любовь. Для героев этого произведения, любовь оказалась мимолетным, упущенным счастьем.)
Каким должен быть человек, чтобы стать счастливым? (Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи… Нужно не бояться быть счастливыми, бороться за свою любовь, не бояться изменить свою жизнь, и тогда всё в жизни будет хорошо.)
Добавить рефлексию. Понравился ли урок? Какое настроение вызвал?
Д/З:
Напишите сочинение-рассуждение по рассказу А.П. Чехова « О любви» на тему: «От чего зависит счастье человека?»
В качестве эпиграфа выберите любую цитату о любви .
Приложение 1
Подборка афоризмов для проблематики занятия
Главные герои рассказа Алехин и Анна Алексеевна любят друг друга и знают, что такое любовь.
Любовь превозмогает все. Вергилий Публий Марон
Любить — это находить в счастье другого свое собственное счастье. Готфрид Вильгельм Лейбни
Любовь — это огонь, зажигающий душу. Джордано Бруно
Любить - это означает смотреть не друг на друга, а вместе, в одном направлении. Антуан де Сент-Экзюпери
Любовь — это взаимное изменение влюбленных, изменение обоих навстречу друг другу. Даниил Александрович Гранин.
Любить — значит жить сердцем. Жан Батист Анри Лакордер.
Главные герои не знают силы любви, сами себя обманывают, никакой любви у них нет.
1. Она знала, что не в состоянии выносить дольше звук его голоса, в котором не было любви. Маргарет Митчелл
2. Нелюбимый всегда лишний. Башкирские пословицы и поговорки
3. Люди искренне заблуждаются, думая, что любят, а на самом деле они попадают в зависимость от желания обладать другим человеком. Хорхе Букай
4. Нас раздражают не недостатки человека, а наша нелюбовь к нему…Омар Хайям
5. Если бы я любил, если бы это чувство жило во мне, всё было по-другому. Но я не любил, я пытался всё сделать правильно, но не по правде. Анхель де Куатье
6. Это была нелюбовь с первого взгляда. Борис Акунин
Главные герои любят, но находятся в такой ситуации, что не могут показать свои чувства.
1. Мы создаём обстоятельства, заложниками которых оказываемся. Поступи ты иначе хотя бы однажды, и все было бы по-другому. Анхель де Куатье.
2. Нам всем иногда нужен всего лишь маленький шаг для того, чтобы заставить обстоятельства работать на нас... Джордж Бернард Шоу
3. Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя. Лев Николаевич Толстой
4. Не всегда можно позволить себе роскошь – поступать по велению сердца. Олег Рой.
5. Иногда приходится идти туда, куда ведут обстоятельства. Терри Пратчетт.
6. Есть горькие истины, есть жизненные обстоятельства, от которых никуда не денешься. Халед Хоссейни.