СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсное эссе "Я-учитель"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель конкурсного  эссе "Я учитель" -раскрыть мотивы выбора профессии, отразить собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в мире.

Просмотр содержимого документа
«Конкурсное эссе "Я-учитель"»

Эссе «Я – учитель»

Бремени выбора «Кем быть? Какую профессию выбрать?» у меня не было. Я всегда знала, что буду учителем. Мама-учитель для меня всегда была авторитетом. Выбор нужно было делать только между предметами. В начальных классах я хотела стать учителем начальных классов, потом учителем рисования (любила рисовать), позже – учителем русского языка и литературы (взахлеб читала литературу и уважала своего учителя русского языка), в старших классах выбирала между учителем истории и татарского языка (любила оба предмета). В итоге, приехав уже поступать в вуз, сделала окончательный выбор: поступила в историко-филологический факультет КГПУ. Так в 1990 году и начался мой интересный путь в направлении «Школа»: легкий и сложный одновременно, притягивающий и порой отталкивающий, творческий и нудный (надоедавший бумажной волокитой!)…

Лев Толстой однажды выразил такую мысль: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». 

Какой же я все-таки учитель? Достаточно ли во мне любви к детям и профессиональной компетентности? Вопрос сложный. Я – не Мать Тереза, но уважаю личность своих учеников, стараюсь, чтобы они развивались на моих уроках и приобретали знания и умения, необходимые им в дальнейшей жизни. Я – не Мать Тереза, но ее слова и для меня являются жизненным кредом:

«То добро, которое ты делаешь сегодня, завтра люди забудут.

Все равно делай добро. 

Отдай миру самое лучшее из того, что у тебя есть, и мир попросит еще.

Все равно отдавай самое лучшее. 

Друг мой, в конце концов, то, что ты делаешь, все равно нужно не людям. Это нужно только тебе и Богу».

Да, это нужно мне самой. Помню, когда еще только-только начинала работать, ученики выпустили стенгазету и назвали меня «самой строгой и самой справедливой в школе». Да, справедливость и честность - моя черта характера, и многие дети это чувствуют и ценят.

Да, я – строгая. И считаю, лучше быть строгой и справедливой, чем любящей и очень «доброй». Знаю много педагогов, которые по доброте своей не могут объективно оценить знания своих учеников и «рисуют» оценки, тем самым мешая их правильной социализации. Ученик, который привык получать не соответствующие своим знаниям оценки, теряется в реальности и, возможно, в будущем выберет не соответствующие его способностям профессию. Я хочу, чтобы ученик получал оценки за знания и воспитывал в себе трудолюбие и целеустремленность. Конечно, вот здесь мои «хочу» и возможности и желания учащихся могут и не совпадать.

Буддийские монахи сравнивали людей с сосудами: одних – перевернутыми сосудами, других - дырявыми, третьих – отравленными.Если перевести это сравнение в школьную среду, «перевернутые» - это немотивированные учащиеся, которые не хотят учиться, им кроме физкультуры никакой предмет неинтересен. Как сделать так, чтобы твой любимый предмет, и они полюбили? К сожалению, не могу похвастаться, что решила эту проблему. Это тот случай, когда «доказывать человеку необходимость знания - это все равно, что убеждать его в полезности зрения» (Максим Горький).

С «дырявыми сосудами» попроще: это – дети, у которых кратковременная память, рассеянное внимание. Здесь педагогические знания и опыт могут помочь. Разнообразив методы обучения, помня простое «повторение-мать учения!» эту проблему можно решить.

«Отравленный» сосуд- это ученик, у которого произошла подмена ценностей. Общепринятые правила поведения, ценностные ориентиры он не хочет принять. Для него «миром правят деньги!» или «будут связи- будет все». Сложно работать с данным типом детей, но влияние школьной среды, различные ситуативные задания, проблемный метод, возможно, кое-какой позитив в его натуру вольют. Все зависит от силы семейных стереотипных установок.

А большинство детей- это все-таки «нормальные, цельные сосуды», готовые принять и приумножить, видоизменить ту информацию, которую ты им несешь. Они будут отстаивать свою точку зрения, и примут чужую, если увидят свою ошибку; они будут искать ответы на интересующие их вопросы не только в учебниках, но и в других источниках; они будут радоваться своим успехам и радовать тебя; они знают цену времени и знаниям.

И если мои профессиональные знания и умения дают свои положительные плоды, приносят пользу определенному числу будущих граждан страны, значит, мой труд не напрасен.

Самое главное понимать, что на тебя возложена большая ответственность. Именно это чувство не позволяет спокойно спать по ночам, именно это не позволяет «душе лениться»: побуждает искать, творить, изобретать. И помнить:

«Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру» (Лихачев Д.).

R.s. После того, как написала это эссе, попросила своих старшеклассников оценить меня как учителя; честно, без прикрас написать мою характеристику. Приведу отрывки нескольких работ (все отзывы, как ни странно, оказались только положительными. Даже была немного удивлена).

«Л.Р. увлекает каждого члена класса, относится ко всем с уважением, пониманием, все ученики для нее равны, что очень важно».

«Л.Р. умеет заинтересовать на своих уроках, ставит оценки, соответствующие нашим знаниям, не дает скучать на своих уроках»

«К каждому ученику свой подход, на интересующие меня вопросы дает внятный ответ; отлично проводит параллель между обществознанием и историей. Все ученики для нее равны (нет любимчиков)».

«Л.Р. –очень хороший педагог, да и вообще, человек добрый, открытый, знающий свое дело. И методы нашего обучения, и как она ведет урок, как объясняет- все это очень легко усваивается»

«Я думаю, что Л.Р. высококвалифицированный учитель, профессионал своего дела. Умеет донести до ученика учебный материал. Прислушивается к мнению учеников. Справедливая. Поможет реализовать идеи ученика. Тратит свое личное время на помощь в подготовке к ЕГЭ».

«В какой-то степени, Л.Р. является психологом для нас, т.е. умеет избежать конфликтов со своими учениками».



Фаттахова Л.Р., учитель истории и обществознания «МБОУ «Новошешминская СОШ»