Конкурс «Ученик, дорога, улица»
Номинация: «Образовательная практика безопасности»
Тема проекта: «Разработка системы формирования транспортной культуры обучающихся как фактор успешной профилактики детского дорожно-транспортного травматизма».
Западный административный округ г. Москвы
ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №804.
Огромный мегаполис, с большим количеством опасностей подстерегающих ребенка порой в неожиданных для него местах и ситуациях, безразличие взрослых, их нежелание, а порой и просто неумение оградить ребенка от опасности, предупредить и предвидеть ее, приводит к необратимым последствиям.
Решение проблемы формирования безопасной и комфортной жизненной среды школьника с особенностями развития заключается не только в обеспечении безопасного учебного и воспитательных процессов, но и создании условий для формирования умении организовывать свое безопасное пространство, в том числе и за пределами образовательного учреждения.
Отсюда вытекает необходимость вооружить каждого ребенка навыками рационального, адекватного, достойного поведения на дорогах и улицах города.
Профилактика детского травматизма в дорожно-транспортных происшествиях всегда была актуальной темой для всех типов образовательных учреждений. Решение этой задачи предполагает формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения правил дорожного движения и их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.
Но в настоящее время отсутствует единая система формирования транспортной культуры у детей с особенностями развития. Программы деятельности по данному направлению учебно-воспитательной работы в рамках общеобразовательной школы не всегда коррелированны под работу с умственно отсталыми детьми. Поэтому назрела острая необходимость в создании специальных пособий, методических рекомендаций, разработок занятий и интегрированных уроков по данной тематике.
Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения мы решили проводить по следующим направлениям:
Информационное – знакомство с вероятной «опасностью» и возможными последствиями; непосредственно обучение детей правилам дорожного движения; формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
Развивающее - формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о потенциальной опасности дороги и транспортного средства, о необходимости быть дисциплинированным и сосредоточенным пешеходом; развитие внимания, навыка ориентировки в пространстве, общемоторных навыков при движении в зоне дороги; отработка умений самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах; формирование и развитие общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить своей и чужой жизнью;
Методическое - разработка психолого-педагогического обоснования содержания работы по профилактике ДДТТ для разных возрастных групп с учетом особенностей психо-физического развития с последующим созданием банка методических рекомендаций и разработок; разработка схем индивидуального безопасного маршрута следования от дома до школы и обратно информационное обеспечение родителей, воспитателей этими данными.
Контрольное - разработка контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения системы формирования транспортной культуры учащихся.
О
собенностью учащихся коррекционной школы VIII вида является то, что навыки безопасного поведения на дороге у них формируются очень медленно и нестойко. Отличительной особенностью нашей работы по формированию транспортной культуры и законопослушного поведения мы считаем выработку этого поведения через игровую и творческую деятельность наших воспитанников. Ф
ормирование навыков законопослушного пешехода через вовлечение в творческую деятельность с опорой на знания, полученные в процессе учебной и тренинговой деятельности.
Т
олько при многократном повторении полученных знаний и умений в различных условиях, отработке чисто механических действий, доведение их до полной автоматизации, позволит нашим детям быть самостоятельными и адаптированными в условиях города.
Внедрение новых форм обучения в системе дополнительного образования школы позволило значительно расширить образовательные возможности учащихся в данном направлении. Учителями разработаны и апробированы программы системы дополнительного образования для детей разных возрастных групп: «Светофор», «Азбука д
ороги», «Мы и дорога».
Для реализации проектов по ПДД задействованы возможности школьной Леготеки. Учителя начальной школы подготовили занятия по тематике дорожной безопасности с использованием легоконструктора. Дети создают макеты улиц и дорог, моделируют дорожные ситуации. Школьной студией были сняты 4 учебных ролика по ПДД с использованием Лего.
Д
ля дальнейшей отработки навыков правильного поведения на улицах и дорогах города, учащиеся выходят на школьный двор, где создан автогородок с дорожной разметкой, переходами и светофорами. В условиях плохой погоды для этой работы используются мобильные пособия «Пешеходный переход», «Дорожные знаки», которые при необходимости можно размещать в холлах школы. Пособия изготовлены учителями с помощью родителей учащихся.
У
чащиеся младшей школы на занятиях по изучению правил дорожного движения используют индивидуальные тетради – папки, в которых предусмотрены различные виды работ. Для учащихся среднего звена и старшей школы разработаны тетради с печатной основой для изучения правил дорожного движения на клубных и классных часах.
У
тренняя зарядка также имеет тематические дни, в которые используются упражнения, озвученные в соответствии с тематикой дорожной безопасности. Информационный банк постоянно пополняется методическими разработками интегрированных уроков и «минуток безопасности», которыми заканчивается каждый последний урок в школе.
Для обобщения и контроля знаний учащихся, при изучении правил дорожного движение задействовано пособие «Палитра», к которому учителя школы разработали карточки «Дорожной безопасности» и переносное пособия для фронтальной работы на доске.
З
авершающим итогом работы в данном направлении стала общешкольная игра «Светофор», на которой учащиеся смогли показать все свои знания, приобретенные умения и навыки самостоятельных действий на улицах города.
Основой системы работы по формированию транспортной культуры обучающихся, сложившейся в нашей школе, является понимание того, что научить грамотному поведению в трудной дорожной обстановке современного города возможно лишь при проведении постоянной, кропотливой, вариативной работы с использованием различных форм и методов, учитывающих психофизические особенности развития каждого обучающегося в коррекционном образовательном учреждении ребенка.