Тема урока: Знакомство с разделом «Люби живое». Тип: Изучение нового материала (открытие нового знания).
Ход урока:
Организационный момент: Добрый день, я рада видеть вас! Давайте знакомиться. Меня зовут Татьяна Владимировна.
- Сегодня я проведу для вас урок литературного чтения. Сядьте ровно и красиво, мы начинаем наш урок.
- Прозвенел звонок весёлый, Знать настал познаний срок. Если вы уже готовы? Ну, тогда начнём урок!
- Чтобы урок прошёл плодотворно нам необходимо проверить, все ли принадлежности мы достали на рабочие места.
- Замечательно!
Мы сюда пришли учиться. Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно.
Я желаю всем добра, если будет трудно – помогу всегда!
Фиксация отсутствующих: (Скажите, а все ли учащиеся класса присутствуют на уроке?)
Актуализация знаний и мотивация к деятельности.
Внимание на экран вы видите текст скороговорки.
Чтобы было всё ОКʹ, поработаем над ней.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.
- Дети, какой согласный звук повторяется в данной скороговорке?
-Прочитайте, пожалуйста, выразительно (хором).
-Прочитайте с ускорением (хором).
-Кто хочет прочитать для нас? (2 человека)
Молодцы, ребята!
Теперь перед вами рифмовка. Давайте прочитаем её. Я читаю по строчке, а вы повторяете.
ТА – ТА–ТА – ЖИВЁТ ПОВСЮДУ КРАСОТА;
АТ–АТ – АТ – КАЖДЫЙ ЗВЕРЬ НАМ МЛАДШИЙ БРАТ;
ТУ – ТУ – ТУ – БЕРЕЖЁМ МЫ КРАСОТУ;
ТИ – ТИ – ТИ – МЫ ВСЕ ВСОПИТАНЫ ПОЧТИ;
бЛЮ – бЛЮ – бЛЮ – ВСЁ ЖИВОЕ ЛЮБЛЮ.
Спасибо, замечательная работа!
Организация познавательной деятельности.
Проблемная ситуация: (ВЫЗОВ)
-Ребята, понимаете, я сегодня к вам очень торопилась, собиралась и у меня всё - всё перемешалось. Где загадки? Где стихи? Мне без вас их не найти!
-Помогите мне отыскать конвертики разных цветов. Они «спрятались» в ваших индивидуальных рабочих папках. (показываю красную папку)
-Поднимите руку те, у кого «притаились» конвертики белого цвета (приложение №1). Они имеют свои номера, видите? Разверните, ознакомьтесь с их содержимым. Рассмотрите, прочитайте (про себя).
-У кого из вас зелёные конвертики? Также ознакомьтесь с содержимым (приложение № 2).
-Ребята, любите отгадывать загадки?
Тогда предлагаю поиграть в игру «Отгадай и покажи». Ребята, у которых обнаружились белые конвертики, читают нам по порядку загадки с 1 по 9, а остальные, у которых зелёные конверты показывают и называют нам отгадки. Хорошо?!
После работы с загадками учитель читает:
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
ёж, ворона, светлячок,
пёс, улитка – вас, зверюшки,
уважаю и ЛЮБЛЮ.
- К какой природе (живой или неживой) относятся перечисленные животные?
- Верно, все животные живые существа, как я и вы.
Значит всё их разнообразие конечно же (КАКОЕ?) – ЖИ - ВОЕ.
(Смотрим на экран, где транслируется видеоролик «Живая природа»)
- Видите, на каждой парте присутствуют треугольные конвертики с цветочком? (приложение № 3).
Это игра «СОБЕРИ КАРТИНКУ». Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, мы дружно откроем конверты с цветочками и соберём разрезной материал.
- Готовы? Принимайтесь за работу.
- Что получилось? «Вводный урок раздела «Люби живое».
- Откройте учебник на стр. 57. Посмотрите на иллюстрацию к разделу. Как вы думаете, о чем мы будем читать, к чему авторы нас призывают?
- Правильно - Любить всё живое, а это значит: бережно относиться к природе, заботиться о зверях и птицах, охранять растения и всё живое вокруг. - Внимание на экран. Вашему вниманию представляю видеоролик «Живая природа».
Затем ФОРМУЛИРУЮТСЯ ЦЕЛИ УРОКА
(с помощью учителя или самим учителем, в зависимости от уровня класса)
У: Сегодня мы с вами познакомимся с новым разделом учебника под названием «Люби живое», узнаем, какие произведения будем изучать и с какими авторами познакомимся.
Р: будем работать над Развитием умения сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности;
В: Будем говорить о бережном отношении к природе, учиться её охранять.
Динамическая пауза.
Сидеть за партами устали, мы тихонечко привстали.
Из-за парт все дружно встали и на месте зашагали:
К солнцу дружно потянулись, а затем к земле нагнулись.
Разогнулись, притаились, все на месте покружились;
Видим Хомка - хомячок полосатенький бочок…
Открытие нового знания.
- Посмотрите, п/д каждым из вас в индивидуальном материале есть листы с зашифрованным текстом.(приложение № 4).
- Положите материал для чтения перед собой и приготовьтесь читать, сначала используя приём «Чтение наоборот», а затем приём «Вычленения слов».
- Читать будем по цепочке. Готовы?
- Начали (читают выдержку из воспоминаний Михаила Михайловича Пришвина, замечательного отечественного писателя.1873-1954гг.)
Здорово вы умеете использовать эти приёмы!
- Теперь располагаем перед собой лист с правильно составленным текстом и следим старательно и слушаем внимательно. (Читаю текст обращения автора к детям).(приложение № 5).
- Вы, наверное, знаете, что Родиной мы называем землю, наших дедов, отцов, предков. Так?
- У каждого человека есть Родина, край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным, родным.
Какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина?
Выделите корень у предложенных слов, продолжите это ряд.
Рождение, родители, родство, родимый, родной…- родня, Родина.
Как вы думаете, слова природа и Родина имеют общий корень?
(А какие слова в русском языке называют однокоренными?)
- конечно, имеют, именно в нём, в корне заключён общий смысл всех однокоренных слов!
- Подберите синонимы к слову Родина (отечество, отчизна).
Получается, что как и природа, так и Родина – это родное место, или, другими словами, наш общий дом и каждый из его жильцов (нас с вами) хотел бы жить в красивом, чистом доме.
Работа в парах.
- Предлагаю поработать в парах и совместно изобразить на чистом листе, как вы видите наш общий дом- ПРИРОДУ и РОДИНУ или РОДНУЮ ПРИРОДУ. Берем листы (приложение № 6).
- На это вам отводится 5 минут.
По окончании времени, предлагаю разместить получившиеся работы на магнитной доске.
Как вы отлично поработали! Спасибо, ребята, благодаря вам получилась замечательная выставка.
За это я спешу вас отблагодарить: у меня есть замечательный мешочек, сейчас я пройду мимо вас по рядам, вы из него возьмёте свой презент.
Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
Скоро прозвенит звонок и закончится урок. А мне хотелось бы узнать, что вы смогли с урока взять?!
- Итак, я начну предложения, а вы прямо с мест их продолжите,..
Меня зовут …
К своему завершению подходит урок « Литературного …
Тема нашего урока …
Сегодня мы читали «Воспоминания …
Как называется земля, где мы родились? (Родина)
Что общего у слов: Род, Родина, природа?
Как нужно относиться к природе – нашему общему дому?
(бережно, с любовью, оберегать и охранять её, беречь).
Отлично!
- Ребята, давайте послушаем Д/З., оно дифференцированное и дано вам на листах в ваших папочках. (приложение № 7).
1- задание для всех. Вам необходимо поработать с экологическими раскрасками.
2 – задание для более подготовленных учащихся (приложение № 8).
Вам дан текст статьи Николая Сладкова «Они и мы». После её прочтения вам необходимо ответить на ряд вопросов содержащихся в приложении №8.
3 – задание дополнительное творческое (выполняется по желанию).
Нарисовать и рассказать о своих домашних животных.
(после подачи Д/з детям предлагается посмотреть театральное выступление экологической тематики)
- А сейчас СЮРПРИЗ, внимание - экологическая сценка
«Занимательная прогулка, или, как в походик мы сходили!»
Выступление детей МКОУ «Плосковская СОШ».