Карташева Ирина Анатольевна,
преподаватель ГБПОУ «ПГК»
КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СТИМУЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СИСТЕМЫ СПО
Современные образовательные реформы в России активизировали поиск новых методологических оснований, концепций и инноваций в деятельности среднего профессионального образования.
Важнейшей задачей системы среднего профессионального образования является совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня профессиональных знаний, формирование у студентов системного мышления, ориентированного на эффективное использования приобретенных навыков в будущей практической деятельности. Решение поставленной задачи достигается различными дидактическими приемами, среди которых одно из важных мест занимает проведение тематических конкурсов и олимпиад.
Вместе с тем, стоит отметить, что в современном коммуникационном пространстве одним из факторов, который способствует развитию у молодых людей творческих способностей, воспитанию любви к выбранной профессии, умению быстро реагировать на возникшие профессиональные проблемы, различные ситуации, умению импровизировать и быть гибким в рабочих ситуациях, являются именно профессиональные конкурсы и олимпиады. Профессиональные конкурсы и олимпиады по праву относятся к одной из наиболее действенных форм работы в целях повышения уровня профессиональной подготовки, развития и популяризации той или иной профессии.
Олимпиады профессионального мастерства обучающихся в системе СПО в соответствии с распоряжением Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России проводятся в целях:
выявления наиболее одаренных и талантливых студентов;
повышения качества профессиональной подготовки обучающихся, дальнейшего совершенствования их профессиональной компетентности;
реализации творческого потенциала студентов;
повышения мотивации и творческой активности педагогических работников в рамках наставничества обучающихся.
Основными задачами олимпиад являются:
проверка способности студентов к самостоятельной профессиональной деятельности;
совершенствование умений эффективного решения профессиональных задач, развитие профессионального мышления, способности к проектированию своей деятельности и конструктивному анализу ошибок в профессиональной деятельности;
стимулирование студентов к дальнейшему профессиональному и личностному развитию;
повышение интереса к будущей профессиональной деятельности;
развитие конкурентной среды в сфере среднего профессионального образования;
повышение престижности специальности среднего профессионального образования;
повышение роли работодателей в обеспечении качества подготовки специалистов среднего звена.
Конкурсы профессионального мастерства позволяют усилить практическую направленность профессионального образования. Участие в конкурсе дает колоссальную практику студентам и четкие представления о выбранной профессии, формирует творческую самостоятельность, правильную самооценку и самоопределение в профессиональной среде.
По результатам опроса, проводимого на сайте электронного журнала «Аккредитация в образовании» профессиональные конкурсы занимают значительное место в повышении престижа рабочих профессий.

Участие студентов в олимпиадах по различным дисциплинам, в том числе и по иностранным языкам, является важным компонентом учебной работы студентов и направлено на повышение качества профессиональной подготовки специалистов ссузов.
В связи с присоединением России к движению World Skills International и участием в конкурсах профессионального мастерства, появилась необходимость языковой подготовки студентов к участию в конкурсах по стандартам World Skills International. Английский язык важен для обмена опытом и идеями, для сотрудничества специалистов из разных стран.
Развитие рынка телекоммуникационных услуг и внедрение новых телекоммуникационных технологий требует владения английским языком: для перевода документов, технических паспортов, инструкций к оборудованию, произведенному за рубежом и написанным на английском языке требуется знание терминологии (названия оборудования и технологий).
В ГБПОУ «ПГК» сложилась многолетняя практика проведения профессионально ориентированных мероприятий. Одним из факторов, способствующих развитию творческих способностей, воспитания любви к выбранной профессии, умению быстро реагировать на возникшие профессиональные проблемы, различные ситуации, уметь импровизировать и быть гибким в рабочих ситуациях – являются конкурсы профессионального мастерства.
28 марта 2018 года в ГБПОУ "ПГК" проходил Региональный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся СПО Самарской области по профильному направлению 40.00.00 Юриспруденция.
В олимпиаде участвовали студенты колледжей Самарской области по специальностям 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и
40.02.02 Правоохранительная деятельность.
Программа конкурсных испытаний Профессиональной олимпиады для студентов ссузов предусматривала для участников выполнение заданий двух уровней. Задания I уровня формировались в соответствии с общими и профессиональными компетенциями специальностей среднего профессионального образования. Задания II уровня формировались в соответствии с общими и профессиональными компетенциями специальностей укрупненной группы специальностей СПО. Содержание и уровень сложности предлагаемых участникам заданий соответствовал федеральным государственным образовательным стандартам СПО, учитывал основные положения соответствующих профессиональных стандартов, требования работодателей к специалистам среднего звена.
Практические задания включали в себя «Перевод профессионального текста (сообщения)». На выполнение этого задания отводилось 45 минут.
Задание «Перевод профессионального текста (сообщения)» позволило оценить уровень сформированности: умений применять лексику и грамматику иностранного языка для перевода текста на профессиональную тему; умений общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные темы; способность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Задание по переводу текста с иностранного языка на русский включало 2 задачи: перевод текста, содержание которого включает профессиональную лексику; ответы на вопросы по тексту (вопросы предлагаются на иностранном языке). Объем текста на иностранном языке составляет (1500-2000) знаков. Задание по переводу иностранного текста разработано на языках, которые изучали участники Олимпиады (на английском и немецком).
Оценивание конкурсного задания «Перевод профессионального текста» осуществлялось следующим образом: 1 задача – перевод текста – 5 баллов; 2 задача – ответы на вопросы к тексту – 5 баллов. Критерии оценки являются едиными для всех специальностей УГС СПО.
Конкурсанты демонстрировали свои способности, индивидуальные и профессиональные качества, решали профессиональные задачи, максимально приближенные к реальным. Условия конкурса таковы, что участникам приходилось выполнять задания, в которых требуются все знания, которые приобретаются за время обучения. Видны сразу все промахи, все недочеты. Это очень важно, для того чтобы, понять, над чем нужно поработать, к чему нужно стремится и в чѐм нужно развиваться дальше.
Пользуясь иностранным языком для приобретения новых профессионально-значимых знаний и для углубления своего профессионального опыта, специалист расширяет компетентность не только для решения собственно профессиональных задач, но и для более глубокого понимания статуса своей профессии в обществе в целом.
С 14 по 16 мая 2018 года на базе Центра профессиональной подготовки (ЦПП) ГУ МВД России по Московской области им. майора милиции В.А.Тинькова, расположенном в г.Видное Московской области, прошел заключительный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования УГС 40.00.00 Юриспруденция.
Всероссийская олимпиада по данной укрупненной группе специальностей проходила впервые. В олимпиаде приняли участие победители региональных этапов 17 регионов России. Победителем олимпиады стала Кузняк Екатерина - студентка 3 курса по ГБПОУ МО «Красногорский колледж» Московская область. Представитель нашего колледжа в ходе проведения соревнований показал достойный результат.
Участие в конкурсе дает колоссальную практику обучающимся и четкие представления о выбранной профессии, формирует творческую самостоятельность, правильную самооценку и самоопределение в профессиональной среде.
Студент Поволжского государственного колледжа 19-летний фрезеровщик Михаил Воронцов стал лучшем представителем России по количеству набранных баллов на чемпионате Европы EuroSkills 2018.
Михаил выступил на чемпионате Европы по компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ» и получил золотую медаль. В Национальную сборную WorldSkills Russia юноша попал благодаря победе в финале V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), который прошёл в 2017 году в Краснодаре. Это лучший результат участия студентов нашего колледжа в конкурсах по стандартам World Skills.
Таким образом, олимпиады, профессиональные конкурсы и чемпионаты профессионального мастерства являются эффективным средством формирования профессиональных компетенций будущих специалистов, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения. Олимпиады и конкурсы стимулируют, и мотивируют личностное и интеллектуальное развитие молодого поколения, поддерживают одаренную молодежь, содействует их самоопределению и продолжению образования, развивают, и поддерживает интерес учащихся к познавательной деятельности.
Список литературы
Афанасьева, Т.П., Караваева, Е.В., Канукоева, А.Ш., Лазарев, B.C., Немова, Т.В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО и СПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. – М.: Изд. МГУ, 2007
Гавкина Н.Н. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения профессиональной компетенции [электронный ресурс] // http://vtk64.ru/wp-content/uploads/2015/03/gavkina-n.n.-konkursyi-professionalnogo-masterstva-kak-sredstvo-povyisheniya-professionalnoy-kompetentsii
Демьяненко Н. В., Ермакова Я. В. Профессиональный иностранный язык как инструмент интеграции выпускника российского ВУЗ в международное образовательное пространство // Молодой ученый. — 2013. — №1
Панфилова Е.Н. Роль студенческих олимпиад и профессиональных конкурсов в подготовке специалиста [электронный ресурс] // http://www.informio.ru/publications/id1374/Rol-studencheskih-olimpiad-i-professionalnyh-konkursov-v-podgotovke-specialista
Победа на чемпионате Европы EuroSkills 2018[электронный ресурс]
http://pgk63.ru/novosti/novosti-2018/WS-2018
Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации
Региональный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства Юриспруденция. [электронный ресурс] http://pgk63.ru/education/seminary/regionalnyj-etap-vserossijskoj-olimpiady-professionalnogo-masterstva-yurisprudenciya