СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсы профессионального мастерства как средство формирования практико-ориентированной среды в системе СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конкурсы профессионального мастерства как средство формирования практико-ориентированной среды в системе СПО»

Конкурсы профессионального мастерства как средство формирования практико-ориентированной среды в системе СПО

Т.В. Саблина, преподаватель высшей категории, старший преподаватель

ГБПОУ «Донецкий колледж ресторанного сервиса и торговли»



Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», миссией профессиональной образовательной организации является решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и подготовка квалифицированных специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Система среднего профессионального образования традиционно является практико-ориентированной. Она должна обеспечивать подготовку конкурентоспособных профессионалов, готовых к творческому труду, новаторской деятельности, самостоятельной работе, готовых к изменяющимся требованиям рынка труда и продвижению на рынок новых творческих наработок.

В последние десятилетия наблюдается острый дефицит в отношении рабочих специальностей, что вызывало необходимость повышения их общественного статуса. В ходе обсуждения данной проблемы правительством Российской Федерации была разработана «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций» на период до 2020 года. Согласно данной концепции, с целью поддержки талантливой молодежи и повышения привлекательности системы профессионального образования, в России проводятся олимпиады, конкурсы и чемпионаты профессионального мастерства.

В связи с этим появился Кластер «Профессионалитет» — это форма сотрудничества колледжей с предприятиями экономики Российской Федерации. Кластеры создаются в рамках федерального проекта «Профессионалитет», который направлен на обновление профессионального образования путём внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Участники кластера подписывают партнёрское соглашение. Благодаря этому предприятия получают возможность участвовать в управлении колледжами:

  • регулировать разработку и реализацию образовательных программ;

  • определять требуемое оснащение зон по видам работ;

  • привлекать своих работников к наставничеству во время производственной практики студентов.

Цель проекта «Профессионалитет» — подготовка конкретных кадров, в которых в данный момент нуждаются производственные предприятия. Студентов учат не абстрактным профессиям, а готовят под те задачи, которые решает предприятие.

Участие в профессиональных конкурсах дает возможность пробудить интерес, наполнить обучение профессиональным содержанием, адаптировать обучающегося к будущей профессии. Участие развивает не только творческие способности, но и вырабатывают способность ставить перед собой задачи и достигать цели. Особенностью, которая отличает конкурс профессионального мастерства «сегодня» от конкурса «вчера», является проведение и оценивание конкурсных заданий представителями работодателей. Участие в творческих профессиональных конкурсах предоставляет возможность студентам выйти за узкие рамки учебного процесса, вынести свою работу на суд зрителей и получить отклик. А признание успеха обучаемого – показатель профессионализма преподавателя.

Конкурсанты демонстрируют практические навыки, приобретенные за весь период обучения, талант, мастерство, креативный подход и полет фантазии. Конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся колледжа являются стартовой площадкой для участия талантливых студентов в областных олимпиадах.

Главными задачами чемпионатов являются: создание условий для реализации творческого потенциала молодежи в области сервиса и туризма, пропаганда творчества молодых специалистов. Конкуренция очень велика. Поэтому студенты колледжа готовятся к ним с большой отдачей. Ежедневно на дополнительных занятиях с руководителем шаг за шагом осваивают навыки мастерства по различным профессиональным компетенциям.

Участник должен владеть всеми перечисленными практическими навыками, и в то же время обладать деловой хваткой и иметь навыки межличностного общения. Не менее важным, является знание последних тенденций и инноваций в области сервиса и туризма.

Таким образом, творческие конкурсы, олимпиады, чемпионаты являются необходимыми в процессе обучения по той или иной профессии или специальности. Участие студентов в конкурсах различного уровня позволяет подготовить конкурентоспособных профессионалов, готовых к творческому труду, способных достичь той вершины в профессиональном образовании, которая будет признана лучшим результатом. А преподавателям колледжа, очень важно создавать условия реализации практико-ориентированной среды для формирования и развития профессиональных качеств будущего специалиста, стимулирования ценностных ориентаций профессии, мотивов, целей, установки на адаптацию, определяющих направленность на профессионализм личности.


Список литературы

  1. Афанасьева, Т.П., Караваева, Е.В., Канукоева, А.Ш., Лазарев, B.C., Немова, Т.В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО и СПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. – М.: Изд. МГУ, 2007

  2. Гавкина Н.Н. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения профессиональной компетенции [электронный ресурс] // http://vtk64.ru/wp-content/uploads/2015/03/gavkina-n.n.-konkursyi-professionalnogo-masterstva-kak-sredstvo-povyisheniya-professionalnoy-kompetentsii

  3. Панфилова Е.Н. Роль студенческих олимпиад и профессиональных конкурсов в подготовке специалиста [электронный ресурс] // http://www.informio.ru/publications/id1374/Rol-studencheskih-olimpiad-i-professionalnyh-konkursov-v-podgotovke-specialista

4. Формирование и оценка профессиональных компетенций студентов средствами конкурсов профессионального мастерства: электрон. ресурс. − Режим доступа: www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/konkurs/2016/rip.../yar-ped-kol-innovazproekt.docx.

5. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации