СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по теме: "Комплексный анализ художественного текста (по рассказу А.П.Чехова "Дама с собачкой")

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

анализ текста при подготовке к заданию 27 егэ

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме: "Комплексный анализ художественного текста (по рассказу А.П.Чехова "Дама с собачкой")»

Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к выполнению задания 27. Работа над сочинением".


Предметные результаты: научатся выполнять анализ текста, определять проблему, комментировать ее, определять позицию автора, подбирать аргументы, проводить пунктуационный анализ текста.


План.

1.Оргмомент. Приветствие, постановка цели урока.

2. Актуализация знаний по теме "Принципы правописания в русском языке"

Переход к теме: озвучить тему урока еще раз, вспомнить план написания сочинения.

Задание: Расположить части сочинения в нужной последовательности.

(1 ученик у доски)

3. Изучение нового материала.

Перед тем как познакомиться с произведением я предлагаю вам прослушать притчу.

1) Подготовка к восприятию произведения. Чтение притчи (заранее подготовленный ученик)

Куда уходит любовь? - спросило маленькое счастье у своего отца. - Она умирает, - ответил отец. Люди, сынок, не берегут то, что имеют. Просто не умеют любить!
Маленькое счастье задумалось: Вот вырасту большим и стану помогать людям! Шли годы. Счастье подросло и стало большим.
Оно помнило о своём обещании и изо всех сил старалось помогать людям, но люди его не слышали.
И постепенно Счастье из большого стало превращаться в маленькое и чахлое. Очень оно испугалось, как бы совсем не исчезнуть, и отправилось в дальний путь, чтобы найти лекарство от своего недуга.
Долго ли коротко ли шло Счастье, не встречая никого на своём пути, только стало ему совсем плохо.
И остановилось оно отдохнуть. Выбрало раскидистое дерево и прилегло. Только задремало, как услышало приближающиеся шаги.
Открыло глаза и видит: идёт по лесу дряхлая старуха вся в лохмотьях, босая и с посохом. Кинулось счастье к ней: - Присаживайтесь. Вы, наверное, устали. Вам нужно отдохнуть и подкрепиться.
У старухи подкосились ноги, и она буквально рухнула в траву. Немного отдохнув, странница поведала Счастью свою историю:
- Обидно, когда тебя считают такой дряхлой, а ведь я так ещё молода, и зовут меня Любовь!
- Так это вы Любовь?! поразилось Счастье. Но мне говорили, что любовь это самое прекрасное из того, что есть на свете!
Любовь внимательно взглянула на него и спросила:
- А тебя как зовут?
- Счастье.
- Вот как? Мне тоже говорили, что Счастье должно быть прекрасным. И с этими словами она достала из своих лохмотьев зеркало.
Счастье, взглянув на своё отражение, громко заплакало. Любовь подсела к нему и нежно обняла рукой. - Что же с нами сделали эти злые люди и судьба? - всхлипывало Счастье.
- Ничего, - говорила Любовь, - Если мы будем вместе и станем заботиться друг о друге, то быстро станем молодыми и прекрасными.
И вот под тем раскидистым деревом Любовь и Счастье заключили свой союз никогда не разлучаться.
С тех пор, если из чьей-то жизни уходит Любовь, вместе с ней уходит и Счастье, порознь их не бывает.
А люди до сих пор понять этого не могут...

2) Беседа по вопросам:

-Вы прослушали притчу. А кто знает, Что такое притча? При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение

-О чем эта притча, определите ее тему ( о Любви и счастье)


-Определите основную мысль притчи? (Любовь и счастье невозможны друг без друга)

3) Работа с текстом.

1) самостоятельное чтение учащимися текста.

-Отрывок какого произведения перед вами?


-Из какого произведения этот отрывок?

Давайте познакомимся с историей создания рассказа.

(рассказывает заранее подготовленный ученик)

История создания произведения «Дама с собачкой» берет начало в 1897 году. Тогда А. П. Чехов спланировал его первую редакцию. Изначально он думал назвать рассказ иначе. На протяжении всего года писатель делал заметки, собирал материалы, чтобы реализовать свой замысел. Наконец, в 1898 г. Антон Павлович написал «Даму с собачкой». На момент создания рассказа он пребывал в Ялте, где встретил свою любовь - Ольгу Книппер. Первые встречи Ольги Книппер с Антоном Чеховым проходили на репетициях спектаклей «Чайка» и «Царь Фёдор Иоаннович» 1898 года. С лета 1899 года между ними началась переписка, продолжавшиеся с перерывами до весны 1904 года. Известно о 443 письмах от Чехова к Книппер и более 400 писем от Книппер к Чехову.1901 года Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчались. Медовый месяц молодожёны провели в Башкирии, в Андреевском туберкулёзном санатории в селе Аксёново. Она любила Чехова и в отличие от его родных готова была бросить все и переехать из столицы к больному мужу в провинциальную Ялту. Но тот сам её остановил, написав, что они — идеальные супруги, ибо не мешают друг другу заниматься любимым делом. И умер он у неё на руках на немецком курорте Баденвейлер, куда приехал после Ялты в 1904 году»

Впервые произведение А. Чехова «Дама с собачкой» было опубликовано в 1899 г. в журнале «Русская мысль». Читатели восприняли рассказ с восторгом, ведь произведение ознаменовало возвращение А. П. Чехова к творчеству.

- Определить тему отрывка (двое возлюбленных, которые не могут быть вместе)

-Кто главные герои произведения? (Гуров Дмитрий Дмитриевич, Анна Сергеевна Дидерец)

-Что чувствуют герои? (грусть, переживания, любовь. Им плохо оттого, что они не могут быть вместе). Какие слова вам помогли определить это?

(называют предложения и словосочетания)

- От какого лица ведется повествование? О чем это говорит? (от третьего - объективность повествования)

Работа над проблемой произведения

- Подчеркните предложения и слова, которые помогут вам сформулировать проблему текста. (называют предложения)

- Запишите проблему внизу листа, КАЖДЫЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО!

- Опрос по проблемам, комментирование.

- А теперь посоветуйтесь в группе и решите, по какой проблеме вы будете работать.

Работают в группах, выбирают проблему.

Озвучивают, какую проблему выбрали.


- Поменяйтесь листами (меняются).

- Слов какой части речи больше всего в этом тексте? Почему? (глаголов, так как описываются переживания героев)

- Какие синтаксические конструкции преобладают? Какие предложения?

(простые осложненные или сложные, потому что так синтаксис помогает понять идею произведения- запутанность ситуации, множество переживаний)

Теперь вам необходимо прописать комментарий к этой проблеме, опираясь на текст. У вас на столах есть памятки.

Определите стиль текста. (художественный)

- Какой комментарий мы должны написать? (текстовой, то есть опираясь на текст)

Сейчас я вам предлагаю написать комментарий по той проблеме, которую вы получили на листочках.

(прописывают комментарий, зачитывают )



Поменяйтесь листами.

(меняются листами)

-Как вы думаете, над чем мы будем работать дальше?

(над авторской позицией)

-Как в тексте выражена позиция автора? Выражена ли она прямо?

(нет, она не выражена прямо, но есть слова, указывающие на нее )

-Назовите эти слова, подчеркните (называют)

-Теперь пропишите позицию автора. (прописывают)

-Поменяйтесь листочками. Итак, перед вами снова та проблема, которую вы обозначили в тексте. Познакомьтесь с тем, что вам написали другие группы. Если хотите что-то исправить, исправьте. (работают)


На обратной стороне листа напишите свои фамилии и оцените работу друг друга, посовещавшись в группе.


Резерв: работа с аргументами . Сначала подбирают устно , потом письменно.


Подведение итогов

- Итак, скажите, чем мы занимались сегодня на уроке? Где нам это пригодится?

-Что, на ваш взгляд, было полезно, что вы возьмете с собой?

- Над чем нужно еще поработать* что было самым трудным?

Домашняя работа: приложение 2. Прописать собственное мнение и подобрать аргументы.

Индивидуальная работа.

1. Прописать свое мнение.

2.Заполнить таблицу примерами из литературы и личного опыта.

Учитель организует проверку фронтально.

Итак, вы подготовили материал к вашему домашнему заданию, запишите его в дневник.

А сейчас мы продолжаем работать с текстом. Посмотрите внимательно и скажите, каких предложений в текста много ? (сложных)

Правильно, а как вы думаете, почему? (сложные предложения передают сложность сюжета, переживания героев, указывают на их мысли )

Виды сложных предложений? (вспоминают, называют)

Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях?

(опред., изъяснит., обстоятельственные)

Практикум.

Подчеркнуть грамматические основы, объяснить пунктуацию.

1 группа - предложение


Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья; им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем; и точно это были две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках.


2 группа


Анна Сергеевна привязывалась к нему всё сильнее, обожала его, и было бы немыслимо сказать ей, что всё это должно же иметь когда-нибудь конец; да она бы и не поверила этому.

3 группа


Он всегда казался женщинам не тем, кем был, и любили они в нем не его самого, а человека, которого создавало их воображение и которого они в своей жизни жадно искали; и потом, когда замечали свою ошибку, то все-таки любили.

Выполняют задание.

Проверка - выступает один или несколько человек от группы ( на усмотрение самих детей)

Подведение итогов.