Класс: 9
Тема: «ОКСИДЫ СЕРЫ»
Тип урока: урок – изучения новой темы.
Цели:
Образовательные: Создание условий для закрепления изученного материала по теме «Сера».
Воспитательные: Создание условий для формирования умения работать в группе, воспитания взаимопомощи, положительного отношения к изучению химии, умений проводить самооценку и взаимооценку, сравнивать, делать выводы.
Развивающие: Развитие познавательного опыта.
Задачи:
Организовать продуктивную работу учащихся в парах с помощью заданий по изученной и новой теме;
Создать ситуацию успеха и взаимоподдержки детей через организацию работы в парах;
Поддерживать интерес с помощью создания проблемной ситуации;
Организовать взаимопроверку и оценку результатов работы.
Оборудование и материалы: проектор, листы ответов и ключи для взаимопроверки, сера, колба, спиртовка, спички, ложечка для сжигания,лакмус.
Мотивационный этап.
Если за день ничему не научился — Зря прожил день.
(Кит.)
Слайд 2
Этап повторения пройденного материала.
Диктант. Прослушайте утверждения два раза, если вы согласны поставьте цифру – 1, если не согласны – 0.
На внешнем уровне атома серы находится 4 электрона.
Электроотрицательность атома серы меньше, чем у атома кислорода.
Высшая степень окисления серы +6.
По отношения к металлам сера проявляет только окислительные свойства.
Пластическая сера - наиболее устойчивая аллотропная модификация.
Демеркуризация – это обеззараживание помещений от пролитой ртути с помощью серы.
Ромбическая сера образует октаэдр.
Сера хорошо растворима в воде.
Соединения серы с металлами называют сульфатами.
Сера горит с образованием сернистого газа.
В природе сера встречается только в соединениях сульфидах и сульфатах.
Большая часть серы идет на производство серной кислоты.
В сероводороде атом серы проявляет свою низшую степень окисления.
Водный раствор сероводорода образует сильную сероводородную кислоту.
Слайд 3.
Проводится взаимопроверка ответов на вопросы диктанта, используя ключ к вопросам. Оцените работу своего товарища.
КЛЮЧИ К ВОПРСАМ НА ХИМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 |
Этап изучения нового материала.
Слайд 4.
Проблемная ситуация:
Во многих лесах по всему миру можно найти целые области высохших, как хворост стволов деревьев. В крупных городах стены некоторых домов выглядят, как наждачная бумага и испещрены небольшими отверстиями. Светлые полосы на автомобилях, перилах лестниц и других металлических сооружениях также все чаще можно встретить на улицах. Какова причина этих явлений? Ответ подготовьте после изучения нового материала.
? Какие оксиды образует сера? ( Ответ учащихся).
Правильно ребята. Целью нашего урока является изучение свойств и применения оксидов серы SO2 и SO3. Слайд 5 -6
Используя материал учебник, заполните таблицу Слайд 7, ответив на вопросы. (Работа проводится в паре.) Первый вариант изучает свойства SO2, второй вариант - SO3.
Слайд 8
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ:
1.Степень окисления атома серы в оксиде.
2.Формула и название кислоты, соответствующей оксиду.
3.Физические свойства оксида.
4.Запишите реакции оксида серы с: H2O, Na2O, NaOH. Дайте название полученным веществам.
5.Применение оксида.
6. Способы получения оксида.
Этап оценивания и подведения итогов. Слайд 9.
Проверка самостоятельной работы учащихся. Предполагаемые ответы.
SO2 сернистый газ | SO3 сернистый ангидрид |
+ 4 | + 6 |
H2SO3 - сернистая кислота | 2.H2SO4 – серная кислота |
Бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворяется в воде, образуя слабую сернистую кислоту. Очень токсичен. | 3.Бесцветная сильно дымящаяся жидкость, растворимая в воде. |
SO2 + H2O = H2SO3 SO2 + Na2O = Na2SO3 сульфит натрия SO2 + 2NaOH = Na2SO3 + H2O | 4.SO3 + H2O = H2SO4 SO3 + Na2O = Na2SO4 сульфат натрия SO3 + 2NaOH = Na2SO4 + H2O |
Отбеливание шерсти, шелка, бумаги, консервирующих средств для сохранения свежих плотов и фруктов. | 5.Получение серной кислоты. |
2H2S + 3O2 = 2SO2 +2H2O S + O2 = SO2 ZnS + O2 = ZnO + SO2 | 6.S + O2 = SO2 2SO2 + O2 = 2SO3 |
Слайд 10. Демонстрация опыта.
S + O2 = SO2
Слайд 11.
Вы плодотворно поработали, а теперь давайте вернемся к нашему вопросу, и попытаемся на него ответить.(Обсуждение проблемной ситуации, поставленной в начале изучения новой темы.)
Слайд 12. Ответ: Кислотный дождь образуется в результате реакции между водой и такими загрязняющими веществами, как оксид серы (SO2) и различными оксидами азота. Эти вещества выбрасываются в атмосферу автомобильным транспортом, в результате деятельности металлургических предприятий и электростанций, а также при сжигании угля и древесины. Вступая в реакцию с водой атмосферы, они превращаются в растворы кислот - серной, сернистой, азотистой и азотной. Затем, вместе со снегом или дождем, они выпадают на землю.
Проблемы, которые возникают в связи с выпадением кислотных дождей( Ответы детей :
Деревья теряют часть листьев, становясь беззащитными перед морозами болезнями
Корни деревьев так же могут замедлить своё развитие, что скажется на нехватке питательных веществ
Из-за химических реакций почвы потеряют некоторые микроэлементы и станут менее питательными
Увеличение уровня кислотности воды и почв может стать проблемой для водных животных и растений
Кислотные дожди могут растворить скрепляющий раствор в кладках зданий, повредить конструкции из природного камня, особенно известняка, что, в свою очередь, может привести к потере прочности конструкций и сооружений
Слайд 13. Закрепление
Осуществите цепочку превращений. Реакцию № 3 запишите как ОВР, № 9 – ТЭД.






H2S S PbS SO2 H2SO3 MgSO3 SO2

SO3 H2SO4 Al2(SO4)3
Слайд 14. Рефлексия «Лист самооценки».
Узнал что-то новое | | Научился |
Расстроился | Я | Получил удовольствие |
Удивился | | Ничего не понял |
Слайд 15.
VI . Домашнее задание § 27, упр. 2, 5,
подготовить сообщение/ презентацию на выбор по темам: «Применение серной кислоты в промышленности», «Применение серной кислоты в медицине, «Соединения серы в природе», «Осторожно! Соединения серы!».
Слайд 16. Спасибо за урок.
Выставление оценок
5