СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Контрольно измерительные материалы составлены по всему курсу химии 9 класса в соответствии с ФГОС. В них включены лабораторные, практические работы;, контрольные изачеты в форме тестов ОГЭ
Правила техники безопасности:
Инструкция по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ.
Общие положения.
Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете химии лабораторных (практических) работ, связанных с химическим оборудованием.
Опасности в работе:
Использование химических реактивов (кислоты, щелочи, соли) и оборудования
Требования безопасности перед началом работы.
Перед началом каждой лабораторной работы, практической работы учитель проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, практических работ и экспериментов.
Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной и практической работ, и безопасные приёмы её выполнения
Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.
Ученик знакомится с правилами работы с химическими реактивами и химическим оборудованием.
Ученик соблюдает осторожность при работе с химическими реактивами и химическом оборудованием.
Учащийся не берёт без разрешения учителя реактивы, не относящиеся к работе и оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.
Учащийся не выносит из кабинета реактивы и оборудование.
Требования безопасности после окончания работы.
По окончании работы ученик собирает реактивы в специально отведенные контейнеры.
По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.
Практическая работа № 1 «Осуществление цепочки химических превращений»
Цель. Систематизировать знания учащихся о соединениях металлов.
Задачи.
Образовательные. На основании знаний о металлах и их кислородных соединений совершенствовать умения осуществлять цепочки превращений.
Развивающие. Развивать умения решать экспериментальные задачи, умения проводить лабораторные опыты, записывать уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.
Воспитательные. Воспитание аккуратности при выполнении практических работ по ТБ; бережное отношение к реактивам.
Ход урока.
Орг. момент.
Выполнение практической работы. Работа выполняется в парах. Учащиеся выполняют задание 1, задание 2 (1 - по выбору учащихся)
Инструкция к выполнению
Оборудование и реактивы: гидроксид натрия, сульфат кальция, карбонат натрия, соляная кислота, нитрат серебра, сульфат цинка, сульфат меди(),пробирки, штатив для пробирок, стеклянная палочка, воронка, фильтровальная бумага, спиртовка, пробиркодержатель, спички.
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием;
3) Использовать минимальные количества реактивов.
Ход работы.
Задание 1. Проверьте свою готовность к работе – выберите верные утверждения о правилах ТБ при работе в химической лаборатории.
А) пробирки с растворами солей нельзя нагревать в пламени спиртовки;
Б) вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус;
В) при попадании кислоты на кожу данный участок кожи необходимо промыть водой или раствором соды;
Г) работы с растворами солей проводят только в вытяжном шкафу;
Д) чтобы погасить пламя спиртовки, следует накрыть его колпачком.
Вариант 1.
Задание 2. Опытным путем проведите цепочку превращений: CaSO4 →CaCO3 → CaCl2 →AgCl
Действуйте по следующиму плану:
Запишите уравнения предполагаемых реакций и обменяйтесь тетрадями с соседом для проверки. (Если сомневаетесь, обратитесь к учителю.)
______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для каждого превращения составьте ионные уравнения реакций.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите вещества, необходимые для соответствующих реакций.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проведите необходимые опыты.
Рекомендации по осуществлению цепочек превращений.
Для проведения реакции берите твердые вещества в небольшом количестве (на кончике шпателя). Используйте также небольшие объемы (1-2 мл) растворов реактивов.
К полученному при проведении химической реакции осадку, с которым необходимо проводить превращения, добавьте 1-2 мл дистиллированной воды, перемешайте содержимое пробирки и профильтруйте. Затем промойте осадок на фильтре 2-3 раза порциями дистиллированной воды по 1-2 мл. Перенесите осадок с фильтра с помощью палочки в чистую пробирку, затем проводите следующее превращение.
Оформите отчет, заполнив таблицу.
Что делали | Наблюдения | Выводы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 2.
Задание 2. Опытным путем проведите цепочку превращений: CuSO4→ Cu(OH)2→ CuO →Cu
Действуйте по следующему плану:
Запишите уравнения предполагаемых реакций и обменяйтесь тетрадями с соседом для проверки. (Если сомневаетесь, обратитесь к учителю.)
______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для каждого превращения составьте ионные уравнения реакций.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите вещества, необходимые для соответствующих реакций.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проведите необходимые опыты.
Рекомендации по осуществлению цепочек превращений.
Для проведения реакции берите твердые вещества в небольшом количестве (на кончике шпателя). Используйте также небольшие объемы (1-2 мл) растворов реактивов.
К полученному при проведении химической реакции осадку, с которым необходимо проводить превращения, добавьте 1-2 мл дистиллированной воды, перемешайте содержимое пробирки и профильтруйте. Затем промойте осадок на фильтре 2-3 раза порциями дистиллированной воды по 1-2 мл. Перенесите осадок с фильтра с помощью палочки в чистую пробирку, затем проводите следующее превращение.
Оформите отчет, заполнив таблицу.
Что делали | Наблюдения | Выводы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа №2 по теме «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ».
Цели урока: применить знания, полученные при изучении темы «Металлы», в экспериментальном решении задач; закрепить навыки проведения химического эксперимента.
Оборудование и реактивы: NaOH, К2CO3, ВаCl2, Н2SO4, Fe, Na2SO4, СаCO3, КCl, CuSO4, НCl, вода, пробирки, штатив.
Ход урока
1.Организационный момент
ТБ: 1. При работе со стеклом (пробирки, колбы, стаканы, трубки) всегда помните, что стекло - очень хрупкий материал и что его легко разбить. Поэтому избегайте чрезмерных усилий при открытии склянок
2. При работе с растворами кислот и щелочей проявите осторожность. Если кислота или щелочь попала на кожу – не паникуйте, а сообщите об этом учителю, и немедленно промойте большим количеством проточной воды.
3.Перемешивайте растворы в пробирке быстрым энергичным встряхиванием или постукиванием.
Цель работы: опытным путем определить, в какой пробирке находится каждое из выданных веществ.
Оборудование и реактивы: NaOH, К2CO3, ВаCl2, Н2SO4, Fe, вода, пробирки, штатив.
Ход работы
Задание 1.
1.В пробирку 1добавил(а) воду. К полученному р-ру прилил(а) р-р Н2SO4
Нет видимых изменений
2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
2Na+ + 2OH- + 2H++ SO42- = 2Na+ + SO42+ 2H2O
В пробирке №1 находится NaOH
2. В пробирку 2добавил(а). К полученному р-ру прилил(а) р-р Н2SO4 Выпал белый осадок
H2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2HCl
+
+
+
=
+
+
+
=
В пробирке №2 находится ВаCl
3. В пробирку 3 добавил(а) воду. К полученному р-ру прилил(а) р-р Н2SO4 Выделяется углекислый газ
K2CО3+H2SO4= K2SO4+ H2O+ CO2↑
2K+ + CO32- +2H+ + SO42-= 2K+ + SO42- +H2O+ CO2↑
CO32- + 2H+= H2O + CO2↑ В пробирке №3 находится К2CO3
Задание 2.
Получите сульфат железа (2), исходя из железа. Запишите уравнение проделанной реакции и разберите окислительно-восстановительные процессы.
В пробирку с железными скрепками прилил(а) разбавленный раствор серной кислоты. Наблюдаю растворение железа и выделение водорода. В результате реакции образуется сульфат железа (II)
Fe +H2SO4 = FeSO4 + H2↑
Fe0 – 2e→Fe+2 восстановитель
Результаты опытов занесите в таблицу
Что брали | Что наблюдали | Уравнения реакций, выводы |
|
|
|
Практическая работа № 3 по теме «Подгруппа кислорода»
Цель: проверить знания при изучении темы «Подгруппа кислорода» и закрепить полученные знания с помощью опытов; продолжить формирование умений и навыков работать с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдая технику безопасности
Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, набор реактивов: серная, соляная кислоты, гидроксид натрия, лакмус, хлорид бария, нитрат серебра.
Ход работы
Задача 1. Провести реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты.
Написать уравнение реакции.
Задача 2. Даны три пробирки с растворами. Определить в какой их них находится серная кислота, соляная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Задачи подбираются с учетом возможностей учащихся и материальной базы кабинета.
Результаты опытов занесите в таблицу
Цель опыта | Формулы и названия вещества | Что делали, наблюдали, уравнения реакции | Выводы |
Доказать, H2SO4, состоит и иона H и сульфат-иона
| Серная кислота, лакмус, BaCl2 хлорид бария | Раствор серной кислоты, находящийся в пробирке, делим на 2 части. В одну пробирку добавляем лакмус, раствор ста красным, значит середа кислая. Среда определяется наличием иона водорода. Во вторую пробирку приливаем хлорид бария, выпадает белый осадок, значит там находится сульфат- ионы | |
Практическая работа № 4
Получение, собирание и распознавание газов
Цель: получить экспериментально некоторые газы.
Оборудование: гранулы цинка, соляная кислота, раствор пероксида водорода, оксид марганца, кусок мрамора, раствор уксусной кислоты, раствор известковой воды, раствор хлорида аммония, лакмусовая бумажка, спиртовка, пробирки, шпатель, стеклянная трубочка.
Ход работы:
Получение, собирание и распознавание водорода
В пробирку поместите две гранулы цинка и прилейте в нее 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
Накройте вашу пробирку пробиркой большего диаметра, немного заходя за край меньшей пробирки. Через 1—2 минуты поднимите большую пробирку вверх и, не переворачивая ее, поднесите к пламени спиртовки. Что наблюдаете? Что можно сказать о чистоте собранного вами водорода? Почему водород собирали в перевернутую пробирку?
2. Получение, собирание и распознавание кислорода
В пробирку объемом 20 мл прилейте 5—7 мл раствора пероксида водорода. Подготовьте тлеющую лучинку (подожгите ее и, когда она загорится, взмахами руки погасите). Поднесите к пробирке с пероксидом водорода, куда предварительно насыпьте немного (на кончике шпателя) оксида марганца (IV). Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
3. Получение, собирание и распознавание углекислого газа
В пробирку объемом 20 мл поместите кусочек мрамора и прилейте раствор уксусной кислоты. Что наблюдаете? Через 1—2 минуты внесите в верхнюю часть пробирки горящую лучинку. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
В пробирку налейте 1—2 мл прозрачного раствора известковой воды. Используя чистую стеклянную трубочку, осторожно продувайте через раствор выдыхаемый вами воздух. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
4. Получение, собирание и распознавание аммиака
В пробирку прилейте 1—2 мл раствора хлорида аммония, а затем такой же объем раствора щелочи. Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте на пламени горелки. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
Поднесите к отверстию пробирки влажную красную лакмусовую бумажку. Что наблюдаете? Осторожно понюхайте выделяющийся газ. Что ощущаете?
Оформите работу в таблице
Что брали | Что наблюдали | Уравнения реакции, |
|
|
|
Сделайте выводы.
Контрольная работа №1
Общая характеристика элементов и химических реакций. Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».
Время выполнения письменной контрольной работы- 40 мин.
Контрольная работа состоит из 2 вариантов. В каждом варианте 5 заданий.
Максимальный балл за выполнение одного варианта контрольной работы
-10 баллов.
Характеристика заданий
№ задания | Баллы | Пояснение |
1 | 1.5 | 0,5-определить элемент 0,5-составить формулу высшего оксида и водородного соединения 0,5-определить электронное семейство |
2 | 1 | 0,5-назвать, номер группы, номер периода 0,5- определить подгруппу в ПС |
3 | 3 |
|
4 | 2 | 1-определить вид связи 1-запись схемы образования связи |
5 | 2,5 | 0,5-за каждое вещество, в котором правильно определены степени окисления |
Итого | 10 |
|
Критерии оценивания
Баллы | Оценка |
2 | |
5-6,5 | 3 |
7-8,5 | 4 |
9-10 | 5 |
При выполнении контрольной работы обучающиеся могут пользоваться Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, Таблицей растворимости солей, кислот и оснований.
Вариант 1.
1. (1,5 балла) По электронной формуле химического элемента 1s22s22p63s1 определите его порядковый номер в Периодической системе, составьте формулу его высшего оксида и водородного соединения. Определите электронное семейство, к которому относят этот элемент (s, p, d, f) характер его оксида.
2. (1 балл) Дайте характеристику химического элемента с порядковым номером 15 по его положению в Периодической системе.
3. (3 балла) Составьте электронные формулы атома и иона кислорода.
Сравните их строение.
(2 балла) Изобразите схему образования связи в молекуле хлороводорода.
5. (2,5 балла) Определите степени окисления элементов в веществах, формулы которых
Na2S, SO2, KNO3, Al2(SO4)3, OF2.
Контрольная работа №1
Общая характеристика элементов и химических реакций. Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».
Вариант 2.
1. (1,5 балла) По электронной формуле химического элемента 1s22s22p63s23p2 определите его порядковый номер в Периодической системе, составьте формулу его высшего оксида и водородного соединения. Определите электронное семейство, к которому относят этот элемент (s, p, d, f), и характер его оксида.
2. (1 балл) Дайте характеристику химического элемента с порядковым номером 13 по его положению в Периодической системе.
3. (3 балла) Составьте электронные формулы атома и иона серы.
Сравните их строение.
(2 балла) Изобразите схему образования связи в молекуле сероводорода.
5. (2,5 балла) Определите степени окисления элементов в веществах, формулы которых CC14, Ba(NO3)2, A12S3, HC1O3, Na2Cr2O7
Зачет № 1 по теме «Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева»
Вариант № 1
А1. У атома серы число электронов на внешнем уровне и заряд ядра равны соответственно
1) 4 и +16 2) 6 и +32 3) 6 и +16 4) 4 и +32
А2. Сходное строение внешнего электронного слоя имеют атомы мышьяка и
1) фосфора 2) селена 3) германия 4) ванадия
А3. В ряду химических элементов:
алюминий→кремний→фосфор→сера
высшая степень окисления
1) увеличивается 3) не изменяется
2) уменьшается 4) сначала увеличивается, а потом уменьшается
А4. Притяжение электронов внешнего слоя к ядру увеличивается в ряду
1) Si-P-N 2) S-P-As 3) Na-K-Rb 4) Si-Ca-K
А5. В ряду Ве-В-С-N происходит
1) увеличение радиуса атомов
2) увеличение силы притяжения валентных электронов к ядру
3) уменьшение электроотрицательности
4) уменьшение числа валентных электронов
А6. В порядке усиления неметаллических свойств расположены
1) S-Se 2) Se-Br 3) Br-I 4) I-Te
А7. Наибольший радиус у атома
1) брома 2) цинка 3) кальция 4) германия
А8. Наибольшей восстановительной активностью обладает
1) Si 2) Р 3) S 4) С1
А9. Высший оксид состава ЭО образуют все элементы
1) IV А группы 2) IIА группы 3) IV периода 4) II периода
А10. По номеру периода можно определить
1) количество электронов на внешнем уровне атома 3) заряд ядра атома
2) количество всех электронов в атоме 4) число энергетических уровней в атоме
А11. Сколько энергетических уровней в атоме скандия?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
А12. Оцените правильность суждений
А. Металлические и восстановительные свойства элементов в главных подгруппах с ростом заряда ядра увеличиваются.
Б. В периоде с ростом заряда ядра основные свойства оксидов и гидроксидов увеличиваются.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А13. Наиболее сильными основными свойствами обладает гидроксид
1) КОН 2) NaOH 3) RbOH 4) CsOH
А14. Кислотные свойства наиболее выражены у
1) Br2O7 2) SeO3 3) As2O5 4) GeO2
В1. В ряду химических элементов Na ─ Mg─ А1:
1) уменьшаются заряды ядер атомов
2) увеличивается число электронов во внешнем электронном слое
3) уменьшается электроотрицательность
4) уменьшается радиус атомов
5) усиливаются металлические свойства
В2. В ряду химических элементов F─ Br ─ I:
1) все элементы имеют высшую степень окисления, равную номеру группы
2) ослабевают неметаллические свойства
3) увеличивается высшая степень окисления
4) увеличивается радиус атомов
5) образуют летучие водородные соединения с общей формулой НЭ
Зачет № 1 по теме «Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева»
Вариант № 2
А1. Число электронов в атоме аргона равно числу электронов в ионе
1) Са 2+ 2) Al 3+ 3)Na + 4) F ─
А2. Сходное строение внешнего электронного слоя имеют атомы кремния и
1) фосфора 2) селена 3) германия 4) ванадия
А3. В ряду химических элементов:
алюминий→кремний→фосфор→сера радиус атома
1) увеличивается 3) не изменяется
2) уменьшается 4) сначала увеличивается, а потом уменьшается
А4. Способность отдавать электроны увеличивается в ряду
1) Si-P-S 2) S-P-Cl 3) Na-K-Rb 4) Ca-K-Na
А5. В ряду Ве-В-С-N происходит
1) увеличение радиуса атомов
2) уменьшение силы притяжения валентных электронов к ядру
3) увеличение электроотрицательности
4) уменьшение числа валентных электронов
А6. Металлические свойства усиливаются в ряду
1) Mg-Ca-Ba 2) Na-Mg-Al 3) K-Ca-Fe 4) Se-Ca-Mg
А7. Наибольшую энергию надо затратить на отрыв электрона от атома
1) серы 2) кремния 3) кальция 4) мышьяка
А8. Оцените правильность суждений
А. В главной подгруппе с ростом заряда ядра происходит ослабление кислотных свойств гидроксидов.
Б. В периоде с ростом заряда ядра происходит усиление неметаллических свойств элементов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А9. Наиболее сильными основными свойствами обладает гидроксид
1) фосфора 2) кальция 3) магния 4) бария
А10. Элемент, проявляющий наиболее ярко выраженные металлические свойства
1) А1 2) Мg 3) Na 4) Si
А11. В ряду В→С→N→О окислительные свойства
1) ослабевают 2) усиливаются 3) не изменяются 4) изменяются периодически
А12. В главных подгруппах с повышением порядкового номера металлические свойства элемента
1) усиливаются 2) ослабевают 3) не изменяются 4) изменяются периодически
А13. В ряду Na→К→Rb→Cs способность металлов отдавать злектроны
1) ослабевает 2) усиливается 3) не изменяется 4) изменяется периодически
А14. Элемент, в атоме которого на внешнем уровне находится четыре электрона
1) бериллий 2) титан 3) германий 4) фосфор
В1. В ряду химических элементов Li ─ Ве ─ В:
1) уменьшаются заряды ядер атомов
2) увеличивается число электронов во внешнем электронном слое
3) уменьшается электроотрицательность
4) уменьшается радиус атомов
5) усиливаются металлические свойства
В2. Для элементов 3-го периода характерны
1) уменьшение радиуса атома при увеличении заряда ядра
2) одинаковое число валентных электронов
3) одинаковое число электронных уровней у атомов
4) увеличение кислотного характера высших гидроксидов, образованными этими элементами
5) одинаковое агрегатное состояние при обычных условиях
Зачет № 1 по теме «Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева»
Вариант № 2
А1. Число валентных электронов в атоме стронция равно
1) 2 2) 3 3) 4 4) 38
А2. Чем определяется место химического элемента в периодической системе Д.И.Менделеева?
1) количеством электронов на внешнем уровне атома 3) зарядом ядра атома
2) количеством нейтронов в ядре 4) массой атома
А3. Пара элементов, обладающих наиболее сходными химическими свойствами -это
1) Са и К 2) Nа и К 3) В и С 4) С и О
А4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке убывания их атомных радиусов?
1) N, C, B 2) N, P, As 3) Na, Mg, K 4) Si, C, N
А5. Наибольшей восстановительной активностью обладает
1) Si 2) Р 3) S 4) С1
А6. Формула высшего оксида, образованного элементом четвертой группы
1) ЭО2 2) Э2О3 3) ЭО3 4) Э2О5
А7. В ряду химических элементов Si─ Р ─ S
1) увеличивается число валентных электронов в атомах
2) уменьшается число валентных электронов в атомах
3) уменьшается электроотрицательность
4) увеличиваются радиусы атомов
А8. Притяжение электронов внешнего слоя к ядру увеличивается в ряду
1) Si-P-N 2) S-P-As 3) Na-K-Rb 4) Si-Ca-K
А9. Оцените правильность суждений
А. Элементы главной подгруппы имеют одинаковое число электронов на внешнем уровне
Б. В главных подгруппах восстановительная способность усиливается с уменьшением радиуса атома
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. Высшая степень окисления в ряду химических элементов хлор- бром-йод
1) увеличивается 2) не изменяется 3) уменьшается 4) изменяется периодически
А11. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления металлических свойств?
1) Br- Se- K 2) Mg- Al- Si 3) N- Li- C 4) S- Cl – P
А12. В порядке усиления неметаллических свойств расположены
1) S-Se 2) Se-Br 3) Br-I 4) I-Te
А13. Наиболее сильными основными свойствами обладает гидроксид
1) КОН 2) NaOH 3) RbOH 4) CsOH
А14. Кислотные свойства наиболее выражены у
1) Br2O7 2) SeO3 3) As2O5 4) GeO2
В1. В ряду химических элементов Na ─ Mg─ А1:
1) уменьшаются заряды ядер атомов
2) увеличивается число электронов во внешнем электронном слое
3) уменьшается электроотрицательность
4) уменьшается радиус атомов
5) усиливаются металлические свойства
В2. В ряду химических элементов F─ Br ─ I:
1) все элементы имеют высшую степень окисления, равную номеру группы
2) ослабевают неметаллические свойства
3) увеличивается высшая степень окисления
4) увеличивается радиус атомов
5) образуют летучие водородные соединения с общей формулой Н
Контрольная работа №2 по теме «Металлы».
Вариант 1.
Часть А.
При выполнении заданий выберите номер одного правильного ответа.
1.Наиболее сильные восстановительные свойства проявляет
а) K б) Mg в) Li г) Na
2.Ряд, в котором элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса:
а) B→Be→Li в) K→Na→Li
б) Mg→Ca→Be г) Na→Mg→Al
3.Электронная конфигурация внешнего электронного слоя….2s22p1 соответствует атому
а) алюминия б) бора в) скандия г) калия
4.Реактивом на катион Al3+ является
а) Сl- б) Na+ в) OH- г) CO32-
5.Наиболее активно с водой при комнатной температуре будут взаимодействовать оба металла из пары
а) Na и Cu б) Li и Na в) K и Mg г) Cu и Hg
6.С растворами кислот будут взаимодействовать оба металла
а) Li и Ag б) Na и Hg в) K и Mg г) Cu и Hg
7. При взаимодействии железа с водой при нагревании образуется
а) соль и вода в) оксид металла и водород
б) основание и водород г) реакция не протекает
8. С водой с образованием основания и водорода будет взаимодействовать
а) Са б) Сu в) Zn г) Ag
9. Амфотерный оксид образуется при взаимодействии кислорода и
а) натрия б) меди в) магния г) бериллия
10. Для вытеснения меди из раствора ее соли можно использовать
а) натрий б) серебро в) кальций г) железо
Часть В.
В1.Установите соответствие между правой и левой частями уравнений
1) Сu+HNO3конц.→ | А) FeCl3+H2↑ |
2) Fe+HСl→ | Б) FeCl2+H2↑ |
3) Fe+Cl2→ | B) FeCl2 |
4) Cu+HNO3разб.→ | Г) FeCl3 |
| Д) Cu(NO3)2 +NO↑+H2O Е) Cu(NO3)2 +NO2↑+H2O |
В2. Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям, укажите типы и условия их протекания:
Al→Al2O3→AlCl3→Al(OH)3→Al2(SO4)3→Al(NO3)3
↓
NaAlO2
В3. Рассчитайте объем, количество вещества и массу водорода, полученного при взаимодействии 80г кальция с водой?
Контрольная работа №2 по теме «Металлы».
Вариант 2.
Часть А.
При выполнении заданий выберите номер одного правильного ответа.
1. Наиболее сильные восстановительные свойства проявляет
а) К б) Al в) Na г) Zn
2.Ряд, в котором элементы расположены в порядке уменьшения их атомного радиуса:
а) Al→Mg→Na в) Li→Na→K
б) Ca→Ba→Be г) Ca→ Mg→Be
3.Электронная конфигурация внешнего электронного слоя….3s23p1 соответствует атому
а) алюминия б) бора в) скандия г) калия
4.Реактивом на ион Ca2+ является ион
а) Сl- б) Na+ в) OH- г) CO32-
5. Наиболее активно с водой при комнатной температуре будут взаимодействовать оба металла из пары
а) K и Cu б) Na и K в) Na и Zn г) Cu и Hg
6.С растворами кислот будут взаимодействовать оба металла
а) K и Cu б) Na и Hg в) K и Zn г) Cu и Hg
7. При взаимодействии цинка с водой при нагревании образуется
а) соль и вода в) оксид металла и водород
б) основание и водород г) реакция не протекает
8. С водой с образованием оксида металла и водорода при нагревании будет взаимодействовать
а) Na б) Fe в) Cu г) Ag
9. Амфотерный оксид образуется при взаимодействии кислорода и
а) натрия б) алюминия в) магния г) бария
10. Для вытеснения меди из раствора её соли можно использовать
а) калий б) литий в) цинк г) натрий
Часть В.
В1. Установите соответствие между правой и левой частями уравнений
1) Сu +H2SO4разб.→ | А) Al(OH)3+H2↑ |
2) Сu +H2SO4конц.→ | Б) не взаимодействует |
3)Al+H2O→ | B) СuSO 4 + SO2↑ + H2O |
4)Al2O3+HCl→ | Г) AlCl3+H2O |
| Д) AlCl3+H2↑ Е) СuSO4 + H 2S↑ + H2O |
В2. Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям, укажите условия их протекания:
Na→Na2O2 →Na2O→NaOH→Na3PO4→NaNO3. Укажите типы реакции.
Na2CO3
В3. Рассчитайте объем, количество вещества и массу газа, полученного при взаимодействии 3,5 г лития с водой.
Зачет 2 по теме «Металлы»
Инструкция по выполнению работы
На выполнения работы по химии дается 40 минут. Работа состоит из 20 заданий. К заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. На 2 , 5, 18, 19 и 20 задание необходимо дать самостоятельный ответ. Для определения легких и тяжелых металлов необходимо использовать справочник.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднения, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполнения задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Вариант1
1. Самым распространенным металлом в земной коре является:
а) натрий; б) алюминий; в) золото; г) кальций.
2.Из приведенного перечня металлов: Na, Cd ,Ca ,Co, Mn, L,i, Au ,Zn, Mg, Cu, Os
к легким относятся:
к тяжелым относятся:
3. Получение металлов из руд при высоких температурах называется:
а) электрометаллургия б) пирометаллургия в) гидрометаллургия г) карботермия
4. В электротехнике для производства ламп накаливания используют металлическую нить:
а) Al б) Ca в) Mo г) W
5. При сгорания натрия в кислороде образуется вещество состава … , а при сгорании железа в кислороде образуется …
6. Сколько молей оксида алюминия образуется из одного моля алюминия по реакции:
а) 0.5 б) 2 в) 3 г) 4
7. Сплав никеля и хрома , обладающий большой жаропрочностью называется:
а) латунь б) дюралюминий в) бронза г) нихром
8. Верны ли следующие суждения о металлах: А) В периоде с увеличением заряда ядра металлические свойства ослабевают; Б) Все металлы при комнатной температуре являются твердыми.
а) верно только А б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения не верны.
9) Медну пластинку внесли в нагретую до температуры красного каления печь. Какой из графиков отражает изменение массы пластинки при окисления меди до оксида меди
а) б) в) г)
10. Какой из перечисленных металлов способен вытеснять водород из воды при комнатной температуре:
а) медь б) железо в) натрий в) серебро
11. При растворения натрия в воде образуется раствор:
а) пероксид натрия б) оксида натрия в) гидроксида натрия г) гидрида натрия
12. Тип связи, существующий в кристаллах металлов:
1) Ионная 2) Ковалентная полярная 3) Ковалентная неполярная 4) Металлическая
13. Соляной кислотой не будет взаимодействовать:
а) Cu б) Fe в) Al г) Zn
14. С водой не взаимодействует:
а) Сa б) Ni в) Fe г) Na
15. Между какими из попарно взятых веществ, формулы которых даны ниже (электролит берется в виде водного раствора), произойдет химическая реакция:
а) Au и AgNO3 б) Zn и MgCl2 в) Pb и ZnSO4 г) Fe и CuCl2
16. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции меди с концентрированной серной кислотой равна:
а) 7; б) 6; в) 5; г) 4
17. Качественным реактивом на катион кальция Ca2+ является:
а) нитрат-ион б) карбонат-ион в) сульфат-ион г) хлорид-ион
Задания с открытым ответом
5
18. Осуществите превращения:Na→Na2O2 →Na2O→NaOH→Na3PO4→NaNO3.. Укажите типы реакции.
Na2CO3
5 реакцию напишите в сокращенно-ионном виде.
19. Вычислите массу хлорида алюминия, образующегося при взаимодействии 5.4 г алюминия с соляной кислотой, если выход продукта реакции от теоретически возможного составляет 80%?
20. Щелочной металл массой 1,56г помещен в избыток газообразного хлора. Полученное твердое вещество растворили в воде и добавили раствор нитрата серебра. При этом образовался осадок массой 5.74г. Какой металл был взят для реакции?
Зачет 2 по теме «Металлы»
Инструкция по выполнению работы
На выполнения работы по химии дается 40 минут. Работа состоит из 20 заданий. К заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. На второе и пятое задание необходимо дать самостоятельный ответ. Для определения легких и тяжелых металлов необходимо использовать справочник.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднения, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполнения задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Вариант 2
1. Самый активный металл первой группы главной подгруппы :
а) цезий б) рубидий в) калий г) натрий
2. Назовите металлы:
а) самый тяжелый… г) самый легкий…
б) самый твердый … д) самый легкоплавкий…
в) самый тугоплавкий… е) самый мягкий…
3. Каким методом в металлургии получают щелочные металлы:
а) пирометаллургией; в) электрометаллургией;
б) гидрометаллургией; г) микробиологическим
4. В электротехнике используют следующее физическое свойство меди и алюминия:
а) теплопроводность б) ковкость в) пластичность г) электропроводность
5. При окисления лития в атмосфере воздуха преимущественно образуется вещество состава … , а при сгорании натрия в кислороде образуется …
6. Сколько молей оксида железа (III) образуется из одного моля железа по реакции
а) 0.5 б) 2 в) 3 г) 4
7. Какие металлы входят в состав бронзы:
а) медь и свинец; б) медь и олово в) медь и железо; г) медь и ртуть.
8. Верны ли следующие суждения о железе:
А) Простое вещество железо, является только восстановителем; Б) В своих соединениях железо проявляет постоянную степень окисления +2.
а) верно только А б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения не верны
9. Кусочек кальция внесли в стакан с водой. Какой из графиков отражает изменение массы полученного раствора при взаимодействии кальция с водой :
а) б) в) г)
10. Какой металл не вытесняет водород из разбавленной кислоты:
a) магний б) алюминий в) натрий г) ртуть
11. При взаимодействии калия с разбавленной соляной кислотой преимущественно образуется
а) хлорид калия б) гидроксид калия в) пероксид калия г) оксид калия
12. Металлическая связь имеется в соединении
а) FеО б) FеС13 в) Fе г) Fе(ОН)3
13. С азотной концентрированной кислотой не взаимодействует:
а) медь б) цинк в) кальций г) алюминий.
14. При взаимодействии какого металла с водой образуется щелочь:
а) магний б) алюминий в) медь г) литий
15. Между какими из попарно взятых веществ, формулы которых даны ниже (электролит берется в виде водного раствора), произойдет химическая реакция:
а) Ag и KNO3 б) Zn и CuCl2 в) Pb и FeSO4 г) Fe и MgCl2
16. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции меди с концентрированной азотной кислотой равна:
а) 7 б) 8 в) 9 г) 10
17. Качественным реактивом на катион бария Ba2+ является:
а) нитрат-ион б) карбонат-ион в) сульфат-ион г) хлорид-ион
Задания с открытым ответом
18. Осуществите превращения:Fe→FeSO4→Fe(OH)2→FeO→Fe→FeCl3
6
Fe(OH)3
Укажите типы реакции, 6 реакцию рассмотрите с точки зрения ОВР
19. При взаимодействии 5,4 г Al с соляной кислотой было получено 6,4 л водорода (н.у.). Сколько это составляет процентов от теоретически возможного?
20. Щелочноземельный металл массой 8г поместили в избыток газообразного хлора. Полученное твердое вещество растворили в воде и добавили раствор нитрата серебра. При этом образовался осадок массой 57.4г. Какой металл был взят для реакции?
Инструкция по проверке и оценке контрольной работы по химии
За правильный ответ на каждое задание части ставится 1 балл.
Шкала оценки
27 – 32 балла, оценка «5»
18 – 26 баллов, оценка «4»
9 – 17 баллов, оценка «3»
0 – 8 баллов, оценка «2»
За каждое правильное задание №№1-17 – по 1 баллу.
18 задание – 8 баллов – по 1 за каждое молекулярное уравнение и 1 балл за полное и сокращенное ионные уравнения и ОВР, 1 б за определение типов реакции
19 задание-3 балла-
1 балл за составленное уравнение реакции или схему превращения с учетом молей участвующих веществ
1 балл – за расчет массы и количества вещества чистого вещества
1 балл – за расчет по химическому уравнению
20 задание – 4 балла –
2 балла за составленные уравнения реакции с указанием коэффициентов
1 балл – за расчет массы и количества вещества чистого вещества
1 балл – за расчет по химическому уравнению
Контрольная работа № 3, тема «Неметаллы», 9 класс
1 вариант
Инструкция для учащихся
Тест состоит из частей А, В и С. На его выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Часть А
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один правильный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.
А1. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:
1) хлор, никель, серебро 3) железо, фосфор, ртуть
2) алмаз, сера, кальций 4) кислород, озон, азот
А2. Химическому элементу 3-го периода V группы периодической системы Д.И.Менделеева соответствует схема распределения электронов по слоям:
1) 2,8,5 2) 2,3 3) 2,8,3 4) 2,5
А3. У элементов подгруппы углерода с увеличением атомного номера уменьшается:
1) атомный радиус 3) число валентных электронов в атомах
2) заряд ядра атома 4) электроотрицательность
А4. Наиболее прочная химическая связь в молекуле
1) F2 2) Cl2 3) O2 4) N2
А5. Взаимодействие аммиака с хлороводородом относится к реакциям:
1) разложения 2) соединения 3) замещения 4) обмена
А6. Сокращенное ионное уравнение реакции Ag+ + Cl- à AgCl
соответствует взаимодействию между растворами:
1) карбоната серебра и соляной кислоты
2) нитрата серебра и серной кислоты
3) нитрата серебра и соляной кислоты
4) сульфата серебра и азотной кислоты
А7. Горящая свеча гаснет в закрытой пробкой банке, потому что:
1) не хватает кислорода 3) повышается содержание азота
2) повышается температура 4) образуется водяной пар, гасящий пламя
А8. С помощью раствора серной кислоты можно осуществить превращения:
1) медь à сульфат меди (II) 3) карбонат натрия à оксид углерода ( IV)
2) углерод àоксид углерода (IV) 4) хлорид серебра à хлороводород
Часть В.
В1. Неметаллические свойства в ряду элементов Si à P à S à Cl слева направо:
1) не изменяются 3) ослабевают
2) усиливаются 4) изменяются периодически
Ответом к заданию В2 является последовательность букв. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.
В2. Смещение равновесия системы N2 + 3H2 2 NH3 + Q в сторону продукта реакции произойдет в случае:
А) увеличения концентрации аммиака
Б) использования катализатора
В) уменьшения давления
Г) уменьшения концентрации аммиака
В3. Какой объем (н.у.) хлороводорода можно получить из 2 моль хлора?
Часть С.
С1. Найти массу серной кислоты, необходимой для нейтрализации 200 г 20%-ного раствора гидроксида натрия.
Контрольная работа №3 тема «Неметаллы», 9 класс
2 вариант
Инструкция для учащихся
Тест состоит из частей А, В и С. На его выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему.Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Часть А.
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один правильный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.
А1. О кислороде как о простом веществе говорится в предложении:
1) растения, животные и человек дышат кислородом
2) кислород входит в состав воды
3) оксиды состоят из двух элементов, один из которых - кислород
4) кислород входит в состав химических соединений, из которых построена живая
клетка
А2. В атоме фосфора общее число электронов и число электронных слоев соответственно
равны: 1) 31 и 4 2) 15 и5 3) 15 и 3 4) 31 и 5
А3. Сумма протонов и нейтронов в атоме углерода равны:
1) 14 2) 12 3) 15 4) 13
А4. Ковалентная полярная химическая связь характерна для:
1) KCl 2) HBr 3) P4 4) CaCl2
А5. Реакция, уравнение которой 3N2 + H2 2NH3 + Q , относят к реакциям:
1) обратимым, экзотермическим 3) обратимым, эндотермическим
2) необратимым, экзотермическим 4) необратимым, эндотермическим
А6. Для того, чтобы доказать, что в пробирке находится раствор угольной кислоты,
необходимо использовать: 1) соляную кислоту 3) тлеющую лучинку
2) раствор аммиака 4) раствор гидроксида натрия
А7. Признаком реакции между соляной кислотой и цинком является:
1) появление запаха 3) выделение газа
2) образование осадка 4) изменение цвета раствора
А8. Сокращенному ионному уравнению Ba2+ + SO42- à BaSO4 соответствует
Взаимодействие между: 1) фосфатом бария и раствором серной кислоты
2) растворами сульфата натрия и нитрата бария
3) растворами гидроксида бария и серной кислоты
4) карбонатом бария и раствором серной кислоты
Часть В.
В1. С уменьшением порядкового номера в А(главных)подгруппах периодической системы Д.И.Менделеева неметаллические свойства химических элементов :
1) не изменяются 3) изменяются периодически
2) усиливаются 4) ослабевают
Ответом к заданию В2 является последовательность букв. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.
В2. Какие из перечисленных условий не повлияют на смещение равновесия в системе
H2 + Cl2 2HCl – Q : А) понижение температуры
Б) повышение температуры
В) введение катализатора
Г) понижение концентрации HCl
Д) понижение давления
В3. Какой объем газа ( н.у.) выделится при полном сгорании 600 г угля?
Часть С.
С1. При обработке 300 г древесной золы избытком соляной кислоты, получили 44,8л(н.у.) углекислого газа. Какова массовая доля (%) карбоната калия в исходном образце золы?
Зачёт№2 по теме «Неметаллы»
Шкала оценки
27 – 32 балла, оценка «5»
18 – 26 баллов, оценка «4»
9 – 17 баллов, оценка «3»
0 – 8 баллов, оценка «2»
За каждое правильное задание №№1-17 – по 1 баллу.
18 задание – 8 баллов – по 1 за каждое молекулярное уравнение и 1 балл за полное и сокращенное ионные уравнения и ОВР, 1 б за определение типов реакции
19 задание-3 балла-
1 балл за составленное уравнение реакции или схему превращения с учетом молей участвующих веществ
1 балл – за расчет массы и количества вещества чистого вещества
1 балл – за расчет по химическому уравнению
20 задание – 4 балла –
2 балла за составленные уравнения реакции с указанием коэффициентов
1 балл – за расчет массы и количества вещества чистого вещества
1 балл – за расчет по химическому уравнению
Вариант 1
1.Если химическому элементу соответствует схема распределения электронов в атоме 2,8,5, то высший оксид и летучее водородное соединение имеет формулы:
а) ЭО2, ЭН4 б) ЭО3 , Н2Э в) ЭО, ЭН2 г) Э2О5, ЭН3
2. В жидком агрегатном состоянии находится
а) иод б) бром в) хлор г) фтор
3 Молекулярное строение имеет следующее простое вещество
а)железо б)кислород в)алмаз г) графит
4. Наиболее сильной кислотой является
а) кремниевая б) серная
в) ортофосфорная г) хлорная
5. Наименее активные металлы восстанавливают концентрированную азотную кислоту до
а) оксида азота (I) б) аммиака
в) азота г) оксида азота (IV)
6. Проявление восстановительных свойств сероводорода связано с тем, что сера
а) элемент 6 группы б) может повысить степень окисления
в) образует кислотные оксиды г) элемент третьего периода
7. Число гидроксидов среди перечисленных веществ
HNO3, Ba(OH)2, Na2CO3, H2SO4, SO3, NaOH, KBr, H2CO3
а) 2 б) 3 в) 4 г) 5
8. Амфотерным гидроксидом является
а) Ca (OH)2 б) Cr (OH)2 в) Mg (OH)2 г) Zn (OH)2
9.Твёрдым веществом при обычных условиях является:
а)бром б)водород в)хлор г) красный фосфор 10. Бескислородная кислота
а) H Cl б)H2SO4 в) HC OOH г) H Cl O 4
11. Какая из групп Периодической системы содержит только неметаллы?
a) VII A; б) VI A; в) VA; г) IVА.
12. Среди неметаллов преобладают:
а) s-элементы; б) р-элементы; в) d-элементы; г) f -элементы.
13. Полностью завершенный внешний энергетический уровень имеет элемент:
а) водород; б) бор; в) астат; г) неон.
14. Конфигурация валентных электронов атома неметалла имеет вид 4s24p3 .
Формулы высшего оксида и водородного соединения этого элемента:
а) Р2O5 и РН3; б)As2O3 и AsH3; в) As2O5 и AsH3; г) N2O5 и NH3.
15. Атом азота проявляет отрицательную степень окисления в веществе с формулой:
a) (NH4)2CO3; б) N2; в) Bi(NO3)3; г) KNO2.
16. Какое из утверждений не точно?
а) c увеличением степени окисления неметалла кислотные свойства его оксида усиливаются;
б) кислотными называются оксиды неметаллов в высших степенях окисления;
в) оксиды неметаллов делятся на две группы: кислотные и несолеобразующие;
г) кислотные оксиды способны реагировать со щелочами с образованием солей.
17. Исключите лишнее простое вещество с точки зрения его кристаллического строения:
а) кислород; б) иод; в) кремний; г) бром.
18. Какой неметалл обладает молекулярной кристаллической решеткой?
а) бром; б) кислород; в) белый фосфор;
г) все перечисленные ответы верны.
19. Какова причина того, что число простых веществ – неметаллов превосходит число элементов – неметаллов?
а) явление аллотропии; б) явление изомерии;
в) возможность существования неметаллов трех агрегатных состояниях;
г) элемент – металл может образовывать простое вещество – неметалл. 20.При взаимодействии с какими из перечисленных веществ сера проявляет
окислительные свойства?
а) O2; б) Zn; в) H2SO4; г) HNO3.
Зачёт № 2 по теме «Неметаллы».
Шкала оценки
27 – 32 балла, оценка «5»
18 – 26 баллов, оценка «4»
9 – 17 баллов, оценка «3»
0 – 8 баллов, оценка «2»
За каждое правильное задание №№1-17 – по 1 баллу.
18 задание – 8 баллов – по 1 за каждое молекулярное уравнение и 1 балл за полное и сокращенное ионные уравнения и ОВР, 1 б за определение типов реакции
19 задание-3 балла-
1 балл за составленное уравнение реакции или схему превращения с учетом молей участвующих веществ
1 балл – за расчет массы и количества вещества чистого вещества
1 балл – за расчет по химическому уравнению
20 задание – 4 балла –
2 балла за составленные уравнения реакции с указанием коэффициентов
1 балл – за расчет массы и количества вещества чистого вещества
1 балл – за расчет по химическому уравнению
Вариант 2
Часть А (задания с выбором ответа).
А1. Какой процент то всех химических элементов составляют неметаллы
1) 10 2) 20 3) 70 4) 85.
А2. В каких группах периодической системы находятся неметаллы
1) 1 2) 1-2 3) 4-8 4) 3.
А3. Число электронов на внешнем слое у неметаллов равно
1)1 2) 2 3) 3 4) 4-8.
А4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке увеличения неметаллических свойств
1) O, N, F 2) N, C, B 3) N, O, F 4) CI, S, P.
A5. В каком ряду химические элементы расположены в порядке увеличения окислительных свойств
1) O, S, Se 2) P, N, As 3) C, Si, Ge 4) I, Br, F.
A6.Содержание кислорода в воздухе составляет
1)1% 2) 21% 3) 78% 4) 90%.
А7. Укажите самый легкий газ
1)гелий 2) кислород 3) водород 4) гелий.
А8. В твердом состоянии кристаллические решетки галогенов
1) молекулярные 2) ионные 3) металлические 4) атомные.
А9. Укажите число электронных уровней у атома азота
1)1 2) 2 3) 3 4) 4.
А10. Укажите число электронов на внешнем уровне атома азота
1)8 2) 7 3) 5 4) 3.
А11.Высшая и низшая степени окисления у атома азота соответственно равны
1) +5 и -5 2) +3 и -3 3) +3 и -5 4) +5 и -3.
А12. Укажите тип кристаллической решетки алмаза
1)атомная 2) металлическая 3) молекулярная 4) ионная.
А13. Укажите газ, который не горит, не поддерживает горение и поэтому применяется при тушении пожаров
1) СН4 2) СО 3) С2Н2 4) СО2 .
Часть В (задания с кратким ответом).
В1.Установите соответствие между формулой галогенида серебра и цветом осадка этого галогенида. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующей буквам по алфавиту
ФОРМУЛА ЦВЕТ ОСАДКА
А) AgBr 1) светло-зеленый
Б) AgI 2) желтый
В) AgCI 3) светло- желтый
4) зеленый
5) белый.
В2.Среди перечисленных веществ укажите нерастворимые в воде вещества
1) CO2, 2) SiO2, 3) H2SiO3, 4) H2CO3, 5) Na2SiO3, 6) K2SiO3, 7) CaSiO3, 8) CaCO3.
Ответ дайте в виде последовательности цифр в порядке их возрастания.
В3. Установите соответствие между ионом в растворе и реактивом, с помощью которого можно обнаружить присутствие этого иона. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующей буквам по алфавиту.
ИОНЫ РЕАКТИВ
А) PO43- 1) NaOH Д) CI- 5) NaCI.
Б) SO42- 2) HCI
B) CO32- 3) AgNO3
Г) NH4+ 4) BaCI2
Ответы зачету № 1 по теме «Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева»
Задание | Вариант 1 | Вариант 2 |
А1 | 3 | 1 |
А2 | 1 | 3 |
А3 | 1 | 2 |
А4 | 1 | 4 |
А5 | 2 | 1 |
А6 | 2 | 1 |
А7 | 3 | 1 |
А8 | 1 | 1 |
А9 | 2 | 1 |
А10 | 4 | 2 |
А11 | 4 | 1 |
А12 | 1 | 2 |
А13 | 4 | 4 |
А14 | 1 | 1 |
В1 | 24 | 24 |
В2 | 2,4,5 | 2,4, |
Примечание: Задания А1-А14 оцениваются 1 баллом. Задания В1 и В2 оцениваются 2 баллами. Ставится 1 балл, если в ответе допущена одна ошибка. Ставится 0 баллов, если: а) в ответе до-
пущено более одной ошибки; б) ответ отсутствует.
Максимальный балл за выполнение всех заданий составляет 18 балло
Ответы к контрольной работе № 2 «Металлы»
вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | в | а | б | в | б | в | в | а | г | г |
2 | а | г | а | г | б | в | в | б | б | в |
В1. Вариант 1 В2. Вариант 2
1 | 2 | 3 | 4 |
Б | В | Б | Г |
1 | 2 | 3 | 4 |
Е | Б | Г | Д |
В2. Вариант 1
1. 4Al+3O2 = 2 Al2O3
2. Al2O3 +6 HC l = 2 AlCl3+3H2O
3. AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3 +3NaCl
4. 2Al(OH)3 + 3 H2SO4 = Al2(SO4)3 + 6 H2O
5. Al2(SO4)3 +3Ba (NO3)2 = 3Ba SO4 + 2 Al(NO3)3
6. Al(OH)3 +NaOH = NaAlO2 + 2 H2O (сплавление)
В3. Вариант 1 Ответ: 44.8 л , 2моль и 4г водорода
В2 Вариант2
2Na + О2= Na2O2
Na2O2 + 2Na = 2Na2O
Na2O + H2O = 2 NaOH
3 NaOH + Н3PO4 = Na3PO4 + 3 H2O
Na3PO4 +3AgNO3 = Ag3PO4 + 3NaNO3
2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2
В3 Вариант 2 5,6л, 0,25 моль, 0.5г водорода
Ответы и решения к контрольной работе № 3 «Неметаллы»
№ А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 В1 В2 В3 С1
1 4 1 4 4 2 3 1 3 2 ВГ 89,6л 49г
2 1 3 2 2 1 1 3 2 2 ВД 1120л 92%
1 вариант (С1)
1) Составлено уравнение реакции H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O
2) Рассчитана масса гидроксида натрия
m(NaOH)=200*20/100=40(г)
3) Найдена масса серной кислоты m(H2SO4)=98*40/80=49(г)
2 вариант (С1)
1) Составлено уравнение реакции K2CO3 + 2HCl= 2KCl + CO2 + H2O
2) Рассчитана масса карбоната калия
m(K2CO3)=138*44,8/22,4=276(г)
3) Определена массовая доля карбоната калия в образце золы
w(K2CO3)=276*100/300=92(%)