Тема: Средние века: время рыцарей и замков
Цели: формировать представление о Средневековье; познакомить с эпохой Средних веков, достижениями, особенностями, нормами морали.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Блицопрос
• Назовите государства Древнего мира.
• Что такое иероглиф?
• В честь кого строили храмы в Древнем Египте?
• Что такое пирамиды? Кто такие фараоны?
• Что является сердцем Афин?
• Назовите знаменитую древнюю постройку в Афинах. (Парфенон.)
• Назовите древние постройки в Риме. (Римский форум, Пантеон, Колизей.)
III. Самоопределение к деятельности
(У каждого на парте стихотворение.)
— Прочитайте. Добавьте в стихотворение нужное слово.
На щите моем эмблема
И девиз «Любовь и честь!».
Докажу я непременно,
Что они на свете есть.
Я невинных защищаю,
Преступления отмщаю —
Лишь за правду должен биться
Каждый благородный... (рыцарь).
— Что вы можете сказать о рыцарях? (Ответы детей.)
— Когда жили рыцари?
(Ученики затрудняются ответить на данный вопрос или отвечают неточно.)
— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Средние века: время рыцарей и замков».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о Средних веках.)
Хочу пригласить вас сегодня
В Средние века.
Берлин, Амстердам, Копенгаген
Возникли уже тогда.
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать с учебником, тетрадью, отвечать на вопросы, рассуждать, доказывать, делать выводы, работать в группах, в парах, по плану.)
IV. Открытие нового знания
1. Работа по учебнику С. 15
— Что означает слово «средний»? (1) Обычно словом «средний» называют что-то посредственное, ничем не примечательное. Например, средние успехи в работе, учебе. 2) То, что находится в середине чего-либо, как среда в середине рабочей недели.)
— Какое из этих значений больше подходит для определения эпохи? Почему? (Подходит второе значение, так как Средние века — это период между Древним миром и Новым временем.)
— Какая же эпоха в истории называется Средними веками? (Предположения детей.)
— Где мы можем найти ответ на этот вопрос? (В книге, в учебнике.)
— Прочитаем текст на с. 15. (Ученики читают текст.)
— Что вы узнали о Средневековье? (Ответы детей.) (Учитель делает дополнения. См. дополнительный материал к уроку.)
— Постараемся ответить на второй вопрос: какие религии возникли в Средневековье?
С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию — монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграли и географическое положение стран, их связи друг с другом. Все шире стали распространяться следующие мировые религии.
С. 17-18
— Какие? И вновь обратимся к учебнику. (В Средневековье распространяются мировые религии: иудаизм, христианство, ислам и буддизм.)
— Как назывались здания для молитв? (У христиан — церкви, соборы; у мусульман — мечети; у буддистов — храмы; у иудаистов — синагога.)
Христианство появилось в I в. в восточной провинции Римской империи — Палестине, где была распространена религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира. Главный источник вероучения — Священное Писание (Библия).
Ислам — тоже одна из мировых религий. Это слово по-арабски означает «покорность». Ислам возник в Аравии в VII в. Основал его пророк Мухаммед. Последователи религии — их называют мусульманами — поклоняются единому Богу, Аллаху. Основы учения изложены в священной книге мусульман — Коране.
Раньше всех этих религий возник буддизм. Это было в Индии, в V—VI вв. до н. э. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, достигший состояния высшего духовного совершенства. Будде поклоняются народы Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти Средней Азии и Сибири.
Иудаизм — вера в единого Бога. Названа по имени одного из родоначальников евреев Иуды.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме
— Главным изобретением в Средневековье было книгопечатание. Прочитайте текст на с. 20 учебника.
— Кто открыл способ, как можно быстрее и легче создавать книги? (Этот способ открыл немец Иоганн Гутенберг.)
VII. Применение новых знаний
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполним задания 2, 3 на с. 8. (Работа в парах. Коллективная проверка.)
2. Творческие задания (на выбор)
1. Представьте себя рыцарем, живущим в старинном замке. Расскажите, каким вы представили себе замок. Чем занимались обитатели замка? Вам нужно принять гостей в своем замке. Как же вы будете развлекать их?
2. Какие знаки могли бы стать символами Средневековья? Нарисуйте. Обоснуйте свой рисунок.
3. Представьте себя участниками рыцарского турнира. Опишите его. Воспользуйтесь иллюстрацией на с. 19 учебника.
4. А сейчас представьте, что вы готовитесь стать рыцарем. Для этого вам необходимо придумать свой девиз и герб. Будьте внимательны. Подумайте о том, что и каким цветом вы изобразите.
3. Работа с загадками
— Отгадав загадки, вы узнаете о великих открытиях и изобретениях Средневековья, которыми мы пользуемся и сегодня.
Сидит Пахом на коне верхом,
Сам неграмотный, а читать помогает. (Очки.)
При виде еды не считают ворон,
Бросаются дружно с обеих сторон:
Один — разрезает, другая — цепляет.
Обоим работы в тарелке хватает. (Нож, вилка.)
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас! (Часы.)
— Отгадайте слово по лексическому значению.
Застежка, обычно в виде твердого кружка, продеваемого в петлю. (Пуговица.)
— Как называется взрывчатое соединение или смесь? (Порох.)
— Какое изобретение было главным в Средние века? (Книгопечатание.)
2. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
— Посмотрите на план. На все ли вопросы плана мы нашли ответ?
— Достигли поставленной цели?
(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 21 учебника.)
— Какой вывод можем сделать? (Эпоха Средних веков оставила будущим поколениям опыт, достижения, внесла большой вклад в развитие всего человечества.)
IX. Рефлексия
— Что показалось на уроке наиболее интересным?
— Где можно применить новые знания?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать? Какие трудности возникли в работе?
— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Я благодарю вас за сегодняшний урок и в знак благодарности приготовила для вас иллюстрации рыцарей, которые вы можете раскрасить дома. Будьте смелыми, отважными, честными, защищайте свою семью и Родину.
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 15—21 учебника.
2. Выполнить задание 1 на с. 7 рабочей тетради.
Дополнительный материал
Период Средневековья
Средние века — эпоха между Древним миром и Новым временем. Когда речь идет о таком большом временном отрезке, трудно назвать точные даты его начала и конца. Одна эпоха постепенно переходила в другую. Но началом Средневековья принято считать 476 г., когда был свергнут с престола последний римский император и произошло крушение великого государства древности — Западной Римской империи.
Многое изменилось в жизни людей в Средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи. В Европе стали выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, томаты, какао...
В Средние века у людей появились фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огнестрельное оружие. Средневековые мореплаватели открыли Америку и Австралию. В Средние века образовались многие государства, существующие и поныне, — Англия, Франция, Италия, Россия. Вот какое интересное время мы называем Средневековьем.
С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию — монотеизму. Это было связанно с экономическим развитием общества и с изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграли и географическое положение стран, их связи друг с другом.
Рыцари Средневековья
Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть только люди благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение — меч, щит, латы.
Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений — герцогов, графов, баронов.
Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами (личными слугами) знатных феодалов (землевладельцев) или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умения читать и писать для рыцаря не считались обязательными.
Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец вез доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие.
И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Происходило это обычно в присутствии других рыцарей, оруженосцев и, конечно, прекрасных дам.
А чтобы в мирное время не притупилось их мастерство в военном искусстве, рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались турнирами. На турнире два рыцаря скакали навстречу друг другу верхом на конях и, нанося удары длинными копьями, старались выбить противника из седла.
Рыцарь обычно носил ленту, эмблему или платок своей возлюбленной дамы. Если рыцарь побеждал, он приносил славу не только себе, но и даме, знак которой он носил.
Жили рыцари в замках. Замок — это дворец и крепость феодала. Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводились в хорошо защищенных местах: главная башня окружалась валами, рвами, стенами. Суровые, мощные замки с XI—XII вв. становятся более живописными, с XIII—XIV вв. превращаются в сложные комплексы построек и, наконец, в дворцовые ансамбли.
Замки знати были не очень удобными жилищами. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток деревьев или пучков тростника. Короли и знать строили себе замки для защиты от врагов.
Кто выстроил первый замок
Сама мысль о строительстве замков напрямую связана с обороной. Другими словами, замок был таким домом для правителя и властелина, в котором при необходимости можно было бы успешно укрыться от врагов.
Главной причиной строительства замков стала сама феодальная система. Владетельные суверены царили на принадлежащих им землях и распоряжались судьбами живущих на них людей. Стремясь увеличить размеры владения, упрочить свою власть, феодалы нередко нападали на территорию ближнего или дальнего соседа. И конечно же, соседи тоже не оставались в долгу. Потому-то и приходилось господам превращать свои дома в непреступные крепости. Так возникли замки.
Поскольку условия жизни в разных странах Западной Европы были, в общем-то, во многом схожи, то и замки Франции, Германии, Испании и Англии похожи друг на друга. Одним из первых и наиболее известных крупных замков стал лондонский Тауэр, строительство которого было начато по приказу Вильгельма Завоевателя в 1078 г. Это сооружение высотой в несколько этажей имело двойные стены, узкие окна и винтовые лестницы. В замке располагались феодал и его дружина.
Другой известный замок, Хедингэм, расположенный в графстве Эссекс (Англия), построен в 1130 г. Двойные стены этой крепости были толщиной 6 м, а на углах еще мощнее. В центре замка находится огромный зал высотой в два этажа. Свет сюда попадает лишь через несколько маленьких окошечек, расположенных высоко под потолком. Архитекторы, приступая к строительству замков, всегда в военных целях изначально предусматривали сооружение узких и маленьких окон. Через такие окна воины могли поражать неприятеля, при этом оставаясь в безопасности.
Уже позднее крепости начали строить с внутренним двориком. В нем размещались различные хозяйственные постройки. В таких замках было больше свободного места, и, значит, они были более удобны для своих обитателей.