СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспек урока с применением метода игровой технологии на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с применением метода игровой технологии на уроках биологии

Просмотр содержимого документа
«Метод_проектов_на_уроках_биологии_2018_12_04_16_54_54_317»

МБОУ Павловская СШ Конспект урока с применением метода игровой технологии на уроках биологии Тема урока: «Общая характеристика земноводных. Внешнее и внутреннее строение земноводных» Выполнил учитель: Антипов Михаил Александрович 2018 год Метод проектов на уроках биологии при изучении темы: «Общая характеристика земноводных. Внешнее и внутреннее строение земноводных»



МБОУ Павловска СШ


Тема работы: Метод проектов на уроках биологии при изучении темы:


«Общая характеристика земноводных. Внешнее и внутреннее

строение земноводных».




Автор работы : учитель биологии-химии Антипов Михаил Александрович




История метода проектов

  Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также «методом проблем» и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Сам метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В 1905 году идеи проектного обучения возникли в России. Под руководством С.Т. Шацкого была организована группа сотрудников, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор серьёзных попыток возродить его в России не было.

Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где поддерживались идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашёл широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.



Прое́кт - это познавательный процесс в рамках учебной деятельности, направленный на достижение поставленной цели, соответствующий определённым требованиям и являющийся иллюстративным продуктом данной работы учащихся.
По определению, связанному с латинским толкование слова, проект (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд. Это уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям.

Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание чего-то нового.

Каковы правила составления проекта?

Использование методов проектов на уроке, предусматривает определенную последовательность действий:

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

выдвижение гипотез, целей и задач;

обсуждение методов исследования (как правило, продумываются учителем);

обсуждение способов оформление конечных результатов (перед началом работы на уроке методы должны быть оговорены или выбраны).

сбор, систематизация и анализ полученных данных; (проводится непосредственно на уроке)

подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

выводы, выдвижение новых проблем исследования.

             Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, учащихся с обязательной презентацией этих результатов, что является очень значимым и продуктивным в учебной деятельности. Используя метод проектов, учитель включает в ход урока разные технологии, которые являются совокупностью исследовательских, поисковых, проблемных и творческих по своей сути методов.

Нами был опробован метод проектов на уроке в 7 классе. Тема выбрана неспроста. Это наиболее знакомое детям животное и в случае затруднения при изучении темы ребёнок может использовать свои бытовые знания и наблюдения в живой природе.

В настоящее время большое внимание в образовании уделяют методу проектов на уроках. Работа над выбранным проектом порой является новой формой работы не только для учеников, но и для учителя. Устаревшие методы ведения уроков, можно сказать, вошли в некую схему ведения урока, но учитель всегда должен идти в ногу со временем. В современном мире основные цели обучения формулируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией. Самостоятельная работа ученика верный путь к успеху в обучении. В традиционной системе обучения акцент делался на усвоение готовых знаний, а само обучение происходило в основном за счет зачитывания учителем лекционного материала. В настоящее время принят другой подход, ориентированный на развитие самостоятельного мышления учащихся. Немаловажную роль в достижении этих целей играет метод проектов. Уроки биологии являются самой благоприятной средой для заинтересованности ребят в самостоятельной работе, так как многие изучаемые объекты знакомы детям, они так или иначе вызывали интерес в повседневной жизни.

Метод проектов, а точнее проектная деятельность школьников, нашла широкое применение во внеурочной деятельности. Педагоги дополнительного образования ведут активную работу в этом направлении. Как правило, идеальной работа становится после некоторых попыток и неудач. Даже взрослые люди затрудняются в постановке некоторых целей, задач, выводов, постановке гипотез, а это является неотъемлемой частью проекта. Умение сформулировать то главное, что пытается делать ребёнок, формирует в его сознании важные качества аналитического мышления. Работая над проектом, ребёнок невольно изучает более детально выбранную проблему. Теоретические основы проекта способствуют повышению кругозора, интереса к проекту. Удачная защита и положительная оценка выполненного проекта комиссией, та ситуация успеха, которая может быть при правильно составленном проекте, формирует у ребёнка чувство веры в себя и удовлетворение в собственном труде.

Целью данного проекта является: овладение методикой составления мини-проекта на уроке биологии с использованием ИКТ.

Задачи практико – ориентированного проекта:

Научить учащихся в рамках урока ставить проблему, цель и задачи выполняемой работы

Закрепить соблюдение учащимися плана проекта

Научиться формулировать вывод по данному проекту

Проектная деятельность на уроке не так популярна, но является неким новшеством. Проблема заключается в отсутствии времени на уроке, ведь проект – это достаточно объемная работа. Педагог без опыта работы над проектом пугается такого «грандиозного» действия в короткий промежуток времени, но учащиеся при надлежащей подготовке могут показать необыкновенные способности и достойно проявить себя.

Объект исследование: познавательная деятельность учащихся на уроке, в плане работы с литературой, составления описательных характеристик изучаемого животного и умение формулировать свои мысли.

Предмет исследования: научный проект изучения определённого животного.

Методы исследования:

Наблюдения,

Сравнения,

Метод опроса,

Теоретический анализ,

Изучение литература (учебника)


Практическая значимость проекта: данный проект может быть использован для изучения выбранной темы на уроке, так же может являться дополнительной информацией при написании тестов и заданий. Этот проект может быть реальным шаблоном для выполнения других проектных работ.

Теоретическая значимость проекта: в ходе работы над проектом осуществляется обобщений и углубление изучаемого материала, совершенствуется умение работать с рисунком или схемой. Важным моментом является формулирование целей, гипотез, выводов и постановка задач, а ток же совершенствование речи и ответов перед аудиторией.

Конспект урока-проекта «Общая характеристика земноводных. Внешнее и внутреннее

строение земноводных» с применением метода игровой технологии на уроках биологии


Цель урока – овладеть методикой составления мини-проекта на уроке биологии по изучению «Внешнее и внутреннее строение земноводных».

Задачи урока : Выявить особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, определить особенности внутреннего строения земноводных, сформулировать выводы по данному проекту

Образовательные: ознакомить учащихся с предками земноводных- древними амфибиями стегоцефалами, внешним и внутренним строением земноводных.

Развивающие: продолжить формирование у школьников умений анализировать, сравнивать,   устанавливать связи между известными и неизвестными фактами, сопоставлять; развивать умение подбирать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений, ведущую к формированию умозаключения; развивать умение проводить наблюдения, работать с учебными пособиями, способность воображать и мыслить логически и версионно.

Воспитывающие: продолжить формирование умения работать в коллективе, принимать совместное решение, оценивать работу товарища; расширение научного мировоззрения, воспитание познавательного интереса к учебному предмету и уважения к работе ученых и науке.

Оборудование: таблицы “Внутреннее строение земноводных, влажный препарат земноводных, магнитная доска, магниты (или пластилин для прикрепления), инструктивные карточки для рабочих групп, специальная расстановка столов для рабочих групп. На уроке обязательно использование проектирующей установки, программного диска к учебнику Сонина Н.И. за 7 класс и желательно влажный препарат внутреннего строения земноводного.


Тип урока по дидактической цели: частично – поисковый.

Структура урока

  1. Обьявление темы, целей урока, организация учебно-познавательной деятельности в группах.

  2. Самостоятельная работа учащихся в группах по заданиям инструктивных карточек.

  3. Заслушивание отчета каждой группы о проделанной работе.

  4. Формулирование выводов по теме урока.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Урок начинается со вступительного слова учителя. Конструктивный диалог начинается с проблемной ситуации – ситуации затруднения, влияющей на активизацию мыслительной деятельности, на формирование творческих подходов к решению учебной проблемы.

Такая ситуация заложена уже в названии урока «Общая характеристика земноводных. Внешнее и внутреннее строение земноводных».

Введение

Учитель: Здравствуйте, разрешите начать необычный для вас урок, который называется урок-проект.

на тему: «Общая характеристика земноводных. Изучение внешнего и внутреннего строения земноводных»

Скажите, пожалуйста, выполняли ли вы проекты на других уроках? (Ответ детей да, нет)
Организационный момент

1.Распределяем учащихся по группам, учитель привлекает внимание всех участников игры  

2.Выбирают старшего группы.

2. Начинается исследовательская часть игры и групповая работа.

3.Каждая группа получает название Экологи, Зоологи, Анатомы, Морфологи

4 Критерии оценивания: ответили на все вопросы правильно 2 балла, неполный ответ 1 балл, нет ответа 0 баллов.

На сегодняшнем уроке мы попробуем всего за 45 минут составить настоящий проект, который вы сможете выполнить сами, имея желание дома по любой из вас заинтересовавшей теме.
Мы изучали многих животных и говорили, что любое животное нужно описывать по определённому плану, исходя из изученных систем органов. Давайте вспомним, какие системы органов мы знаем? (Ответы детей: пищеварительная, дыхательная и т.д.)

На предыдущих уроках мы с вами записывали, из каких этапов должен состоять наш проект. (Ответы детей: постановка целей и задач, выполнение основной части, формулировка выводов)

Итак, на сегодняшнем уроке мы будем работать над проектом по определённому плану. Давайте сформулируем название нашего проекта. (Ребята предлагают разные названия, но останавливаются на названии «Общая характеристика земноводных. Изучение внешнего и внутреннего строения земноводного»)

Учитель: Мы определились с названием проекта. Что следует выполнить далее исходя из строения плана работы над проектом? (Учащиеся отвечают: определить цели и задачи)

Учитель заранее прогнозирует ответы ребят и готовит
Цель проекта:

Составить мини-проект по данной теме

Задачи проекта:

«Изучить особенности строения отдельных систем органов земноводных»

Сформулировать общий вывод по работе


Учитель: Для того чтобы внести некоторую романтику в наш урок, давайте поработаем учёными, которые будут изучать строение земноводных. Вы знаете биологические науки, при помощи которых можно изучать животных.
Учащиеся должны ответить что означает каждая из этих наук
Зоология – наука о животных
Анатомия – о строении внутренних органов живых организмов

Физиология – наука, изучающая внутренние процессы жизнедеятельности

Морфология – наука, изучающая внешнее строение

Систематика – наука, занимающаяся распределением различных групп животных и растений по группам

Этология – о поведении животных

Эмбриология – изучение эмбрионов

Экология – наука, о взаимоотношении организмов друг с другом и окружающей средой


Учитель: Мы с вами неплохо определили задачи, цели и имеем желание поработать в составе научной группы. Возьмите задания для каждой группы и пользуясь учебником биологии страница 189-199 ответьте на поставленные вопросы. В рисунках подпишите все органы земноводного (лягушка). На работу в группах вам выделяется 15 минут.

Учащиеся берут заготовленные таблички с названиями: экологи, зоологи, анатомы, морфологи. Работа дальнейшего хода урока проходит при работе ребят в группах. Каждая группа получает вопросы и рисунки, в которых нужно подписать органы животных.

Во время работы ребят в группах учитель готовит слайды с программного диска и комментирует задания в каждой группе.

Задания для каждой группы


Экологи

1.В чём отличие откладывания икры лягушки и жабы?


2. Какое оплодотворение наблюдается у земноводных?

3. Что такое клоака?



4От кого произошли земноводные?



5. Какие половые органы есть у самца и у самки?


Зоологи


1.Где происходит газообмен у земноводных?

2. Почему у земноводных холодная кровь?

3. Как кислород усваивается организмом земноводных?

4. Какова роль печени?



5. Как происходит газообмен у земноводных?


Анатомы

Вопросы:

1.Какие органы входят в состав пищеварительной системы земноводных?


2.Как попадает вода из окружающей среды в организм лягушки?


3.Как называется личинка лягушки?


4. Как устроена выделительная система земноводных?



5.Какие органы входят в состав пищеварительной системы земноводных?


Морфологи


Вопросы
1.Какие признаки отличают земноводных от других животных?

2. На какие отделы разделено тело земноводных?

3.Какие изменения произошли в строении тела земноводных по отношению к рыбам?

4. Какие приспособления появились у земноводных в связи с водной и наземной средой обитания?



5.Где расположены и из чего состоят пояса конечностей земноводных?


Каждая группа готовит сообщение и комментирует в паре у доски. Один ученик работает у компьютера с программным диском, другой параллельно комментирует. Таким образом, задействованы почти все учащиеся. Оставшиеся учащиеся отвечают на вопросы с места. Важно продумать, чтобы всем ребятам досталось задание.
Рабочая школьная доска по ходу работы над проектом заполняется готовыми страницами вновь созданного проекта, которые на обычных магнитах в последовательном порядке сначала крепит учитель (название, цели, задачи), а затем при ответе страницы добавляют отвечающие у доски.
Таким образом, при финале работы на доску выстраивается чёткая последовательность проекта, где каждая странички видна.
Заключение (5 мин)

Учитель: Хочу обратить ваше внимание на доску. Что вы видите на ней? (Ответы детей: наш проект). Правильно. Сами того не заметив, мы выстроили на доску структуру нашего проекта. Полностью ли мы выполнили проект? (Ответ детей: нет) Чего не хватает? (Вывода) Правильно. Так давайте же попробуем подвести итог нашему проекту.

В устной форме ребята озвучивают итог проекта, а на доску появляется табличка «Вывод»

Вывод со слов ребят:

Внешнее и внутреннее строение земноводных имеет следующие особенности:

Тело земноводных разделено на отделы: голову, туловище и конечности

Покровами земноводных является влажная кожа

Приспособления для движения в воде –перепонки на задних конечностях
Дыхание земноводных кожное и лёгочное

У земноводных 2 круга кровообращения

Сердце состоит из одного желудочка и 2х предсердий (3камеры)

Оплодотворение осуществляется в воде –наружнее особи раздельнополые


Домашнее задание: стр. 189-199

Решить тест по теме « Класс Земноводные»


1. Первые древние земноводные, произошедшие от кистепёрых рыб, - это…

2. Часть осевого скелета бесхвостых земноводных, образующихся в результате срастания

12 хвостовых позвонков, называется…

3. Впервые в эволюции осевого скелета у земноводных появляются шейный и … отделы

позвоночника.

4. Мочеточники у земноводных открываются в …

5. В связи с выходом земноводных на сушу у них появляется … ухо.

6. Личинка земноводных называется…


Тесты с одним ответом

1. Отделы тела земноводных:

1) голова, туловище, конечности

2) голова, шея, туловище, конечности

3) голова, шея грудь, брюшко, конечности

4) голова, шея, туловище


2. Отделы позвоночника земноводных:

1) шейный, туловищный, крестцовый, хвостовой

2) шейный, грудной, туловищный

3) шейный, туловищный, хвостовой

4) туловищный и хвостовой


3. У земноводных шейный отдел позвоночника:

1) отсутствует

2) образован одним позвонком

3) образован семью позвонками

4) образован шестью- восмью позвонками


4. По одному позвонку у земноводных содержат отделы позвоночника:

1) шейный и крестцовый

2) туловищный и поясничный

3) уростиль и грудной

4) хвостовой и крестцовый


5. Пояс передних конечностей земноводных представлен костями:

1) ключицами и лопатками

2) лопатками и вороньими

3) ключицами, лопатками, вороньими

4) плеча, предплечья, кисти


6. Органы выделения у земноводных:

1) метанефридии

2) протонефридии

3) туловищные почки

4) тазовые почки


7. Малый круг кровообращения у земноводных заканчивается в;

1) правом предсердии

2) левом предсердии

3) желудочке

4) лёгких


8.Большой круг кровообращения у земноводных заканчивается в;

1) правом предсердии

2) левом предсердии

3) желудочке 4) лёгких

9. Функцию дыхания у взрослых земноводных выполняют:

1) жабры и лёгкие

2) жабры и трахеи

3) кожа и плавательный пузырь

4) кожа и лёгкие


10. Органы дыхания личинок земноводных:

1)лёгкие и трахеи

2) жабры и лёгкие

3) плавательный пузырь

4) трахеи и бронхи


11. Признаки рыб у головастика лягушки

1) двухкамерное сердце и внутренние жабры

2) трёхкамерное сердце и нервная трубка

3) внутренние жабры и трёхкамерное сердце

4) наружные жабры и боковая линия


12. Отряды класса Земноводные

1) Бесхвостые и Хвостатые

2) Крокодилы и черепахи

3) Чешуйчатые и Безногие

4) Безногие и крокодилы


13. Земноводные призошли от;

1) ланцетника

2) хрящевых рыб

3) двоякодышащих рыб

4) кистепёрых рыб


14. Метаморфоз земноводных затрагивает, в основном, системы:

1) выделительную и половую

2) нервную и органы чувств

3) пищеварительную

4) кровеносную и дыхательную


Тесты с выбором трёх ответов из пяти предложенных

1. Основные ароморфозы класса Земноводные

1) пятипалые конечности

2) двухкамерное сердце

3) трёхкамерное сердце

4) лёгкие

5)один круг кровообращения


2. Отделы тела земноводных

1) голова

2) шея

3) туловище

4) грудь

5) конечности


3. Особенности кожи земноводных

1) сухая

2) влажная

3) содержит много желёз

4) покрыта чешуёй

5) участвует в газообмене


4. Отделы позвоночника земноводных

1) шейный

2) грудной

3) туловищный

4) поясничный

5) крестцовый


5. Признаки рыб у головастика лягушки

1) двухкамерное сердце

2) трёхкамерное сердце

3) лёгкие

4) жабры

5) боковая линия


6. Выберите признаки характерные для лягушек

1) Обитают в воде и на суше размножаются в воде

2) Обитают в воде и на суше размножаются на суше

3) Холоднокровные животные

4) Имеют голую кожу

5) Имеют постоянную температуру тела


7. Постройте в правильной последовательности путь прохождения пищи у лягушки.

А. глотка Д. клоака

Б. желудок Е. тонкий кишечник

В. ротовая полость Ж. пищевод

Г. толстый кишечник


8. Установите соответствие между стадиями развития лягушки и особенностями строения организма.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СТАДИИ РАЗВИТИЯ

А. трёхкамерное сердце 1.головастик

Б. двукамерное сердце 2. Лягушка

В. один круг кровообращения

Г. наличие конечностей

Д. отсутствие конечностей

Е. два круга кровообращения


ОТВЕТЫ

Открытые тесты

1.стегоцефалы

2. уростилем

3. крестцовый

4. клоаку

5. среднее

6. головастиком


Тесты с одним ответом

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

№ ответа

1

1

2

1

3

3

2

1

4

2

1

1

4

4


Тесты с выбором трёх ответов из пяти предложенных

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

№ ответа

134

135

235

135

145

134

ВАЖБЕГД

121221



Нельзя уйти с урока не получив отметки. Конечно все молодцы, но оценки у вас должны быть. Так как урок у нас необычный, то оценивать вас будет «Волшебный конверт». Вытаскивайте каждый вашу оценку и делайте для себя вывод, почему «Волшебный конверт» дал вам именно такую оценку.

Спасибо за урок. До свидания.

Учебный или творческий проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

В данном практико-значимом проекте даны определения проекта в рамках учебного процесса, сформулирован план работы над проектом на уроке и представлен конспект реального урока.

Подводя итог можно сказать, метод учебного проекта характеризуется как:


— личностно ориентированный;


— деятельностный;


— обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельноcти;


— построенный на принципах проблемного обучения;


— развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;


— формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;


— воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;


— здоровьесберегающий.


Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание «засветиться» на каком-нибудь конкурсе, благо, за последнее несколько лет их стало много: на любой вкус. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей (научных руководителей)». В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!