1 мая- праздник мира и труда.
1. Организационный момент
Дети входят в группу.
Воспитатель: Давайте с вами встанем в круг.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
В-ль: Ребята, посмотрите друг на друга, и улыбнемся, настроение у нас хорошее.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний.
Воспитатель: Какое время года сейчас наступило?
Какие весенние месяцы вы знаете?
Какие майские праздники вы знаете?
2. Раскрытие темы.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о первом майском празднике - 1 Мая. Но вначале давайте вспомним: что мы знаем о месяце мае?
В народе май последний месяц весны, называют по-разному: «травень», «цветень», «розоцвет», «пролетник», «листопук», «мур», «росеник».
Воспитатель: Ребята, давайте поразмышляем, над этими названиями.
Дети дают свои понятия почему в народе месяцу маю доли то или иное название.
Воспитатель: Да в мае полностью оживает природа, оживает земля.
Пояснение названия месяца в народе.
1. «Травень», «Розоцвет», «Цветень» - цветут цветы, травы, деревья и разные растения.
2 «Пролетник» - это преддверие лета, конец весны.
3. «Листопук» - от «листа» и «пука травы», так как в это время появляются молодые листочки, а землю покрывают густые травы
4. «Мур» - связано с появлением травы-муравы.
5. «Росеник» - от обильных майских рос.
В истории названия месяца имеется версия, что последний месяц весны древние греки нарекли в честь нимфы гор Майи (в это время года горы в Греции покрываются нежной зеленью). По-гречески Майя — мать, кормилица. На Востоке — прародительница, мать мира. У римлян — покровительница женщин, богиня обольщения, плодородия, вешнего обновления земли.
Он светодень — месяц-праздник, месяц птичьих песен и устройства гнезд. Он же и маковей, потому что зацветают алые маки.
Май еще — ключ ко всему году: ранопашец, пора сева, угарный месяц (в поле много работы). Все труженики земли стараются успеть с весенними работами. Вот почему этот праздник называют Праздником весны и труда.
Воспитатель: «А теперь расскажу саму историю возникновения праздника.
В далекие времена люди трудились на заводах и фабриках. Много трудящихся вышли на демонстрацию с требованиями к властям о том, чтоб улучшить жизнь. Но эту демонстрацию разогнали, погибло много рабочих. Об этом узнал весь мир. В знак солидарности их поддержали рабочие многих стран. Солидарность – это, ребята, поддержка, единая позиция в каком-то вопросе. В память о борцах с 1890 года день 1 Мая назвали Праздником трудящихся и начали отмечать в многих странах мира.
Воспитатель: на протяжении долгих лет первомайский праздник назывался Днем международной солидарности трудящихся. Школьники, студенты и трудящиеся шли на демонстрацию. Взрослые несли в руках большие флаги, цветы и транспаранты, а в руках у детишек были маленькие флажки и воздушные шарики. Все радовались весне, обновлению природы и теплым солнечным лучам.
«Разминка»
Физминутка: «Пусть всегда будет мир!»
Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх над головой.
Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны над головой.
Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны перед собой.
Пусть всегда буду я! Подняться на носочки, погладить себя.
Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы в стороны.
Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку.
Пусть всегда будут птицы! Наклоны в стороны, отводя руки назад.
Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой.
Воспитатель: В 1992 году День международной солидарности трудящихся всех стран переименовали в Праздник весны и труда.
Воспитатель: Ребята, а что же такое труд? Давайте подумаем: что дает людям труд?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Труд дает человеку все необходимое для жизни: жилище, одежду, пищу, предметы быта. Трудом создаются книги, произведения литературы, искусства. В процессе труда люди общаются друг с другом, становятся более образованными. В результате труда создаются заводы, фабрики, здания, машины, станки. Труд позволяет людям пользоваться богатством природы, выводить новые сорта растений и новые породы животных.
Ребята, взрослые трудятся тем, что они работают, а в чём же заключается ваш труд в детском саду?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы получаете знания, занимаетесь полезным трудом в быту (дежурство).
Воспитатель: а какие весенние работы ждут людей на дачах и в парках?
Ответы детей.
Воспитатель: в садах деревья и кустарники опрыскивают специальными растворами, чтобы отпугнуть насекомых-вредителей, нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью. Весной в садах проводят посадку саженцев плодовых деревьев и кустарников. В парках высаживают новые молодые деревья. На клумбах высаживают красивые цветы.
В скверах около домов люди граблями сгребают прошлогодние листья, ветки, мусор. В уборке парков помогают школьники. Около домов наводят порядок жильцы. Там, где люди потрудились, такими красивыми становятся парки, скверы и улицы наших городов.
Воспитатель: А если хорошо потрудиться на даче, то что будет там осенью?
Ответы детей.
Воспитатель: Поиграем в игру «Отгадай профессию».
Мама лечит всех зверей - Кошку, пса и ламу.
Болен друг? Звонят скорей, вызывают маму.
Мама знает все таблетки
Для ежа и птички в клетке. (Ветеринар).
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он… (Артист).
Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота —
Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель).
Ты учишь буквы складывать,
Считать, цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И всё родное, родину любить. (Воспитатель).
Кто у постели больного сидит,
И как лечиться, он всем говорит?
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Доктор).
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт).
Папа у меня — герой!
Ходит в форме, с кобурой!
Посреди ночного мрака
Где-то кража или драка?
Сразу по «102» звоните,
Папу моего зовите! (Полицейский).
Кто шагает на параде,
Вьются ленты за спиной,
Ленты вьются, а в отряде
Нет девчонки ни одной. (Моряки).
Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз — и помним вас. (Фотограф).
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нём. (Строители).
Воспитатель: а теперь поиграем в игру «Великан и Гномик»
(назови ласково):
У Великана сад, а у Гномика …
У Великана огород, а у Гномика …
У Великана парник, а у Гномика …
У Великана грядка, а у Гномика …
У Великана теплица, а у Гномика …
III. Рефлексия.
Зарядка для ума» (продолжи пословицу).
- Кто не работает, (тот не ест).
- Не спеши языком, (спеши делом).
- Без труда (не вытащишь рыбку из пруда).
- Дело мастера (боится).
- Труд человека кормит, (а лень портит).
- Куй железо (пока горячо).
- Не сиди сложа руки, (так и не будет и скуки).
- Готовь сани летом, (а телегу зимой).
Воспитатель: Приём «Незаконченное предложение». Детям нужно высказаться одним предложением, например, «сегодня я узнал…», «было интересно…», «было трудно…».