Занятие 1.
Знакомство. Введение знака «Поднятая рука»
Цели:
Организовать знакомство детей друг с другом и с учителем; в совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания.
Учить образовать группы и называть их.
Воспитание дружелюбия.
Ход занятия.
Организационный момент.
У. - Здравствуйте, ребята! Как вас много и какие вы все красивые! Сегодня вы в первый раз пришли в школу. Похлопайте в ладошки те, у кого сегодня хорошее настроение. Давайте я попробую угадать, почему вы сегодня так радуетесь. Если я угадаю, вы хлопаете в ладошки. Договорились?
Вы рады
потому что у вас есть красивый портфель;
потому что в вашем портфеле много новых школьных вещей;
потому что вы сегодня очень нарядны и красивы;
потому что вы сегодня первый раз пришли в школу;
потому что вы будете школьниками;
потому что вы встретились сегодня с учительницей.
Все это очень хорошо, дети, но, наверное, вам очень хочется познакомиться со мной получше, правда?
Рассказ учителя о себе.
У. - Меня зовут Валентина Михайловна. Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я ваша учительница. Я мечтала стать учителем еще с детства. Я очень люблю детей. У меня есть маленький сынок. Я люблю дарить подарки и делать их своими руками. Не люблю, когда врут и предают. Самое большое мое увлечение вышивка, я вышила около 20 работ и подарила их своим знакомым. Мы с вами будем учиться вместе, и я всегда буду рада вам помочь.
Расскажу вам обо всем:
Отчего бывает гром,
И про север, и про юг,
И про все, что есть вокруг,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу.
Научу вас рисовать,
Строить, шить и вышивать.
У. - А теперь вы можете задать мне любой вопрос.
Выработка школьного правила.
У. - Со мной вы познакомились, а как мне с вами познакомиться? Я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои имена. Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла, какое-то «Уа-уа»! Давайте еще громче! Раз, два, три! Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена? Что же делать?
Дети предлагают разные варианты. Надо постараться сначала озвучивать все, кроме поднимания руки. В ходе обсуждения учитель подводит детей к нужному правилу.
У. – Послушайте, дети, что предлагает нам Таня. Молодец, Танечка! А как ты придумала такой способ – поднимать руку? Ребята, давайте попробуем знакомиться Таниным способом: если хочешь ответить – подними руку. Покажи, Танюша, детям, как нужно поднимать руку. Как еще можно поднимать руку, дети? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку.
Таким образом, мы вместе с детьми установили новое правило и сразу оговорили его выполнение.
У. – Для чего нам нужно это правило?
Д. - Чтобы познакомиться.
У. - Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?
Учитель спрашивает трех-четырех детей и вводит знак «Поднятая рука».
У
. – Дети, нравится ли вам работать по новому правилу? Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь?
Прикрепляем на доску знак «Поднятая рука».
У.– Что вы будете делать, если я покажу этот знак? Давайте попробуем. Мальчик, как тебя зовут?
Учитель показывает на знак и ждет от ребенка не ответа, а поднятия руки. Если ребенок сразу ответил, а руку не поднял, учитель спрашивает детей:
У. – Правильно ли Саша ответил на вопрос?.. А задание мое он выполнил?.. Давай, Саша, еще раз: «Мальчик, как тебя зовут?»
Знакомство детей в группах.
У. - Ребята, как жалко, что я сразу вас всех не запомню. Кто хочет мне помочь? Я придумала, как мне, скорее вас запомнить! Вы сейчас в группах назовете свои имена. Какое школьное правило будем применять? Вам в группах надо ещё раз познакомиться и запомнить, как кого зовут. А потом я проверю, как вы запомнили друг друга. Согласны?
Задание для 1 группы.
У. - Хором назовите имя этого мальчика, этой девочки.
Задание для 2 группы.
У. - Назовите имена детей в группе.
Задание для 3 группы.
У. – Сейчас я постараюсь сама правильно сказать ваши имена. Эту девочку зовут Ира? (Имя неправильное.)
Д. - Нет, Наташа!
У. - Этого мальчика зовут Саша?
Д. - Нет, Андрей!
Задание для 4 группы.
У. – Назови соседа.
У. - Что можно сделать, если забыл, как звать кого-то?
Д. - Можно спросить у этого человека.
– Можно спросить у других детей.
– Можно спросить у учителя.
– Можно спросить у других взрослых.
– Можно прочитать на медали.
Игра «Твое имя».
У. – Давайте на прощание поиграем. Я буду называть разные имена. Те дети, чье имя я назову, будут выбегать ко мне, и становиться в кружок. Согласны?
Итог занятия.
У. - Понравился ли вам урок? Интересно ли было? Какое у нас теперь есть школьное правило? Когда нужно поднимать руку? Что еще очень важное произошло сегодня на уроке? Зачем люди знакомятся?
4