АДАПТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни. Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению предлагаю разработку адаптационного занятия.
Цель данного занятия - создание благоприятного психологического климата, сплочение классного коллектива, создание атмосферы сотрудничества.
Структура занятия включает в себя:
1. Вступление. Ритуал приветствия.
2. Разминка.
3. Основная часть.
4. Заключительная часть. Ритуал прощания.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Оборудование: вырезанная заготовка для открытки в виде стебелька, разноцветные бумажные лепестки для каждого ребенка, клей, цветной мяч, распечатанный текст сказки «Лесная школа».
Ход занятия:
Приветствие «Хорошее настроение»
Здравствуйте, ребята! Как вас много и какие вы все красивые! Давайте посмотрим с каким настроением вы сегодня пришли в школу? Похлопайте в ладошки те, у кого сегодня хорошее настроение. Давайте я попробую угадать, почему вы сегодня так радуетесь? Вы рады, потому что у вас есть красивый ранец; потому что в вашем ранце много новых школьных вещей; потому что вы сегодня очень нарядны и красивы; потому что вы стали школьниками. Все это очень хорошо, дети, но, наверное, вам очень хочется познакомиться со мной, правда?
Меня зовут...
Основная часть.
Упражнение: «Цветок общения».
Итак, раз у нас сегодня хорошее настроение, давайте устроим праздник. И праздник этот будет называться День рождения вашего коллектива. А на день рождения положено дарить поздравительные открытки. И мы с вами сейчас такую открытку сделаем сами. Называться она будет «Цветок общения».
Клей, который я буду наносить на заготовку не обычный, а «волшебный» и приклеит лепесток только в том случае, если вы скажете, что всем нам необходимо делать, чтобы рос наш цветок общения красивым и здоровым?
всем подружиться;
весело играть;
не жадничать;
помогать друг другу;
не обижать друг друга;
не драться;
быть вежливым
Создаётся открытка. После этого подводится итог:
«Мы сейчас с вами выполнили первое совместное дело и рассказали о том, чему вы будете учиться на занятиях. Посмотрите, как красиво у нас получилось».
На детских праздниках принято играть, давайте и мы с вами поиграем.
Упражнение «Подарки».
Цель: содействие в установлении дружеских отношений в коллективе.
Упражнение выполняется в круге с мячом. Психолог предлагает всем встать в круг. Далее сообщает, что наступило время дарить и получать подарки. Он говорит: «Представьте себе, что это не мяч, а подарок, который вы хотите подарить на день рождения нашей группе. Сейчас невербально покажите подарок, когда другие угадают, что вы загадали, по цепочке предавайте мяч друг другу».
Упражнение «Мостик Дружбы».
Цель: развитие у детей социальных и коммуникативных умений, создание благоприятного психологического климата.
Психолог просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем "построить" мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая "Мост дружбы".
Заключение. Чтение сказки.
Чтение и анализ сказки «Создание «Лесной школы»» (Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки)