СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект бабушкин сундук подготовительная группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект бабушкин сундук подготовительная группа»

Конспект бабушкин сундук подготовительная группа

Программное содержание: пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа;
ознакомить детей с народным творчеством, предметами старинного русского быта, русским народным фольклором, пословицами, поговорками;
изготовление простейшей куклы-оберега.

Задачи:
Воспитательные:
• Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.
• Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.
Развивающие:
• Развивать художественно-эстетические качества – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции..
• Развивать сенсорные навыки: умение использовать обследовательские действия материала (текстиль, вату, умение различать лицевую и изнаночную стороны.
• Развивать трудовые навыки рукоделия.
• Развивать физические навыки: это развитие глазомера, остроты зрения, мускулатуры кисти руки, координацию рук под контролем глаз. Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений. Развивать способность к концентрации внимания.
Образовательные:
• Формировать знания, умения и навыки у детей при использовании различных видов техники в работе.
• Расширить и закрепить знания, и умения по работе с тканью.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование:
- Народные костюмы (сарафан, кокошник,).
- Лоскуты ткани для изготовления кукол, нитки.
- аудиозаписи русских народных мелодий, магнитофон.

- Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо?
Дети произносят волшебные слова. Воспитатель открывает сундук и говорит:
-Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук: посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем.
- Что же это (достает лапти)
-Для чего они?
-Лапти – были самой распространенной обувью на Руси. Лапти плели из лыка, бересты. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ног. Позже стали шить сапоги.
-Достаем следующую вещь. Основой народного женского костюма была рубаха. Шили рубаху до пят или до пояса. На мне рубаха праздничная, а это ежедневная
- Кто из вас знает что это?-
-Телогрея - В отличие от душегреи телогреи были с рукавами. В ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые телогреи.
Воспитатель продолжает, доставая из сундука платок: - Что это за вещь необыкновенной красоты?
- Как его носили? (на голове, на плечах).
- В сундуках хранили не только одежду, но и вышитые полотенца - рушники вышитые полотенца сопровождали человека от рождения и до конца жизни. Когда подрастала девочка, ее учили шитью и вышивке, и она сама вышивала себе приданое. В сундуке хранили не только вещи, но и предметы: для рукоделия (лоскуты, нитки, тесемки, а также…
Для того, чтобы догадаться, что за предмет отгадайте загадку:
Платье носит, а есть не просит.
Всегда послушна,
Но с ней не скучно? (Кукла)
Воспитатель: А у вас есть куклы? (ответы детей). А что вы с ними делаете? Кто-то играет куклами, кому-то они уже не нужны, а у кого-то они красуются на полке. А кем может быть кукла для девочки? (Дочкой, подружкой).

- Формирование линии талии. По талии промотать нитку, заложив переднюю часть рубахи Ангела на заднюю.
- Второй квадрат сложить пополам и стянуть его ниткой. Полученные крылья прикрепить к каркасу куклы так, чтобы нитка по груди и спинке проходила крест-накрест.
- Кукла Ангел готова. У вас во время работы могут возникнуть трудности в завязывании узлов. Для этого можно попросить соседа подержать куклу, а вы в это время завяжете узлы, то есть вы должны помогать друг другу. Если что-то не понятно, не бойтесь поднять руку и спросить. Теперь я вижу, что вы готовы к работе, приступаем.
Вышел ангел хоть куда.
Будет ангел помогать
Маме деточку качать.
Будет ангел утешать,
Будут детки крепко спать.
- А теперь давайте возьмём наших замечательных ангелочков. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку- ангела тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с ними, придумаете куклам имена, познакомите кукол друг с другом, а может быть подарите тому, кому задумали. Вот и закончилось наше путешествие в далекое прошлое
– Что нового вы сегодня узнали? - Как называются эти куклы? (Это куклы-обереги).
- Понравилось ли вам наше путешествие? Мне пора уходить. До свидания! Детям предлагают выбрать колобка веселого и грустного, чтобы определить свое отношение к занятию.

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры через знакомство с бытом русского народа, предметами народного прикладного искусства.

Задачи: формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства; знакомить детей с одеждой русского народа, его традициями; развивать умение поддерживать беседу, выражать через речь свои впечатления; развивать умение подбирать относительные прилагательные к существительным; пополнять словарь новыми словами русского быта; развивать эстетические чувства, эмоции, воображение; воспитывать желание слушать русскую народную музыку; воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к русской народной культуре.

Словарная работа: крестьяне, прялка, веретено, ткацкий станок, мережка, рушник.

Оборудование: мультимедиа – проектор, ноутбук, магнитофон.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Дети сидят на стульях полукругом.

Воспитатель: «Я рада вас видеть, таких красивых, с хорошим настроением. Пусть новый день принесёт вам радость и много новых впечатлений!

Сегодня нас ждёт путешествие в далёкое прошлое (выносит сундук). Ребята, что это? (ответы). Да, это сундук. А для чего он служил? (ответы) .Правильно. Раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и комодов, и поэтому вещи хранили в сундуке.

Показываются слайды с видами сундуков.

Показываются слайды с изображением сарафанов.

Показываются слайды с видами женских и мужских рубах.

Дети говорят пословицы.

Если у рубах был вышит подол, они выполняли роль лёгкого женского платья.

Дети делятся на 3-4 группы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого стоит стул, на котором висит платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу шагом вокруг стульев, приговаривают:

«Мы – весёлые ребята,

Соберёмся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

Показываются слайды - что хранилось в сундуках; девочка, сидящая за прялкой.

Показываются слайды с видами сундука с предметами рукоделия, приданого.

Показываются слайды - посиделки крестьянок.

Из поколения в поколение передавались старинные вещи от родителей детям.

А что же ещё в сундуке лежит? (достаёт платок). Что это за вещь необыкновенной красоты? (ответы детей). Как его носили? (ответы – на голове, на плечах).

Русский народ всегда был очень трудолюбивым.

Давайте вспомним пословицы о труде.

Дети говорят пословицы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников

  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

141301 г. Сергиев Посад, ул. Дружбы, д10а

непосредственно образовательной деятельности

(Формирование целостной картины мира)

для подготовительной к школе группы

Подготовила: старший воспитатель

Баранова Светлана Павловна

г. Сергиев Посад

16 января 2017 г

Цель: Расположить детей, вызвать к себе интерес. Формирование мотивации к познанию окружающего мира и истории.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.

Развивающие задачи: Развивать умение поддерживать беседу; выражать через речь свои впечатления.

Развивать умение подбирать прилагательные к существительным.

Образовательные: Пополнять словарь новыми словами, обозначающими предметы русского быта. Продолжать знакомить детей с предметами народного прикладного искусства.

Методы и приемы:

игровой: сюрпризный момент;

наглядный: показ предметов старины;

практический: народная игра;

словесный: рассказ воспитателя, беседа.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: сундук, кукла в народном костюме, народный костюм (сарафан, кокошник, платок), лапти, рушник, наволочка; запись русских народных мелодий.

Словарная работа : старина, лапти, рушник, тесемка, сарафан.

Воспитатель : Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы! Рассаживайтесь поудобнее. Ребята, у вас сегодня гости, давайте поздороваемся и пожелаем здоровья (здравия).

Ребята, сегодня я пришла к вам в гости нарядная. Почему?

- Когда носили такой наряд? (В старину)

- Что такое старина? (Давнее, давно минувшее время)

- В старину зимними вечерами собирались парни и девушки в большой избе на посиделки. Как вы понимаете это слово? Как оно образовалось? (Посидеть)

- На посиделках собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть. Как же можно себя показать? (Здесь они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, обменивались шутками – прибаутками, а сообразительность, остроту ума проверяли загадками.)

- Но на посиделках не только отдыхали, но и работали: пряли пряжу, вышивали. Юноши делали короба, туески и плели лапти. А могли сделать сестричке или братцу куклу-забаву. ( Воспитатель приглашает ребят подойти к панно, на котором размещены фотографии посиделок)

Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. А какие пословицы о труде знаете вы?

Предполагаемые ответы:

- Рабочие руки не знают скуки.

- Без труда не выудишь и рыбку из пруда.

- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Сделал дело – гуляй смело.

- Ребята, а у меня для вас сюрприз. Посмотрите на сундук расписной, это подарок моей бабушки. Он не простой, а волшебный – там лежит…

Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну, не догадаться вам, она зовется… (Сарафан)

(Вынимает русский сарафан.) Сарафан – длинная одежда без рукавов.

- Посмотрите, какой красивый. Девушки его сами шили и украшали. А чем украшен сарафан? (Дети рассказывают. Педагог по ходу рассказа знакомит с новыми словами, объясняя их значение)

Предполагаемый ответ : Украшали вышивкой, лентами, тесьмой с узорами.

Воспитатель : Я предлагаю поиграть в игру и подобрать красивые слова к слову сарафан. У меня в сундуке лежит кукла в народном костюме. Наша девица по кругу пойдет, красивые слова о сарафане соберет. Итак, сарафан какой?

Предполагаемый ответ: Красивый, ( по размеру ) длинный, ( много вышивки) расшитый, ( украшали вышивкой ) украшенный, нарядный, ( одевали на праздник ) праздничный, яркий, ( носил рус. народ ) народный.

Воспитатель : Кокошник - это головной убор. Посмотрите и расскажите, чем он украшен? ( Вышивкой и бусами.)

- Кроме кокошников что еще носили женщины? (Платки.) На гулянии праздничный платок не только носили на голове, также накидывали на плечи, танцевали с платками. Сейчас и мы поиграем в р усскую народную игру "Наш платочек голубой". Станем в круг и передаем платочки под песню.

Наш платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги платок по кругу,

Выбирай скорее друга!

И платочек покажи!

У кого платочек окажется на последнем слове, тот выходит в круг и танцует.

Воспитатель: Хорошо поиграли! Присаживайтесь.

(Педагог вынимает вышитое полотенце)

- Это рушник – лицо и руки вытирать. Как теперь называется этот предмет? (Полотенце). Когда в семье подрастала девочка, ее учили шитью и вышивке. Этот рушник вышила моя тетя, у меня в память о ней остались старинные вещи. Достает наволочку, вышитую гладью цветами. (Вышивка сплошными, плотно прилегающими друг к другу стежками) Рассматривают.

Воспитатель: вышитый рушник, сшитый сарафан, украшенный бусами кокошник – все это наши прабабушки делали своими руками. В сундуке хранили не только вещи, но и предметы для рукоделья (лоскуты, нитки, тесемки).

Воспитатель: Чтобы сшить, украсить эти вещи, что нужно? (Старание и труд)

Воспитатель : Где еще кроме сундука можно встретить такие вещи?

- Такие вещи – это произведения прикладного искусства, поэтому для того, чтобы оно не было утрачено, организуются выставки и собираются экспонаты в музеях.

- Дети, какие старинные вещи, сделанные вашими бабушками, есть у вас дома, расскажите нам о них.

- Ребята, мне сегодня было приятно с вами встретиться, познакомиться. Я увидела, что вы много знаете. В память о нашей встрече я дарю вам книгу, а вы не забывайте её читать и пересказывать сказки своим братьям и сестричкам.