СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект беседы по правовому воспитанию учащихся "Правонарушение и наказание. Причина правонарушений"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект беседы по правовому воспитанию учащихся "Правонарушение и наказание. Причина правонарушений"

Просмотр содержимого документа
«Конспект беседы по правовому воспитанию учащихся "Правонарушение и наказание. Причина правонарушений"»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технический колледж»



ФРОЛОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

Социальный педагог


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Конспект беседы по правовому воспитанию учащихся "Правонарушение и наказание. Причина правонарушений"


Есть такая поговорка "От сумы и тюрьмы не зарекайся". Она пришла к нам из далёкого прошлого и напомитнает о неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь за решётку из вас никто не стремиться, но однако ежегодно тысячи несовершеннолетних пополняют спецучреждения и колонии.

Поэтому главная задача беседы с вами-это предупредить об опасностях в играх с законом.

Правонарушение и преступление.

Правонарушение- это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону.К правонарушению относятся аморальный поступок и аморальное поведение.

Аморальный поступок-это действие, нарушающее общепринятые моральные нормы( примеры аморальных поступков: грубить, курить, сорить в общественных местах, распивать спиртные напитки, сплетничать, жадничать и т.д.).

За аморальный поступок такого вида применяется административное наказание.

Преступление-это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания.(Примеры: кража, угон автосредств, вымогательство денег, кража личного имущества и др.)

Отличие правонарушения от преступления:

1. Преступление - это деяние, отличающееся особой опасностью для общества.

2. Преступление - это деяние совершенное виновно.


Словарная работа (новые слова):

спецшкола-учебное заведение закрытого типа, где находятся малолетние преступники.

СИЗО-следственный изолятор- место, где находится подследственный в период следствия.

Следствие- выяснение причин,нахождение свидетелей преступления или правонарушения.

Адвокат - лицо, которое защищает интересы подсудимого в суде.

ВТК- воспитательно-трудовая колиния-место, где отбывают наказание н/летние преступники.



Дискуссия. Разобрать с учащимися ситуации и выяснить к чему могут привести такие "шалости":

1. завёл чужую машину, чтобы покататься(велосипед);

2. положил в карман нож и пошёл на дискотеку.

3. метнул камень в убегающего обидчика.

Виновность.

Вина-это отношение лица к своему противоправному действию (поведению) и его последствиям.

Как только следственные органы доказали вину, наступает ответственность, далее наказание за совершенное действие. Суд признаёт человека виновным- это означает, что подсудимый понимал недопустимость своего поступка и к чему он приведёт.

Смягчение вины подсудимого-совершение преступления в состоянии крайней необходимости (самооборона, чистосердечное признание, по неосторожности, из-за преступной небрежности- не предвидел опасных последствий) преступной самонадеенности- знал, что совершает плохой поступок, но надеялся избежать наказания.

Вопрос к учащимся: "Объясните, что такое умысел и умышленное преступление?"

Мысли великих людей:"Первое условие исправления человека-осознание и признание своей вины" Сенека-римский политический деятель, философ.

Что такое ответственность?

Юридическая ответственность- это государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушавшее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством, обществом.

Виды ответственности:

- дисциплинарная;

- гражданско-правовая;

- административная;

- уголовная.

Самый строгий вид ответственности- это уголовная, она наступает с 14 лет.

Когда наступает уголовная ответственность:

- совершение преступного деяния;

- приготовление к преступному деянию;

- покушение на преступление( когда преступление сорвалось, но готовилось);

- соучастие в преступлении( ответственность у того, кто находится вместе с теми, кто совершает преступление).


Уголовная ответственность с 14 лет наступает за следующие преступления:

- убийство;

- умышленное причинение вреда здоровью;

- похищение человека;

- изнасилование;

- кража, грабёж, разбой;

- вымогательство;

- угон транспортного средства;

- умышленное уничтожение или повреждение имущества;

- терроризм;

- захват заложника;

- заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

-хулиганство;

- вандализм;

- хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;

- приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Какова ответственность тех, кому ещё не исполнилось 14 лет?

Их не судят. К ним применяют принудительные меры: отправляют в спецшколу.

Работа с учащимися. Вопрос: "Что такое соучастие в преступлении. Как вы это понимаете?. Можно провести тест "Ваше чувство ответственности".

Взыскания и наказания.

За совершение административных нарушений применяются следующие взыскания:

- предупреждение;

- штраф;

- конфискация орудия, с помощью которого совершено административное правонарушение;

- лишение специального права( управление автомобилем, охоты и т.д.);

- административный арест (15 суток).

Цель административного взыскания - предупреждение лица от совершения новых правонарушений.



Виды наказания, предусмотренные уголовным кодексом РФ:

- штраф;

- обязательные работы;

- исправительные работы;

- конфискация имущества;

- ограничение свободы;

- арест;

- лишение свободы на определенный срок;

- пожизненное лишение свободы;

- смертная казнь.

Цель уголовного наказания- это восстановление справедливости, исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений.

Словарная работа:

Явка с повинной- добровольное личное обращение лица, совершившего преступление, с заявлением о нем , с намерением передать себя в руки правосудия( считается смягчающим обстоятельством).

Аморализм.

Аморализм- аморальное поведение, пренебрежение к моральным нормам.

По статистики правонарушений среди н/летних, как правило, во время учёбы в школе отличались следующими аморальными поступками:

- плохо учились, бросали школу;

- курили и выпивали;

- потребляли наркотики;

- грубили сверстникам и взрослым;

- унижали маленьких и слабых;

- лгали даже без причин;

- доказывали свою правоту с помощью силы;

- играли в карты;

- разрисовывали стены;

- портили школьное имущество;

- совершали много других аморальных поступков.

Воспитательные трудовые колонии.

Существуют мужские ВТК и женские ВТК для несовершеннолетних, где воспитываются и трудятся малолетние правонарушители.




Тот, кто с лёгкостью нарушает моральные нормы, легко нарушает и закон.

Почему люди так ведут себя?(Можно задать этот вопрос учащимся для обсуждения.)

Потому, что всё это помогает получать "кайф". Но наступает момент, когда и этого становится мало, нужны новые ощущения. Путь к новым ощущениям обычно лежит через чужую квартиру, склад, киоск и т.д.

Самым опасным нарушением норм морали является употребление н/летними алкоголя. В пьяном дурмане совершается большинство правонарушений и преступлений. "Редкий вор и убийца совершает своё дело трезвым. Л.Н.Толстой"

Вопрос к учащимся: Как потребление алкоголя влияет на совершение преступления?

Бездуховность.

Большинство людей обладает духовностью. Под духовностью подразумевается наличие в человеке богатого внутреннего мира, души, умения её слушать.

Вопрос к учащимся: Как вы понимаете духовность и бездуховность человека?

Почему бездуховность человека принято считать одной из причин правонарушений?

Безудховный человек примитивен (очень прост) в своих желаниях. Это- поесть, поспать, выпить, затуманить мозги какой-нибудь гадостью, ощутить свою власть и силу над другими и т.д., чтобы дни катились без напряжения и труда.

Каковы же источники бездуховности:

- пренебрежительное отношение к учёбе, занятиям;

- стремление к примитивному времяпрепровождению( просмотр видеофильмов: ужасы, боевики, порнография, мультики, фантастика и т.д., слушание песен с непристойным содержанием;

- преобладание материальных потребностей, "вещизм"( от слова "вещь", главная цель в жизни- приобретение различных вещей и материальных ценностей).

Вопросы к учащимся: Какие вы знаете материальные ценности?

Словарь.

порнография- грубое, циничное изображение интимной жизни( для справка: ст.242 УК РФ- за незаконное распоространение порнографии штраф в размере от 700 до 1000 минимальных окладов и лишение свободы до 2 лет).


Игра «Правовой турнир».

Цель: формирование и закрепление правовой культуры подростков, прав и обязанностей учащихся.


Ход мероприятия.


Класс делится на две команды (можно сформировать команды из двух старших классов). Конкурсные задания оцениваются : правильный ответ – 5 баллов, ответ с ошибкой, поправкой – 3 балла. Командам даются названия «Правовые ребята», «Умники и умницы».


Итак, турнир начинается!

Конкурс 1. Разминка. Командам раздаются карточки с вопросами по правовой тематике, каждой команде по 3 вопроса. Время на обдумывание 10 минут( можно раздать бумагу и карандаш).

Вопросы6

  1. Назовите основной закон государства? (Конституция).

  2. Что такое преступление? (Общественно опасное действие).

  3. Что такое алиби? (В уголовном процессе-обстоятельство, оправдывающее обвиняемого).

  4. Назовите основные государственные символы. (Герб, флаг, гимн).

  5. Что такое превышение необходимой обороны? (Превышение имеет место в том случае, когда обороняющийся прибегает к такому средству защиты, которое, как правило, кончается гибелью или тяжелым ранением).

  6. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет, за особо тяжкие преступления закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет).

  7. Какие общественные места вы знаете? Назови пять?

  8. Какие виды тяжких преступлений вы знаете? Назови пять?

Конкурс 2. «Из практики следователя». Представьте, что вы-следователь и вам необходимо рассмотреть ситуации и назначить наказание.

Ситуация 1. Несовершеннолетние Максим (10 лет), Игорь (14 лет) и Роман (16 лет) совершили открытое хищение чужого имущества (грабёж) у гражданина, отобрав у него деньги (50 руб.) и часы. Кто из подростков будет сидеть на скамье подсудимых в суде? Кто из подростков будет рассматриваться на комиссии по делам несовершеннолетних? (Ответ: на скамье подсудимых будет сидеть Роман и Игорь, а Максим будет рассматриваться в комиссии по делам несовершеннолетних).

Блиц-вопрос: Будет ли наказаны подростки, если они употребляют токсические и наркотические вещества? Какое наказание их ожидает? Выберите правильный ответ: предупреждение, штраф, рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних, направление на лечение в наркологический диспансер, направление в спецшколу, тюрьма.( правильные ответы подчёркнуты).


Ситуация 2. Трое подростков: Дима (10 лет), Саша (14 лет) и Ваня (16 лет) распивали вино в лесопарковой зоне и были задержаны сотрудниками милиции. Кто из ребят понесёт наказание, если административная ответственность наступает с 16 лет? ( Ответ: наказание понесёт Ваня, Саша будет строго предупреждён).


Блиц-вопрос: Будет ли наказаны подростки, если они употребляют токсические и наркотические вещества? Какое наказание их ожидает? Выберите правильный ответ: предупреждение, штраф, рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних, направление на лечение в наркологический диспансер, направление в спецшколу, тюрьма.

( Правильные ответы подчёркнуты).


Конкурс 3. Права человека. Командам раздаются карточки с заданиями.

Задание 1. Напишите, какие вы знаете права и обязанности человека? (По пять того и другого).

Задание 2. Закончите фразы, касающиеся сказочных героев, необходимо определить, какое право сказочных героев нарушено и закончить фразу.

1.Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на….(неприкосновенность жилища).

2. Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на… (труд).

3. Иван- царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом).

4. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…. (жизнь).


Конкурс 4. Узнай меня! Команды с помощью подсказок должны определить о ком идёт речь ( известные герои фильмов и сказок). На обдумывание даётся 3 минуты. Педагог зачитывает задание.

  1. Он очень отважный милиционер. Его партнёр по работе- человек. Он-породистый пёс (Мухтар).

  2. Он- фантастический герой, защитник будущего. Он- необычный персонаж, который владеет восточными единоборствами. Он-мутант. (Черепашки-ниндзя).

  3. Он круглобокий. Его очень любят дети. Он ушёл от бабушки и от дедушки. (Колобок).

Итог мероприятия.

Подсчитывается общее количество баллов команд. Команда, которая выиграла, получает Правовой диплом, другая команда Поощрительную грамоту.






1 Карточка с заданием к конкурсу 1.

1.Назовите основной закон государства?

2.Что такое преступление?

3.Что такое превышение необходимой обороны?

4. Какие общественные места вы знаете ? Назови пять?




2 Карточка с заданием к конкурсу 1.

1.Что такое алиби?

2.Назовите основные государственные символы.

3.С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности?

4.Какие виды тяжких преступлений вы знаете? Назови пять?




Ситуация к конкурсу 2.

Несовершеннолетние Максим (10 лет), Игорь (14 лет) и Роман (16 лет) совершили открытое хищение чужого имущества (грабёж) у гражданина, отобрав у него деньги (50 руб.) и часы. Кто из подростков будет сидеть на скамье подсудимых в суде? Кто из подростков будет рассматриваться на комиссии по делам несовершеннолетних?


Блиц-вопрос: Будет ли наказаны подростки, если они употребляют токсические и наркотические вещества? Какое наказание их ожидает? Выберите правильный ответ: предупреждение, штраф, рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних, направление на лечение в наркологический диспансер, направление в спецшколу, тюрьма.





Ситуация к конкурсу 2.

Трое подростков: Дима (10 лет), Саша (14 лет) и Ваня (16 лет) распивали вино в лесопарковой зоне и были задержаны сотрудниками милиции. Кто из ребят понесёт наказание, если административная ответственность наступает с 16 лет?


Блиц-вопрос: Будет ли наказаны подростки, если они употребляют токсические и наркотические вещества? Какое наказание их ожидает? Выберите правильный ответ: предупреждение, штраф, рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних, направление на лечение в наркологический диспансер, направление в спецшколу, тюрьму.


Здание к конкурсу 3.

Задание 1. Напишите, какие вы знаете права и обязанности человека?


Обязанность________________________ Право на_______________________
Обязанность________________________ Право на_______________________

Обязанность________________________ Право на_______________________
Обязанность________________________ Право на_______________________

Обязанность________________________ Право на_______________________



Задание 2. Закончите фразы, касающиеся сказочных героев, необходимо определить, какое право сказочных героев нарушено и закончить фразу.

1.Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на….________________

2. Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…______________




Здание к конкурсу 3.

Задание 1. Напишите, какие вы знаете права и обязанности человека? (По пять того и другого).


Обязанность________________________ Право на_______________________
Обязанность________________________ Право на_______________________

Обязанность________________________ Право на_______________________
Обязанность________________________ Право на_______________________

Обязанность________________________ Право на_______________________




Задание 2. Закончите фразы, касающиеся сказочных героев, необходимо определить, какое право сказочных героев нарушено и закончить фразу.

1. Иван- царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом).

2. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…. (жизнь).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!