СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект беседы в подготовительной группе "Блокадная ласточка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны и познакомить о понятии блокадная ласточка

Просмотр содержимого документа
«Конспект беседы в подготовительной группе "Блокадная ласточка"»









Конспект занятия в подготовительной группе «Блокадная ласточка»





Подготовила воспитатель

Вартанян Д.С.













2025



Цель: сохранить историческую память о подвиге жителей Блокадного Ленинграда.

Задачи:

-познакомить с фактами жизни людей блокадного города;

- расширять знания детей об истории города героя – Ленинград, о героизме людей, переживших блокаду;

- способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношении между фактами и событиями военного времени.

- воспитывать гордость за родину, за свой народ, любовь к Отчизне.

Материалы: ноутбук, презентация «Блокадная ласточка», картон голубого цвета, распечатанная ласточка с письмом, георгиевская лента, клей, клеёнка.

Ход:

Воспитатель: 27 января вся наша страна чтит память людей, которые пострадали военное время от немецко- фашистской блакады в городе Лененграде.

Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней. Город был взят в кольцо фашистами. В город никто не мог не заехать и не зайти. Фашисты весной 1942 года объявили, что в осажденный город даже птица не пролетит.

Многие ленинградцы стали носить на груди жестяную ласточку с письмом в клюве.

Жетон назывался «Жду письма» и символизировал ожидание весточки от близкого человека, воевавшего на фронте или уехавшего в эвакуацию, веру в то, что он жив.

Позже ласточки стали и живыми символами надежды блокадного города.

Осенью 41-го в целях маскировки на шпиль Адмиралтейства надели чехол. К лету 43-го в его парусине зияли дырки, прорванные осколками бомб и снарядов. В это время блокада уже была прорвана, но еще не снята, фашисты по-прежнему стояли у стен города и продолжали обстреливать и бомбить его.

Для починки чехла на шпиль Адмиралтейства поднялись музыканты и альпинисты — Ольга Фирсова и Михаил Шестаков.

Когда трудная и опасная работа была закончена, что под чехлом, чуть ниже шпиля под карнизом, оказались жилые гнезда ласточек. Верхолазы снова принялись за дело: распороли чехол снизу и затем зашили его выше гнезд. Обессилевшие люди потратили дополнительно несколько часов, чтобы спасти птенцов от голодной смерти – ради жизни птиц, которая стала символом жизни блокадного города.

«Муза блокадного города» Ольга Берггольц посвятила Блокадной ласточке стихотворение:

Весной сорок второго года

множество ленинградцев

носило на груди жетон —

ласточку с письмом в клюве.

Сквозь года, и радость, и невзгоды

вечно будет мне сиять одна —

та весна сорок второго года,

в осажденном городе весна

Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: «Жду письма».


Воспитатель: И сегодня в мирное время, многие люди хотят верить в лучшее, жить с надеждой на счастливое будущее. Для этого порой необходимо получить поддержку – добрую весть, напоминание о том, что даже в страшное время блокады Ленинграда, люди не сдавались и не падали духом.

Ребенок 1: Блокада Ленинграда - одно из самых страшных и трагических событий в истории нашей страны. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941-го года, а закончилась 27 января 1944-го года.

Ребенок 2: Согласно немецкому плану, город должны были полностью разрушить и уничтожить, жители должны были погибнуть в самом городе, немецким войскам надлежало сравнять с землей все уцелевшие строения.

Ребенок 3: Но их чудовищные планы остались невыполнимы. И потерпев неудачу в попытке захватить Ленинград штурмом, фашистская армия решила удушить население города голодом.

Ребенок 4: 8 сентября 1941 года кольцо блокады вокруг Ленинграда сомкнулось. Начались суровые дни блокады.

Блокада - это голод, это холод.

Блокада - это смерть.

Но Блокада - это еще и вера в Победу и желание жить!

Ребенок 5: Весной 1942 года немецкое командование заявило: «Отныне даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады».

Но Ленинградцы продолжали верить в Победу. Именно тогда появилась Блокадная ласточка.

Ребенок 6: Это маленький жестяной значок, а на нем - ласточка с письмом в клюве. Весной 1942 года его начали носить на одежде многие жители Ленинграда - этот символ стал ответом на заявления немецкой пропаганды.

Ребенок 7: Поэтесса Ольга Берггольц посвятила Блокадной ласточке стихотворение, где писала:

«Маленькую ласточку из жести

Я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

Это означало: «Жду письма».

Ребенок 8: Люди ждали благих вестей с фронта. Весточку от родных. И Блокадная Ласточка стала для жителей осажденного Ленинграда символом надежды.

Ребенок 9: И сегодня люди также хотят верить в лучшее, жить с надеждой на счастливое будущее. Для этого порой необходимо получить поддержку - добрую весть, напоминание о том, что даже в страшное время блокады Ленинграда люди не сдавались и не пали духом.

Ребенок 10: 18 января стартует акция «Блокадная ласточка». Именно в этот день было разорвано блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.

Ребенок 11: Завершиться Акция в День воинской славы России - 27 января в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В этот день по радио объявили: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!».

(Воспитатель предлагает ребятам развесить на доске «Блокадных ласточек».)

Воспитатель: А теперь давайте с вами напишем добрую весточку надежды и изготовим ласточек. Чтобы помнить и никогда не сдаваться, также, как жители осажденного города Ленинграда.