Конспект занятия в подготовительной группе «Блокадная ласточка»
Подготовила воспитатель
Вартанян Д.С.
2025
Цель: сохранить историческую память о подвиге жителей Блокадного Ленинграда.
Задачи:
-познакомить с фактами жизни людей блокадного города;
- расширять знания детей об истории города героя – Ленинград, о героизме людей, переживших блокаду;
- способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношении между фактами и событиями военного времени.
- воспитывать гордость за родину, за свой народ, любовь к Отчизне.
Материалы: ноутбук, презентация «Блокадная ласточка», картон голубого цвета, распечатанная ласточка с письмом, георгиевская лента, клей, клеёнка.
Ход:
Воспитатель: 27 января вся наша страна чтит память людей, которые пострадали военное время от немецко- фашистской блакады в городе Лененграде.
Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней. Город был взят в кольцо фашистами. В город никто не мог не заехать и не зайти. Фашисты весной 1942 года объявили, что в осажденный город даже птица не пролетит.
Многие ленинградцы стали носить на груди жестяную ласточку с письмом в клюве.
Жетон назывался «Жду письма» и символизировал ожидание весточки от близкого человека, воевавшего на фронте или уехавшего в эвакуацию, веру в то, что он жив.
Позже ласточки стали и живыми символами надежды блокадного города.
Осенью 41-го в целях маскировки на шпиль Адмиралтейства надели чехол. К лету 43-го в его парусине зияли дырки, прорванные осколками бомб и снарядов. В это время блокада уже была прорвана, но еще не снята, фашисты по-прежнему стояли у стен города и продолжали обстреливать и бомбить его.
Для починки чехла на шпиль Адмиралтейства поднялись музыканты и альпинисты — Ольга Фирсова и Михаил Шестаков.
Когда трудная и опасная работа была закончена, что под чехлом, чуть ниже шпиля под карнизом, оказались жилые гнезда ласточек. Верхолазы снова принялись за дело: распороли чехол снизу и затем зашили его выше гнезд. Обессилевшие люди потратили дополнительно несколько часов, чтобы спасти птенцов от голодной смерти – ради жизни птиц, которая стала символом жизни блокадного города.
«Муза блокадного города» Ольга Берггольц посвятила Блокадной ласточке стихотворение:
Весной сорок второго года
множество ленинградцев
носило на груди жетон —
ласточку с письмом в клюве.
Сквозь года, и радость, и невзгоды
вечно будет мне сиять одна —
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна
Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: «Жду письма».
Воспитатель: И сегодня в мирное время, многие люди хотят верить в лучшее, жить с надеждой на счастливое будущее. Для этого порой необходимо получить поддержку – добрую весть, напоминание о том, что даже в страшное время блокады Ленинграда, люди не сдавались и не падали духом.
Ребенок 1: Блокада Ленинграда - одно из самых страшных и трагических событий в истории нашей страны. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941-го года, а закончилась 27 января 1944-го года.
Ребенок 2: Согласно немецкому плану, город должны были полностью разрушить и уничтожить, жители должны были погибнуть в самом городе, немецким войскам надлежало сравнять с землей все уцелевшие строения.
Ребенок 3: Но их чудовищные планы остались невыполнимы. И потерпев неудачу в попытке захватить Ленинград штурмом, фашистская армия решила удушить население города голодом.
Ребенок 4: 8 сентября 1941 года кольцо блокады вокруг Ленинграда сомкнулось. Начались суровые дни блокады.
Блокада - это голод, это холод.
Блокада - это смерть.
Но Блокада - это еще и вера в Победу и желание жить!
Ребенок 5: Весной 1942 года немецкое командование заявило: «Отныне даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады».
Но Ленинградцы продолжали верить в Победу. Именно тогда появилась Блокадная ласточка.
Ребенок 6: Это маленький жестяной значок, а на нем - ласточка с письмом в клюве. Весной 1942 года его начали носить на одежде многие жители Ленинграда - этот символ стал ответом на заявления немецкой пропаганды.
Ребенок 7: Поэтесса Ольга Берггольц посвятила Блокадной ласточке стихотворение, где писала:
«Маленькую ласточку из жести
Я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
Это означало: «Жду письма».
Ребенок 8: Люди ждали благих вестей с фронта. Весточку от родных. И Блокадная Ласточка стала для жителей осажденного Ленинграда символом надежды.
Ребенок 9: И сегодня люди также хотят верить в лучшее, жить с надеждой на счастливое будущее. Для этого порой необходимо получить поддержку - добрую весть, напоминание о том, что даже в страшное время блокады Ленинграда люди не сдавались и не пали духом.
Ребенок 10: 18 января стартует акция «Блокадная ласточка». Именно в этот день было разорвано блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.
Ребенок 11: Завершиться Акция в День воинской славы России - 27 января в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В этот день по радио объявили: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!».
(Воспитатель предлагает ребятам развесить на доске «Блокадных ласточек».)
Воспитатель: А теперь давайте с вами напишем добрую весточку надежды и изготовим ласточек. Чтобы помнить и никогда не сдаваться, также, как жители осажденного города Ленинграда.