СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект черновика по русскому языку на тему "Существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект черновика по русскому языку на тему "Существительное"»

- Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Время зря мы не теряем

И работать начинаем.

- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть наш урок принесет всем радость общения друг с другом.

- Теперь откроем тетрадь.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

И запишем число и ниже классная работа.

Сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну имени существительного. Тему нашего урока нам помогут определить вот это изображение.

- Рассмотрите рисунок, представленный на доске. Кто на нём изображен? (дети) Что они делают? (прибираются)

Какие слова имени существительного вы увидели? (перечисляют)

Создание проблемной ситуации.

- Подумайте в парах и решите, на какие группы можно разделить названные вами слова?

Обсуждение. Как много групп вы назвали. Как вы думаете, почему так много вариантов? (Потому что мы не знаем названия групп, и на сколько групп надо разделить). Верно. Но что бы это узнать, нам понадобится, вспомним недавние уроки окружающего мира. Кто может вспомнить, какая бывает природа? (живая и неживая).

- Давайте попробуем разделить эти слова, с помощью этих знаний.

- Перечислите живые существа с картинки (мальчик, девочка)

- А теперь названия предметов (кресла, диван, пылесос, книги, подушки и др.)

Давайте запишем в два столбика:

Девочка Кресло

Мальчик Диван

Книга

-Что общего между этими словами? Какую часть речи они представляют? (Все они –существительные)

- Как сможем доказать? (Отвечают на вопрос кто? что? обозначают предмет)

-Как называются существительные, которые отвечают на вопрос кто? (живые)

- Существительные, которые отвечают на вопрос Кто?, называются одушевленными.

-Как называются существительные, которые отвечают на вопрос что? (неживые)

- Существительные, которые отвечают на вопрос Что?, называются неодушевленными.

- Ребята, я думаю, вы уже догадались, какова тема нашего урока. Кто попробует сформулировать? Верно, «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».

- Исходя из темы нашего урока, какая будет цель нашего урока?

Познакомиться с понятиями одушевленных и неодушевленных существительных.

- А что бы нам выполнить цель урока, необходимо, что будет уметь?

* уметь отличать по вопросу (одушевлённые и неодушевлённые имена сущ.)

* находить в тексте (одушевлённые и неодушевлённые имена сущ.)

* а также мы узнать больше об… (одушевленных и неодушевлённых сущ.)

- Эти задачи и будут планом нашего урока.

Откройте страницу 49. Выполнение упражнения 81 (устно).

- Прочитайте задание к упражнению.

- С помощью вопроса кто? подберите по 2 слова во все предложения? (Столяр, маляр, воробей, ворона, муравей, муха, кошка, собака, волк, лиса)

- Что обозначают эти слова? (Названия профессий, птиц, насекомых, животных)

Значит, как называются такие слова имени существительного? (одушевлёнными)

- А теперь узнаем, какие существительные относятся к неодушевлённым в упр. 85 (устно)

- Так же, с помощью вопроса что? подберите по 2 слова во все предложения? (молоток, отвёртка, туфли, кроссовки, метель, дождь, ромашка, роза, ваза, чашка)

- Что обозначают эти слова? (Названия инструментов, обуви, природных явлений, растений и посуды).

- Как же называются такие слова имени существительного? (неодушевлёнными)

Работа в группах. Работа по индивидуальным карточкам.

Задание: Перед вами карточка № 1. У каждого слова вам нужно выделить первые слоги, из них составить новое слово.

Гиря + тапочки + ракета = (гитара)

Мышцы + шкатулка= (мышка)

Рога + забор = (роза)

Сова + баня + капуста = (собака)

Коза + лето + сова = (колесо)

Сито + нива + царица = (синица)

- Какая группа справится с заданием быстрее и тише всех?

Молодцы. А теперь, какая группа быстрей их разделит на 2 группы, на доске.

- 1 группа выходят по очереди, и выписывает только одушевленные имена существительные.

- А 2 группа - неодушевленные. (НА ДОСКУ)

- Молодцы. … группа оказалась шустрей всех. Но и … группа не очень сильно отставала. А теперь посмотрим правильно или нет, группы выполнили задание.

- Какое слово можно отнести было в две группы? (слово «мышка»)

- Что вы себе представили? (животное, маленькое, серое).

- А что ещё можно представить, услышав слово «мышка»? (компьютерную мышку).

- К каким именам существительным теперь относится это слово?

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевленные и неодушевленные. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.

Вижу, что вы уже хорошо понимаете тему нашего урока, поэтому давайте следующее задание выполним самостоятельно.

- Возьмите карточки № 2.

В задании вам нужно из текста учебника в упр. 86 на стр.51 выписать имена существительные: 1 вариант – одушевлённые, 2 вариант – неодушевлённые.

- Поменяйтесь тетрадями со своим соседом, и проверьте по образцу на доске, верно ли он выполнил задание. Назад пока не меняемся.

- Сначала оценим работу своего товарища. Покажите смайликами, у которого сосед выполнил задание без ошибки-зелёный, у кого одна ошибка-желтый, у кого – больше-красный?

- А теперь немножко поиграем.

Игра: Найдите «лишнее» слово. Подчеркните его.

Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода

Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.

Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.

Друг, приятель, сосед, подруга, дружба

Поход, турист, дорога, костёр, палатка

Ученик, ученица, школа, директор, школьник

Молодцы. Отлично справились с заданием.

- Ребята, посмотрите внимательно на доску и прочитайте вопросы, которые мы поставили в начале урока.

- На все ли из них мы получили ответы? (да)

- Что нового вы узнали? (узнали, что слова у имени существительного бывают одушевлёнными и неодушевленными)

- А как вы думаете, зачем нам нужны эти знания? (чтобы правильно развивать свою речь)

Вы очень хорошо и активно работали. Спасибо вам за урок!