Тема: «Костромская гончарная утварь. Подготовка изделий к глазурованию после термообработки. Глазурование простым способом».
Педагог дополнительного образования: Крутикова Елена Викторовна
Дата проведения: 07.12. 2020 г.
Занятие №1.2
Теоретическая часть:
На предыдущем занятии нами был произведён ремонт гончарных изделий Петровского промысла – заделка трещин различной сложности. Глазурь по керамике достаточно прозрачна и не сможет скрыть оставшиеся на стенках взятой нами для работы плошки дефекты. Но это вторая причина нанесения глазури сделанной нами самими.
Основная причина применения «самодеятельного» состава в том, что настоящие стекловидное покрытие по керамике наносится на не бракованное изделие и плавится при температуре не менее 950
С. Применяемый для соединения отколовшихся при обжиге плошки деталей клей не обладает термостойкими качествами и погружённое в печь изделие с глазурью развалиться прежде, чем произойдёт плавление стекловидного порошка и плошка приобретёт какой-либо цвет. Если найдём клей термостойкий, можно брать глазурь легкоплавкую.
Декоративное покрытии стенок тарелки будем готовить самостоятельно.
Оформление плошки, так же как её форма и размер зависели от её назначения. Оформлению плошек уделялось особое внимание. Внутри и снаружи плошки украшались поливой красно-коричневого цвета.
Практическая часть:
Сделать однородным поверхность отреставрируемого сосуда поможет состав на основе малярной краски (водоэмульсионной и др.). В краску добавляем необходимого цвета пигменты для имитации глины красного (кирпичного) цвета: красный +зелёный (коричневый), охра (жёлтый). Полученным колером покрываем всю плошку.
В лак на водной основе (акриловый 2 порции) для придания ему цветности добавим красные (в одну порцию) и зелёные (в другую) чернила . Можно использовать версию добавления в лак йода. Получаем «глазурь» от зелёных до коричневых тонов.
Готовым составом покрываем плошку несколько раз. Можно использовать один оттенок или же комбинировать два. Эффект получается такой же. Как в случае декорирования Костромской игрушки.
Предварительно по изделию можно нанести узор из зигзагообразных, волнистых, прямых линий. Орнамент в основном располагают в верхней части изделия.
Рисунок геометрический –в основном это ромбическая, усложненная сетка, состоящая из разновеликих ромбов. Иногда на изделии получают хаотичный рисунок, состоящий из ломаных, горизонтальных, вертикальных линий, или просто сплошной штриховки. Всё зависит от мастера. Существовал и точечный орнамент.
Такими способами украшалась народная бытовая керамика во многих районах бывшей Костромской губернии.
Можно попытаться съимитировать обожжённую керамику. Варьировать оттенками от охры (жёлтая) тёмной - до умбры (коричневая) с красноватыми и зеленоватыми оттенками . Переход одного колера в другой постепенный, границы между ними размывать. На окрашенную поверхность нанести орнамент.
Рекомендуемые формы кистей:
Кисть «Трафаретная». (15RB)
В данном исполнении имеет укороченную выставку волоса. Служит для проработки мелких деталей узора и нанесения краски на неровную поверхность.
Кисть наклонная. (05RB)
Позволяет создавать четкий направленный мазок. С ее помощью создается текстура, формируются тонкие линии, прорисовки. Данная форма кисти позволяет легко набирать два цвета краски, даже на кисти небольших размеров
Кисть овальная. (06RB)
Сочетает в себе преимущества плоской и круглой (в перпендикулярном положении к поверхности) кистей.
Кисть «Контурная». (08RB)
Имеет укороченную, по сравнению с обычной плоской кистью, выставку волоса, что придает кисти большую упругость и улучшает контроль над качеством мазка. Кроме того, более короткая выставка волоса облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и хорошо выделяет контур. Незаменима при осваивании техники двойного мазка.
Удобство плоской кисти в том, что можно набрать на её поверхность два колера – цвет обожжённой глины неоднороден.
Не забудьте покрыть изделие лаком.
Гуашь по своему составу сыпучая и может не выдержать «натиска» лака, прилипнуть к кисти и перемещаться с ней по поверхности осуда. В таком случае следует закрепить рисунок желтком от яица (отделить его от белка и разбавить немного водой, а можно и не разбавлять), после высыхания продолжить лакирование.