СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект для подготвке к ВПР, 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект для подготовке к ВПР 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект для подготвке к ВПР, 5 класс»

Конспект для подготовки к ВПР 5 класс

1.1.- 1.2. задания. Объекты природы
















Организмы

Рисунок

Особенности




Вирусы







- не имеют клеточного строения, способные размножаться только в живых клетках

- внутиклеточные паразиты

-не питаются, не растут, не вырабатывают энергию

- у них нет обмена веществ

Бактерии







- одноклеточные организмы

- клетки не имеют ядра

- ядерное вещество у бактерий расположено в цитоплазме

Растения






- клетки имеют пластиды

- способны к фотосинтезу

- прикреплённый образ жизни

- неограниченный рост

Животные






- способны к активному движению

- имеют ограниченный рост

- у клетки нет клеточных стенок

Лишайники







- образован грибами и водорослями


Грибы







- не способны передвигаться

- неограниченный рост

- размножение спорами

- прикрепленный образ жизни

- состоят из грибных нитей, образуют грибницу



2.1.-2.2.


Отличия живой природы от неживой материи подробно описаны в таблице свойств живого организма.



Живые существа очень разные, но все же они имеют несколько общих признаков, которые их объединяют

Признак

Описание

Клеточное строение

Живые существа состоят из клеток – «кирпичиков жизни». Это единица всего живого.



Питание

Из пищи извлекается энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности. Растения являются автотрофами и используют вкачестве пищи солнечный свет, углекислый газ, воду с минеральными веществами. Процесс создания питательных веществ внутри организма с помощью света называется фотосинтезом. Остальные существа питаются готовыми веществами, т.е. поедают других существ, и называются гетеротрофами





Обмен веществ

Научное название – метаболизм. Это процесс извлечения полезных, питательных, жизненно важных веществ из пищи, поступающей из внешней среды. Сложные вещества распадаются на более простые, из которых каждая клетка образует необходимые организму вещества, а также извлекает энергию и тепло




Дыхание

Является частью обмена веществ. Организмы поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ. Кислород окисляет, т.е. соединяется с другими веществами, и участвует в сложных биохимических реакциях





Рост и развитие

Организмы постоянно растут. У многоклеточных это происходит за счёт деления клеток

Рост - увеличение размеров и массы с сохранением общих черт строения и сопровождается развитием — возникновением нового качественного образования




Раздражимость

Способность реагировать на проявления внешней среды. Например, цветы при нехватке солнечного света закрываются, а человек отдёргивает руку при соприкосновении с горячим предметом




Размножение

Организмы воспроизводят подобных себе существ. Например, одноклеточные существа делятся, растения размножаются семенами или частями организма, для воспроизводства млекопитающих нужны две особи – мужская и женская


3.1. Оборудование, которое используется


Для наблюдения за животными

бинокль

фотоловушки и видеоловушки

лодка

квадрокоптер

фотоаппарат

видеокамера

лупа

Микроскоп

блокнот для учёта особей

Для изучения разнообразия и количества деревьев пригородного парка

блокнот

определитель растений

Для изучения клеток кожицы лука

микроскоп

предметное стекло

Для исследования пойманных птиц на орнитологических станциях

линейка

кольцо для кольцевания

Для исследования миграций дрозда, пойманного на орнитологической станции

трекер для отслеживания положения

кольцо для кольцевания

Для исследования разнообразия птиц пригородного парка

определитель птиц

бинокль

Для ловли насекомых с целью изучения

сачок

банка с крышкой

Для исследования бактерий

микроскоп

покровное стекло

3.2. Области биологических наук

Бактериология

Изучает бактерии

Ботаника

Изучает строение и жизнедеятельность растений

Вирусология

Изучает вирусы

Зоология

Изучает строение и жизнедеятельность животных

Морфология

Изучает внешнее строение организмов

Микробиология

Изучает микроорганизмы (бактерии и грибы)

Микология

 Изучает грибы

Этология

Изучает поведение животных

Гистология

Изучает строение ткани


4.1-4.2 Микроскоп

Световой микроскоп














Часть микроскопа

Функции

Кнопка

Фиксация изображения

Тубус

Фиксация объектива , окуляра

Кабель, провод

Соединение микроскопа с компьютером

Винт

Регулировка высоты предметного столика, настройка резкости

Основание штатива

Опора микроскопа

Переключатель / револьвер /

Смена объектива

Штатив/корпус

Фиксация оптической части/ или соединение подставки (основания), предметного столика и оптической части

Предметный столик

размещение микропрепарата,объекта

Зеркало

предназначены для освещения объекта пучком свет/регулирование освещённости

Окуляр

Увеличение изображения объекта

Осветитель

Освещение микропрепарата

Ручки штатива

Фиксация тубуса /

Объектив

Увеличение изображения объекта


4.3. Увеличение микроскопа


5. Систематика наука занимающаяся распределением живых организмов по группам. Основной единицей систематики является

вид.














Материки на карте





















7. Работа с текстом (физиологические и морфологические признаки)



7.2. Описание по плану

А. Среда обитания

Среда обитания — это все то, что окружает живое существо в природе.

Б. Признаки

волк

наземно - воздушная

густая шерсть – приспособление к смене температуры воздуха, две пары конечностей для передвижения

змея

наземно - воздушная

длинное тело для передвижения

скорпион

наземно - воздушная

конечности для передвижения, жёсткие покровы для защиты

колорадский жук

наземно - воздушная

крылья для полёта, конечности для передвижения, жёсткие покровы для защиты (опоры);

муравей

наземно - воздушная

конечности для передвижения

осот , лебеда

наземно- воздушная или почвенная

стебли – обеспечение опоры листьям (транспорт веществ), корневая система – закрепление (поглощение воды с минеральными веществами)

дятел, беркут

наземно - воздушная

крылья для передвижения, перья для защиты

лиса

наземно - воздушная

густая шерсть – приспособление к смене температуры воздуха, четыре лапы – приспособление к передвижению

Береза, яблоня, клён

наземно - воздушная

корневая система –поглощение воды и минеральных веществ, ствол – обеспечивает вертикальное положение (транспорт веществ)

бабочка боярышница

наземно - воздушная

крылья для полёта, конечности для передвижения

медведь

наземно - воздушная

конечности (ноги) для передвижения, шерсть для защиты

крот

почвенная

копательные конечности для передвижения, обтекаемое тело

дождевой червь

почвенная

вытянутое тело, покрытое слизью, щетинки на теле для передвижения в почве

паразитический червь

организменная

крючки, присоски для прикрепления, покровы защищают от переваривания

карась

водная

обтекаемая форма тела и плавники для плавания

мокрица

наземно- воздушная или почвенная

обеспечение опоры листьям

В. Взаимоотношения организмов

Отношения между организмами  пищевые  хищничество  паразитизм  конкуренция (за свет, пищу)  симбиоз - содружество организмов разных видов
































8.1. Природные зоны

Природная зона

Природные условия

Растения

Животные

Тайга

большая часть территории находится перед полярным кругом, холодная снежная зима, тёплое короткое лето, малоплодородные почвы, непроходимые чащи

брусника

пихта

лиственница

можжевельник

черника

глухарь

бурый медведь

белка

лисица

филин

Степь

травянистые равнины, морозная малоснежная зима, жаркое засушливое лето, плодородные почвы

ирис

злак типчак

гиацинт

тюльпан


луговая собачка

сайгак

лошадь Пржевальского

лисица корсак

Пустыня

скудные осадки, высокие дневные температуры, сильные ветры

перекати-поле

ежовый кактус

верблюжья колючка

кактус опунция

песчаный тушканчик

песчаный удавчик

жук-скарабей

Тундра

большая часть территории находится за полярным кругом, холодные продолжительные зимы, вечная мерзлота, неплодородные почвы

голубика

карликовая берёза

осока

камнеломка жестколистная

морошка

мох

карликовая ива

лемминг

полярный волк

белая куропатка

полярный заяц

полярная сова

северный олень

Влажный тропический лес

высокие среднегодовые температуры и высокая влажность воздуха

раффлезия Арнольди

орхидея

попугай жако

паукообразная обезьяна

обыкновенный удав



Арктические Полярные пустыни

длинная зима и короткое, 2-3 месяца, холодное лето. Осадки в виде снега. Долгий полярный день и такая же долгая полярная ночь.

моржи, киты, тюлени

белые медведи, песцы, пингвины

мох Лишайник

Смешанные и широколиственные леса

умеренно теплый климат, мягкая и малоснежная зима, продолжительное лето

дуб, ясень, клен, береза, осина, ольха, сосна

зубр, лось, кабан, волк, иволга, дятел


Задание 9. Правила природопользования



Правило: ЗДЕСЬ НЕЛЬЗЯ вырубать деревья /рвать цветы /ставить палатку /кормить животных / здесь могут появиться белки (дикие животные)/ здесь нельзя купаться

Указание места: в парке/заповеднике/ботаническом саду/национальном парке

Правило: ЗДЕСЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ кормить животных /трогать животных /мусорить

Указание места: в зоопарке/в парке/заповеднике/ботаническом саду/национальном парке

Знак: ЗДЕСЬ на дороге МОГУТ ПОЯВИТЬСЯ ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Указание места: шоссе/автомобильная трасса/ заповедник


Задание 10. Профессия, применение биологических знаний

  1. название профессии

  2. что делает человек

  3. польза для общества



  1. Ветеринар

  2. Лечит домашних и диких животных

3. Больные животные страдают, могут быть опасны для человека


1. Фермер/биолог/селекционер

2 . Выращивает растения, создает новые сорта растений

3.Выращивая растения, обеспечивает людей едой, полезными продуктами, витаминами


  1. Лесник

  2. Следит за сохранностью леса, борется с браконьерами, спасает лес от пожара

3. Сохраняет леса, сохраняет растения, и животных, которые живут в лесу


1.цветовод/садовод/садовник/флорист/ландшафтный дизайнер.

2.Высаживают растения (цветы) и ухаживают за ними.

3. помогают создавать красоту на улицах, в парках, на участке возле домов.

1. биолог/ селекционер/ овощевод/ фермер

2. выращивание овощей (растений), создание новых сортов растений

3. выращивая растения обеспечивает людей едой; полезными продуктами и витаминами.


  1. Палеонтолог/археолог

  2. Находит ископаемые останки животных и человека

3.Чтобы узнать историю развития жизни на Земле


1. тренер по плавью, учитель физической культуры, инструктор по плаванию

2.учит плавать

3.готовит детей к соревнованиям


1 . психолог.

2.занимается оказанием психологической помощи.

3. помогает человеку разобраться со своими внутренними проблемами; помогает при найме человека на работу

1.учитель биологии.

2. преподаёт науку о живых организмах в школе

3. повышает уровень знания своего предмета в обществе

1 . Массажист/медицинский работник / врач

2. делают массаж для достижения лечебного или иного эффекта

3. делают здоровыми, предотвращают болезни, заботятся о красоте, хорошем самочувствии настроении 

1 . Медсестра

2. ухаживают за больными, помогают врачам

3. помогают в лечении пациентов

1 . дрессировщик

2. обучают животных следовать командам

3. работают в цирке с животными, участвующими в выступлениях

1 . косметолог

2. специализируется по вопросам здоровья и внешнего вида кожи лица
3. удаляют косметические несовершенства, для красоты

1 . кинолог/собаковод

2. занимаются воспитанием и дрессировкой собак

3. помогает исправлять проблемы в поведении собак

1 . учёный-биолог / лаборант / работник тепличного хозяйства

2. занимаются выведением новых сортов растений

3. проводят эксперименты с растениями

1 . космонавт

2. летают в космос, изучают, как в условиях космоса протекают разные процессы, в том числе биологические


1 . пчеловод

2. уход и разведение пчел, получение меда, ремонт улья

3. Продукты пчеловодства (мёд, воск, пчелиный яд) вкусны и полезны. Пчелы опыляют все сельскохозяйственные культуры, резко повышая их урожайность

1 . животновод/скотовод/фермер

2. разводят домашних

3. для получения продуктов питания и сырья для производства

1 . мастер маникюра

2. дезинфицирует инструменты, проводит гигиеническую чистку ногтей, удаляет наросты и кутикулу, придает ногтям красивую форму, наносит лак

3. помогает людям быть красивыми


1. животновод/работник по уходу за животными

2. разводят и заботятся о сельскохозяйственных животных, правильно подбирают им корма, добавляют витамины и минералы, следят за здоровьем своих подопечных, предупреждают развитие болезней, выявляют их, участвуют в лечении вместе с ветеринарами.

3.  домашние животные важны для получения продуктов питания и сырья для производства.

1 .футболист / спортсмен / тренер / учитель физкультуры.

2. играет в футбол,

3.  приносит людям радость и хорошее настроение, игра в футбол объединяет людей и вдохновляет

1 . лесник/ егерь/ инспектор

2. следит за сохранностью участка леса, считает вырубки, борется с браконьерами, спасает лес от пожара

3. охраняет леса, сохраняет растения и животных, которые живут в лесу



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!