Конспект для подготовки к ВПР 5 класс
1.1.- 1.2. задания. Объекты природы
Организмы | Рисунок | Особенности |
Вирусы | | - не имеют клеточного строения, способные размножаться только в живых клетках - внутиклеточные паразиты -не питаются, не растут, не вырабатывают энергию - у них нет обмена веществ |
Бактерии | | - одноклеточные организмы - клетки не имеют ядра - ядерное вещество у бактерий расположено в цитоплазме |
Растения | | - клетки имеют пластиды - способны к фотосинтезу - прикреплённый образ жизни - неограниченный рост |
Животные | | - способны к активному движению - имеют ограниченный рост - у клетки нет клеточных стенок |
Лишайники | | - образован грибами и водорослями |
Грибы | | - не способны передвигаться - неограниченный рост - размножение спорами - прикрепленный образ жизни - состоят из грибных нитей, образуют грибницу |
2.1.-2.2.
Отличия живой природы от неживой материи подробно описаны в таблице свойств живого организма.
Живые существа очень разные, но все же они имеют несколько общих признаков, которые их объединяют
Признак | Описание |
Клеточное строение | Живые существа состоят из клеток – «кирпичиков жизни». Это единица всего живого. |
Питание | Из пищи извлекается энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности. Растения являются автотрофами и используют вкачестве пищи солнечный свет, углекислый газ, воду с минеральными веществами. Процесс создания питательных веществ внутри организма с помощью света называется фотосинтезом. Остальные существа питаются готовыми веществами, т.е. поедают других существ, и называются гетеротрофами |
Обмен веществ | Научное название – метаболизм. Это процесс извлечения полезных, питательных, жизненно важных веществ из пищи, поступающей из внешней среды. Сложные вещества распадаются на более простые, из которых каждая клетка образует необходимые организму вещества, а также извлекает энергию и тепло |
Дыхание | Является частью обмена веществ. Организмы поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ. Кислород окисляет, т.е. соединяется с другими веществами, и участвует в сложных биохимических реакциях |
Рост и развитие | Организмы постоянно растут. У многоклеточных это происходит за счёт деления клеток Рост - увеличение размеров и массы с сохранением общих черт строения и сопровождается развитием — возникновением нового качественного образования |
Раздражимость | Способность реагировать на проявления внешней среды. Например, цветы при нехватке солнечного света закрываются, а человек отдёргивает руку при соприкосновении с горячим предметом |
Размножение | Организмы воспроизводят подобных себе существ. Например, одноклеточные существа делятся, растения размножаются семенами или частями организма, для воспроизводства млекопитающих нужны две особи – мужская и женская |
3.1. Оборудование, которое используется
Для наблюдения за животными |
бинокль |
фотоловушки и видеоловушки |
лодка |
квадрокоптер |
фотоаппарат |
видеокамера |
лупа |
Микроскоп |
блокнот для учёта особей |
Для изучения разнообразия и количества деревьев пригородного парка |
блокнот |
определитель растений |
Для изучения клеток кожицы лука |
микроскоп |
предметное стекло |
Для исследования пойманных птиц на орнитологических станциях |
линейка |
кольцо для кольцевания |
Для исследования миграций дрозда, пойманного на орнитологической станции |
трекер для отслеживания положения |
кольцо для кольцевания |
Для исследования разнообразия птиц пригородного парка |
определитель птиц |
бинокль |
Для ловли насекомых с целью изучения |
сачок |
банка с крышкой |
Для исследования бактерий |
микроскоп |
покровное стекло |
3.2. Области биологических наук
Бактериология | Изучает бактерии |
Ботаника | Изучает строение и жизнедеятельность растений |
Вирусология | Изучает вирусы |
Зоология | Изучает строение и жизнедеятельность животных |
Морфология | Изучает внешнее строение организмов |
Микробиология | Изучает микроорганизмы (бактерии и грибы) |
Микология | Изучает грибы |
Этология | Изучает поведение животных |
Гистология | Изучает строение ткани |
4.1-4.2 Микроскоп
Световой микроскоп
Часть микроскопа | Функции |
Кнопка | Фиксация изображения |
Тубус | Фиксация объектива , окуляра |
Кабель, провод | Соединение микроскопа с компьютером |
Винт | Регулировка высоты предметного столика, настройка резкости |
Основание штатива | Опора микроскопа |
Переключатель / револьвер / | Смена объектива |
Штатив/корпус | Фиксация оптической части/ или соединение подставки (основания), предметного столика и оптической части |
Предметный столик | размещение микропрепарата,объекта |
Зеркало | предназначены для освещения объекта пучком свет/регулирование освещённости |
Окуляр | Увеличение изображения объекта |
Осветитель | Освещение микропрепарата |
Ручки штатива | Фиксация тубуса / |
Объектив | Увеличение изображения объекта |
4.3. Увеличение микроскопа
5. Систематика – наука занимающаяся распределением живых организмов по группам. Основной единицей систематики является
вид.
Материки на карте
7. Работа с текстом (физиологические и морфологические признаки)
7.2. Описание по плану
А. Среда обитания
Среда обитания — это все то, что окружает живое существо в природе.
Б. Признаки
волк | наземно - воздушная | густая шерсть – приспособление к смене температуры воздуха, две пары конечностей для передвижения |
змея | наземно - воздушная | длинное тело для передвижения |
скорпион | наземно - воздушная | конечности для передвижения, жёсткие покровы для защиты |
колорадский жук | наземно - воздушная | крылья для полёта, конечности для передвижения, жёсткие покровы для защиты (опоры); |
муравей | наземно - воздушная | конечности для передвижения |
осот , лебеда | наземно- воздушная или почвенная | стебли – обеспечение опоры листьям (транспорт веществ), корневая система – закрепление (поглощение воды с минеральными веществами) |
дятел, беркут | наземно - воздушная | крылья для передвижения, перья для защиты |
лиса | наземно - воздушная | густая шерсть – приспособление к смене температуры воздуха, четыре лапы – приспособление к передвижению |
Береза, яблоня, клён | наземно - воздушная | корневая система –поглощение воды и минеральных веществ, ствол – обеспечивает вертикальное положение (транспорт веществ) |
бабочка боярышница | наземно - воздушная | крылья для полёта, конечности для передвижения |
медведь | наземно - воздушная | конечности (ноги) для передвижения, шерсть для защиты |
крот | почвенная | копательные конечности для передвижения, обтекаемое тело |
дождевой червь | почвенная | вытянутое тело, покрытое слизью, щетинки на теле для передвижения в почве |
паразитический червь | организменная | крючки, присоски для прикрепления, покровы защищают от переваривания |
карась | водная | обтекаемая форма тела и плавники для плавания |
мокрица | наземно- воздушная или почвенная | обеспечение опоры листьям |
В. Взаимоотношения организмов
Отношения между организмами пищевые хищничество паразитизм конкуренция (за свет, пищу) симбиоз - содружество организмов разных видов
8.1. Природные зоны
Природная зона | Природные условия | Растения | Животные |
Тайга | большая часть территории находится перед полярным кругом, холодная снежная зима, тёплое короткое лето, малоплодородные почвы, непроходимые чащи | брусника пихта лиственница можжевельник черника | глухарь бурый медведь белка лисица филин |
Степь | травянистые равнины, морозная малоснежная зима, жаркое засушливое лето, плодородные почвы | ирис злак типчак гиацинт тюльпан | луговая собачка сайгак лошадь Пржевальского лисица корсак |
Пустыня | скудные осадки, высокие дневные температуры, сильные ветры | перекати-поле ежовый кактус верблюжья колючка кактус опунция | песчаный тушканчик песчаный удавчик жук-скарабей |
Тундра | большая часть территории находится за полярным кругом, холодные продолжительные зимы, вечная мерзлота, неплодородные почвы | голубика карликовая берёза осока камнеломка жестколистная морошка мох карликовая ива | лемминг полярный волк белая куропатка полярный заяц полярная сова северный олень |
Влажный тропический лес | высокие среднегодовые температуры и высокая влажность воздуха | раффлезия Арнольди орхидея | попугай жако паукообразная обезьяна обыкновенный удав |
Арктические Полярные пустыни | длинная зима и короткое, 2-3 месяца, холодное лето. Осадки в виде снега. Долгий полярный день и такая же долгая полярная ночь. | моржи, киты, тюлени белые медведи, песцы, пингвины | мох Лишайник |
Смешанные и широколиственные леса | умеренно теплый климат, мягкая и малоснежная зима, продолжительное лето | дуб, ясень, клен, береза, осина, ольха, сосна | зубр, лось, кабан, волк, иволга, дятел |
Задание 9. Правила природопользования
Правило: ЗДЕСЬ НЕЛЬЗЯ вырубать деревья /рвать цветы /ставить палатку /кормить животных / здесь могут появиться белки (дикие животные)/ здесь нельзя купаться
Указание места: в парке/заповеднике/ботаническом саду/национальном парке
Правило: ЗДЕСЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ кормить животных /трогать животных /мусорить
Указание места: в зоопарке/в парке/заповеднике/ботаническом саду/национальном парке
Знак: ЗДЕСЬ на дороге МОГУТ ПОЯВИТЬСЯ ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Указание места: шоссе/автомобильная трасса/ заповедник
Задание 10. Профессия, применение биологических знаний
-
название профессии
-
что делает человек
-
польза для общества
-
Ветеринар -
Лечит домашних и диких животных 3. Больные животные страдают, могут быть опасны для человека | 1. Фермер/биолог/селекционер 2 . Выращивает растения, создает новые сорта растений 3.Выращивая растения, обеспечивает людей едой, полезными продуктами, витаминами |
-
Лесник -
Следит за сохранностью леса, борется с браконьерами, спасает лес от пожара 3. Сохраняет леса, сохраняет растения, и животных, которые живут в лесу | 1.цветовод/садовод/садовник/флорист/ландшафтный дизайнер. 2.Высаживают растения (цветы) и ухаживают за ними. 3. помогают создавать красоту на улицах, в парках, на участке возле домов. |
1. биолог/ селекционер/ овощевод/ фермер 2. выращивание овощей (растений), создание новых сортов растений 3. выращивая растения обеспечивает людей едой; полезными продуктами и витаминами. | -
Палеонтолог/археолог -
Находит ископаемые останки животных и человека 3.Чтобы узнать историю развития жизни на Земле |
1. тренер по плавью, учитель физической культуры, инструктор по плаванию 2.учит плавать 3.готовит детей к соревнованиям | 1 . психолог. 2.занимается оказанием психологической помощи. 3. помогает человеку разобраться со своими внутренними проблемами; помогает при найме человека на работу |
1.учитель биологии. 2. преподаёт науку о живых организмах в школе 3. повышает уровень знания своего предмета в обществе | 1 . Массажист/медицинский работник / врач 2. делают массаж для достижения лечебного или иного эффекта 3. делают здоровыми, предотвращают болезни, заботятся о красоте, хорошем самочувствии настроении |
1 . Медсестра 2. ухаживают за больными, помогают врачам 3. помогают в лечении пациентов | 1 . дрессировщик 2. обучают животных следовать командам 3. работают в цирке с животными, участвующими в выступлениях |
1 . косметолог 2. специализируется по вопросам здоровья и внешнего вида кожи лица 3. удаляют косметические несовершенства, для красоты | 1 . кинолог/собаковод 2. занимаются воспитанием и дрессировкой собак 3. помогает исправлять проблемы в поведении собак |
1 . учёный-биолог / лаборант / работник тепличного хозяйства 2. занимаются выведением новых сортов растений 3. проводят эксперименты с растениями | 1 . космонавт 2. летают в космос, изучают, как в условиях космоса протекают разные процессы, в том числе биологические |
1 . пчеловод 2. уход и разведение пчел, получение меда, ремонт улья 3. Продукты пчеловодства (мёд, воск, пчелиный яд) вкусны и полезны. Пчелы опыляют все сельскохозяйственные культуры, резко повышая их урожайность | 1 . животновод/скотовод/фермер 2. разводят домашних 3. для получения продуктов питания и сырья для производства |
1 . мастер маникюра 2. дезинфицирует инструменты, проводит гигиеническую чистку ногтей, удаляет наросты и кутикулу, придает ногтям красивую форму, наносит лак 3. помогает людям быть красивыми | 1. животновод/работник по уходу за животными 2. разводят и заботятся о сельскохозяйственных животных, правильно подбирают им корма, добавляют витамины и минералы, следят за здоровьем своих подопечных, предупреждают развитие болезней, выявляют их, участвуют в лечении вместе с ветеринарами. 3. домашние животные важны для получения продуктов питания и сырья для производства. |
1 .футболист / спортсмен / тренер / учитель физкультуры. 2. играет в футбол, 3. приносит людям радость и хорошее настроение, игра в футбол объединяет людей и вдохновляет | 1 . лесник/ егерь/ инспектор 2. следит за сохранностью участка леса, считает вырубки, борется с браконьерами, спасает лес от пожара 3. охраняет леса, сохраняет растения и животных, которые живут в лесу |