19.02.19. Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.
Тема: «Звуковой состав слова «Дом».
Цели: развитие фонематического слуха, освоение звукового состава слова.
Задачи: формировать умение делить слова на слоги, проводить звуковой состав слова, называть слова на заданный звук; дифференциация понятий "гласные и согласные звуки»; развитие внимания, мышления, моторики; воспитывать интерес к началам грамоты
Оборудование: конверт с письмом, вырезанные фигурки животных, три нарисованных домика (первый дом с одним окном, второй с двумя, третий с тремя), карандаши, фишки трёх цветов (для звукового анализа).
Ход занятия:
В начале занятия дети стоят полукругом.
-Ребята, прежде чем начать наше занятие, давайте вспомним правило речи.
Говорим всегда красиво, четко и неторопливо
Плавно, громко говорим и, конечно, - не шалим.
Дети вместе с воспитателем проговаривают слова.
-А сейчас, чтобы наши язычки были подвижными и хорошо проговаривали звуки, предлагаю их размять. Для этого давайте сделаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.
Сидел Язычок в своём домике.
• Подул ветерок. Двери в домике то открывались, то закрывались 3-5 раз;
• Однажды вышел язычок из домика, посмотрел налево, направо (упражнение «Часики»);
• Потом потянулся к солнышку (показать) и лег на крылечко (упражнение «Лопатка);
• Подул сильный ветер, язычок поежился (упражнение «Стрелочка»), спрятался в домик.
-А мы давайте присядем на стульчики.
-Сегодня на столе я обнаружила вот такой конверт. А на нем надпись - «Задания маленьким грамотеям» старшей группы. Внутри письмо, прочитать?
Письмо
«До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислала для вас подарок, но, чтобы его получить, надо выполнить мои задания» Фея Грамота.
-Ребята, готовы выполнить задания Феи Грамоты? Тогда начнем.
Задание 1."Доскажи словечко"
- Неизвестно, что случилось, только буква - озорница,
Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нем.
И вот что из этого получается. Вы подумайте, все ли правильно.
1)На прогулку мы пойти хотели
Тапочки на головы надели.
2)Десять долгих дней подряд
Айболит лепил ребят.
3)Тачки по небу плывут,
Люди зонтики берут.
4)Тихо сумерки ложились
Кошки в воздухе кружились...
- Молодцы! Всё правильно назвали. Вот видите, что получается, если в слове перепутать звуки. С первым заданием справились.
Задание 2.
-Слушайте задание.
Тара - ра, тара- ра
У животных чехарда,
Не нашли свой дом зверята
1
Помогите им ребята.
- Ребята, перед вами 3 домика, чем они отличаются?
Дети размышляют чем похожи и чем отличаются домики.
-У вас на стульчиках сзади на спинки наклеены фигурки животных (на скотч). Вы их возьмите и в домики расселите. Но для этого нужно определить сколько слогов в названии вашего животного. Если один слог, то в домик с одним окном. Если два слога, то в домик с двумя окнами. Если три слога, то в домик с тремя окнами.
Дети выставляют картинки.
Задание 3.
- Молодцы и с этим заданием справились. Звери приглашают всех на веселую зарядку.
Физкультминутка
Мы руками - хлоп, хлоп.
Мы ногами - топ, топ.
Мы глазами - миг, миг.
Мы плечами - чик, чик.
Раз - сюда, два - сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки к верху все подняли.
Теперь садимся. Тише, тише.
Притихнем, словно в норках мыши.
Задание 4. Определение места звука в слове
Детям раздаются карточки.
- Ребята, посмотрите на картинку. Что изображено на ней?
Дети: Дом
- Назовите гласный звук в этом слове.
Дети: О
- А какой он по счету?
Дети: Второй.
- Посмотрите, под картинкой зашифровано слово «дом»- это схема слова. В каждом окошке живет звук из слова «дом». В первом окошке живет звук «д», во втором - «о», в третьем - «м». Возьмите красный карандаш и закрасьте то окошко, где живет гласный «о».
Дети раскрашивают второе окошко, комментируя, что звук «о» в слове «дом» находится по середине.
Аналогично проводится работа со словом «ухо», «акула» и «астра». Проверка производится по мере выполнения задания учащимися.
- А теперь, внимание. Для вас загадка - задание.
Пишет он, когда диктуют
Он и чертит, и рисует
Лучший он помощник наш ну, конечно, (карандаш)
-У вас на столах лежат листы с картинками. Обведите те картинки, названия которых начинаются со звука А.
Дети выполняют задание. Я обсуждает с ними, какие именно картинки они обвели.
- Молодцы! С заданием справились.
- Фея Грамоты за правильно выполненные задания приготовила нам сюрприз. Только что бы узнать где находится этот сюрприз, нам нужно отгадать загадку.
Висит Окошко.
В Окошке - Антошка.
Отошёл Антошка.
Пустое Окошко.
2
Дети отгадывают загадку и у зеркала находят сундучок.
Что же там на дне лежит?
Что же сундучок хранит?
Открывает
Фея смайлики прислала
Чтобы всем приятней стало!
Итог.
- Посмотрите на смайлики, скажите какие они (определяют, что смайлики улыбающиеся, весёлые, позитивные). Пусть ваше настроение будет таким же позитивным целый день! Если вам сегодня было легко на занятии, и вы справились со всеми заданиями - покажите радостного смайлика; если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – тоже покажите смайлика. Наше занятие – окончено. Спасибо за ваше старание!