Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136) 53-3-02
ул. Школьная, 5 эл.адрес: nskoshi@govrb.ru
' • _ , . ’ — 4»
Доклад на педагогический совет на тему:
« Практическая реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики»
подготовил: учитель математики Селифонкин Д.Н.
« Практическая реализация системно - деятельностного подхода на уроках математики»
Системно- деятельностный подход - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Цель системно - деятельностного подхода: воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом (в самом общем смысле) – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он ставит цели, решает задачи, отвечает за результаты.
Цели системно-деятельностного подхода в обучении учащихся в ходе изучения математики:
создание установки на самостоятельность;
свобода выбора;
подготовка к жизни;
достижение личностных и предметных результатов
Все направления педагогической деятельности с детьми с ОВЗ реализуются с помощью разнообразных организационных форм и применения современных образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий, применяемых процессе коррекционно-педагогической деятельности, можно отнести:
− здоровьесберегающие технологии;
− технологии проектной деятельности;
− технология исследовательской деятельности;
− информационно-коммуникационные технологии;
− личностно-ориентированные технологии;
− игровые технологии;
При обучении детей с ОВЗ необходимо использовать активные приемы и методы обучения, тем самым повышая познавательную активность детей, развивая их творческие способности, повышая мотивацию к обучению, стимулируя самостоятельную деятельность.
Занятия математикой с детьми с ОВЗ должны быть направлены на развитие внимания, воображения, мышления, восприятия, представления и памяти.
На уроке важно соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного стандарта.
На уроках математики необходимо построить работу так, чтобы учащиеся не просто получали знания, а "открывали" мир вокруг, выступали в роли исследователей, творцов, умели рассуждать, аргументировать. Особенности применения системно-деятельностного подхода при обучении математики детей с ограниченными возможностями здоровья помогают вырабатывать умение учиться, развивать познавательную активность и самостоятельность, ответственность, интеллектуальные и логические способности.
Обучать математике значит, прежде всего, обучать решению задач. Овладение умениями решать ключевые задачи гарантирует им выполнение программных требований к знаниям и умениям.
Планирование урока должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи, вызывая познавательный интерес учащегося.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.
Часто уроки начинаю с устного счета. Серьёзно отношусь к подбору примеров для устного счёта, так как умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. В устный счёт обязательно включаю задачи, примеры на знание таблицы умножения (пояснение) порядок действий, геометрический материал, игры. Подбирая задания на повторение и закрепление, плавно перехожу к новому материалу.
Этап устного счёта (является основной частью этапа повторения) содействует уменьшению стрессовых ситуаций у учащихся от непонимания или недопонимания материала. Именно на этом этапе появляется настрой на весь урок. Устный опрос украшает урок, делает его логически стройным и интересным, способным лучшему усвоению программного материала.
В качестве приёма, активизирующего познавательный интерес и мыслительную деятельность, использую загадки и ребусы, игры, тесты, задания на смекалку, видеоматериалы и презентации на различных этапах урока.
На уроке при выполнении арифметических действий с числами отводится 5-10 мин. Для этого предлагаю учащимся:
-примеры с окошками и пропущенными знаками действий;
-сравнить числа, найти и исправить ошибки в решении примеров;
-определить, по какому правилу записан ряд чисел и продолжить его.
Большую ценность на уроке представляют вовлечение обучающихся в игровую деятельность. Обучение в игре позволяет научить: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять
В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно- воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках.
Использование тестовых заданий позволяет:
Активизировать познавательную деятельность учащихся;
Обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
Повысить объем выполняемой работы на уроке;
Усовершенствовать контроль знаний;
Укрепить обратную связь в системе учитель – ученик.
Таким образом, использование различных образовательных технологий (игровых приемов, групповых форм работы) дает мне возможность реализовать деятельностный подход в обучении математики.
Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках позволит оптимизировать учебный процесс, устранит перенагрузку ученика, предотвратит школьные стрессы, а самое главное - сделает учебу в школе интересным единым образовательным процессом.