СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект экзаменационной работы "Однородные члены предложения" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект экзаменационной работы "Однородные члены предложения" (4 класс)»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Русский язык

Класс: 4

ФИО студента: Прокопенко Елизавета Сергеевна

Тема урока

«Однородные члены предложения»

УМК

«Школа России»

Тип урока

Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Цель

Создание условий для формирования знаний учащихся об однородных членах предложения и их особенностями.

Задачи урока

Образовательные: познакомить с особенностями однородных членов предложения; развивать умение находить в предложении однородные члены; формировать умения определять часть речи однородных членов предложения.

Развивающие: развивать познавательный интерес к данной теме; развивать внимание, память, мышление; развивать речь учащихся; развивать орфографическую зоркость; развивать умение правильно формулировать свои высказывания (ответы) в устной форме; развивать умение корректно вести учебный диалог; развивать умение слушать объяснения учителя; развивать умение слушать и оценивать ответы товарищей.

Воспитательные: воспитывать чувства сотрудничества и взаимопомощи с помощью заданий, требующих беседу, рассуждения, парной или групповой работы; воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знают особенности однородных членов предложения; умеют находить однородные члены в предложении; умеют определять часть речи однородных членов предложения.

КУУД: слушают и понимают речь других; оформляют свои мысли в устной форме; умеют формулировать собственное мнение; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

ПУУД: используют различные способы работы с информацией для поиска ответа; развивают умения анализировать, сравнивать, обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи.

РУУД: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения.

Формируют учебно-познавательный интерес к учебному материалу; умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; развивают доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Оборудование

Учебник русского языка 4 класса В.П. Канакина, В.Г. Горецкого, интерактивная платформа LearningApps, презентация PowerPoint, карточки с заданием.

Методы и приемы

Словесный метод: приветствие учеников, составление целей и задач урока, дискуссия, беседа, вопросы, устные задачи, инструкция по выполнению заданий, устный разбор задач, вопросы для подведения итогов.

Практический метод: толкование пословицы, словарная работа, составление предложений из предложенных слов, разбор примера из учебника, изменение слов для составления предложения, определение предложений со словами, связанных по смыслу, оценка работоспособности на уроке.

Наглядный метод: демонстрация презентации и упражнений; использование интерактивной онлайн-доски.

Формы обучения

Фронтальная работа, групповая работа (в группах и парах), индивидуальная работа.

Формы контроля

Дискуссия, устный опрос, текстовые задания, вопросы для подведения итогов.

Ход урока:


Этапы урока

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация.

(1 минута)

- Добрый день, друзья! Меня зовут Елизавета Сергеевна. И сегодня я у вас буду вести этот замечательный урок. Хорошего вам настроения!

(Вешаю пословицу на доску)

- Ребята, взгляните на экран. Скажите, что вы там видите? Кто хочет нам зачитать эту цитату?

Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!

Максим Горький.

- Отлично! Скажите, дети, как вы ее понимаете? Что нам надо сделать, чтобы мы могли наслаждаться нашим трудом?

- Правильно! Так давайте мы сегодня насладимся с вами нашим уроком и узнаем много интересного!

(Убираю пословицу с доски)

Приветствуют учителя.





- Цитата.

Читают цитату.





Делятся своими предположениями.

2. Постановка учебной задачи.

(4 минута)

(Раздаю листы для самооценки)

- Сегодня на уроке на уроке вас буду оценивать не только я, но и вы сами. Для этого вам понадобятся «Листы для самооценки», которые лежат у вас на столе. Подпишите на них свое имя и фамилию.

- На них вы будете фиксировать свой результат после каждого пройденного задания, отмечая плюсом или минусом. В конце занятия мы с вами подведем итоги и определим, кто из нас самый находчивый и умный.

- А сейчас я вам предлагаю записать в тетрадках сегодняшнее число и классную работу. Сегодня у нас двадцать седьмое января. Кто может сказать, какая орфограмма есть в слове «Классная». А какая в слове «работа». Почему?

- Отлично! Проведем словарную работу. Я вам буду зачитывать предложения, а вы должны подумать, каким общим словом можно заменить это предложение и записать его в тетрадь.

- Внимательно слушаем то, что я говорю:

  1. Дерево со свисающими вниз ветвями и листьями.

  2. Первый зимний месяц.

  3. Домашнее животное, охраняющее дом.

  4. Дерево с белой корой и черными полосками.

  5. Последний день недели.

(Включаю презентацию)

- Итак, наше время подходит к концу, попрошу вас всех заканчивать свои работы. Посмотрите на презентацию, скажите, вы согласны с данными ответами? Правильно ли записаны слова? У всех так? У кого были ошибки? Исправьте.

- Замечательно! Вы все отлично постарались!

- Ребята, прочитайте предложения, которые вы видите на слайде. Скажите, можно ли сказать также, но более кратко?

Березы осенью пожелтели. Клены осенью пожелтели. Липы осенью пожелтели.

- Прекрасно! Вы постарались на славу.

- Попробуйте найти грамматическую основу предложения. Сколько подлежащих в данном предложении? На какие вопросы они отвечают? С каким, словом связаны подлежащие?

- Предположите, как могут называться такие члены предложения, которые связаны по смыслу с одним членом предложения и отвечают на один и тот же вопрос?

- Все верно! Как вы считаете, как будет звучать тема нашего урока?

- Тогда какую цель мы можем поставить на занятии?

- Отлично! Но чтобы мы могли успешно провести наше занятие, нам нужен план. Посмотрите на экран и скажите, какие задачи мы можем поставить перед собой.

Узнаем:

Закрепим:

Применим:

- Отлично!




Подписывают «Листы для самооценки» и откладывают их в сторону.



Записывают число и классную работу. Акцентируя внимание на то, что слово «Классная» содержит двойную букву «СС», а слово «работа» словарное.


Слушают учителя и записывают в тетрадь слово, которое описывает предложение.



- Ответы на словарной работе:

  1. Ива.

  2. Декабрь.

  3. Собака.

  4. Береза.

  5. Воскресенье.





Озвучивают полученные слова классу.






- Березы, клены, липы  осенью пожелтели.






- В предложении 3 подлежащих: березы, клены и липы. Они отвечают на вопрос: что? и связаны по смыслу со сказуемым пожелтели.


- Однородные члены предложения.


- Однородные члены предложения.


- Узнать, какие члены предложения называются однородными, какие особенности они имеют.


- План урока:

  • Узнаем: какие члены предложения являются однородными.

  • Закрепим: знания о предложении, словосочетании.

  • Применим: полученные новые знания на практике.

3. Учебные действия.

(5 минута)

- А сейчас откройте свои учебники на странице, содержащей два десятка и четыре единицы. Давайте с вами посмотрим на первый и второй пример, который нам дается в 32 упражнении. Как вы считаете, в чем различия между предложениями? Сделайте свои выводы.




- Все верно. Вы молодцы! Какими членами предложения являются выделенные слова? С каким словом они связаны? Какой вопрос мы можем задать? Можно ли сказать, что не только главные члены, но и второстепенные могут быть однородными?




- Правильно! Скажите, ребята, выполнили ли мы первый пункт нашего плана? Узнали ли мы, какие члены предложения могут быть однородными? С помощь чего мы это делали? Отметьте выполнение первого задания в своих листах самооценки.




- Отлично! Но чтобы нам лучше запомнить это правило я вам предлагаю поработать в парах. Скажите, какие правила нужно соблюдать при парной работе?




- Все верно. Теперь вы можете приступать к работе. Вам надо будет в паре исправить текст, заменив в нем предложения однородными членами, не забудьте подчеркнуть однородные члены. Подсказка: слова в предложении должны быть связаны по смыслу. Желаю удачи!

В лесу.

Красиво было в лесу в этот ранний час. Вдоль дороги бушуют зеленые краски осени. Вдоль дороги бушуют красные краски осени. Вдоль дороги багряные краски осени. Молодые осинки спускаются по косогору. Стройные березки спускаются по косогору.


- Вижу, что многие команды уже готовы нам показать свой результат. Давайте проверим ваши ответы при помощи документ-камеры.

- Скажите, ребята, у всех так? Все согласны с этими ответами?

- Восхитительно! Давайте мы с вами отметим наши результаты за второе задание на «Листе для самооценок».

- Вы все отлично постарались! Для меня в удовольствие быть вашим учителем!

*Физминутка*

- А теперь давайте мы с вами немного отдохнем от работы и расслабимся. Встаем из-за своих мест!

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем совсем не сладкий.

Раз – подбросим.

Два – поймаем.

Три – уроним

И …сломаем.

- Садитесь.

Открывают учебник и рассматривают пример на 24 странице.

- Вторые предложения являются сокращенными вариантами первых. В них отсутствуют повторяющиеся слова, но сохраняется суть предложения.


- Выделенные слова в 1 примере являются сказуемыми, которые связаны с подлежащим, так как можно задать вопрос: то делали? Во втором вопросе выделенные слова являются дополнениями, так как связаны со сказуемым и отвечает на вопрос: что?


- Да. Мы определили, какие члены предложения могут быть однородными, при помощи вопросов, которые мы задаем от главного слова к второстепенным и определения роли в предложении.

Отмечают результат на листах самооценки.


- Примерные правила работы в парах:

  • Работать должны оба;

  • Один говорит, другой слушает;

  • Свое несогласие высказывай вежливо;

  • Работать тихо, не мешать другим.


Работают в парах, меняют приложение таким образом, чтобы из него получился связанный текст. По завершению работы учитель просит ответы учеников с ответом другой пары. После этого делается работа над ошибками.

- Правильный ответ:

Красиво было в лесу в этот ранний час. Вдоль дороги бушуют зеленые, красные, багряные краски осени. Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору.






Отмечают свои результаты на «Листе для самооценки».






Встают из-за своих парт. Выполняют физминутку, повторяя движения за учителем.


4. Самостоятельная работа.

(3 минуты)


- А сейчас вы будете работать самостоятельно с интерактивным оборудованием. Как надо себя вести при работе с планшетами?

- Правильно! Это сделано для того, чтобы вы не портили свое здоровье.

- Посмотрите на экран. При помощи ваших планшетов, отсканируйте ссылку и перейдите на сайт. На выполнения этого задания вам дается 2 минуты. Желаю вам удачи!

Задание: Выделите цветом группы слов, которые являются однородными членами в предложении.

Подсказка: однородные члены предложения относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос. Однородными могут быть все члены предложения.

Маша и Витя случайно встретились у входа в лес. Они решили пойти и вместе собрать грибы и шишки. В лесу было полно грибов, каштанов и осенних листьев.

- Ребята, заканчиваем работу. Кто готов озвучить свои результаты? Где у вас были допущены ошибки?

- Спасибо, я обязательно посмотрю ваши результаты и перенесу их в журнал. А тем временем давайте с вами посмотрим, выполнили ли мы вторую часть плана?

- Отлично, давайте тогда отметим наши результаты на «Листе самооценки».

Вспоминают правила работы с электронными приборами.




При помощи планшетов переходят на сайт и выполняют задание: выделяют однородные члены предложения одним цветом. После самопроверки, дети откладывают планшеты в сторону, разбирают причины допущенных ошибок вместе с учителем и отмечают свои результаты на «Листах для самооценки».

- Ответы:

Маша и Витя случайно встретились у входа в лес. Они решили пойти и вместе собрать грибы и шишки. В лесу было полно грибов, каштанов и осенних листьев.





9. Действие оценки, самооценки.

(2 минуты)

- На этом наше занятие подходит к концу. Скажите, ребята, о чем мы с вами говорили на уроке? Что делали?

- Отлично. А какую цель мы преследовали на занятии?

- Все ли задачи были выполнены?

- Кто помнит, с какой цитаты мы начинали наше занятие?



- Верно, получили ли мы удовольствие на сегодняшнем занятии?

- Превосходно! Предлагаю вам оценить свою работу на уроке при помощи флажков, лежащих у вас на партах. Если вы считаете, что у вас все получилось – поднимите зеленый флажок, а если были какие-то трудности – то желтый.

- Отлично! На этом наше занятие подошло к концу. Оставьте свои «Листы для самооценки» на краю стола. Позже я проверю и поставлю оценки в журнал.

- Спасибо вам за работу! До скорых встреч!

Отвечают на вопросы рефлексии.







- Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!



Делятся своими впечатлениями.


Отмечают свою работу на уроке: если у них не было никаких сложностей, то они поднимают зеленый флаг, а если были – то желтый.

Оставляют листы на краю парт.




Прощаются с учителем.


Резервное задание:

Составь и запиши верно 2 предложения:

Наш, реке, стоит, на, Неве, город.

Невой, горожане, рекой, гордятся.

Резервное задание:

  1. Составь и запиши верно 2 предложения. У имён существительных определи падеж.

Наш, реке, стоит, на, Неве, город.

Невой, горожане, рекой, гордятся.

  1. Соединяя буквы по линиям в любом направлении, можно составить не менее 20 слов.