Ну, что ребята, какой же характер произведения? Какое настроение передал композитор? Дети. Музыка сначала очень быстрая, отрывистая, четкая. А в середине она становится немного грустной и напевной. Потом опять повторяется быстрая часть. Учитель: Вы правильно определили трехчастную структуру песни и её настроение. А как вы думаете, какое название дал композитор своему произведению? Произведение называется «Попутная песня». А что означает слово «попутная»? Дети: Рассказывает о путешествии или поется в пути Учитель: Первая часть рисует весёлую суету, радостный шум толпы, встречающей поезд, её «волненье, ожиданье, нетерпенье». Очень выразительно исполнение вокальной партии скороговоркой. Учитель: Послушайте слова песни. Дым столбом кипит, дымится пароход! – На что похоже? Учащиеся: На стук колёс. Давайте пропоем эти слова, изображая движение поезда. Мы это уже умеем делать. (Дети импровизируют по тексту.) Учитель: Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье! Пропойте с радостью. (дети поют, изображая ликование и радость) А что нам помогало понять, что едет поезд, что стучат колеса? Давайте послушаем начало и вы мне ответите на этот вопрос. Дети: аккомпанемент Учитель: конечно же, непрерывный аккомпанемент создает впечатление безостановочного движения, стука колес. Во второй части поется о раздумье путника. Музыка становится пластичнее, мягче, задушевней. Предлагаю попробовать при помощи руки показать как движется мелодия (ПРИЕМ ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ). А еще хочу добавить, что первый русский паровоз называли пароходом. Надо сказать, что Глинка любил путешествовать и побывал в разных странах. Особенно ему нравилась Испания. Он жил в этой стране несколько лет, изучал народную музыку. |