СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект фрагмента урока музыки по организации слушания музыкального произведения

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект фрагмента урока музыки по организации слушания муз. произведения.

М.И.Глинка, сл. Н.Кукольника  "Попутная песня"

1 класс, 2 четверть

Просмотр содержимого документа
«конспект»


Приложение 1

Конспект фрагмента урока музыки по организации слушания муз. произведения

Название авторской программы: М.С. Красильникова, программа «Музыка» для 1-4 классов, «К вершинам музыкального искусства»

Класс: 1 класс, 2 четверть

Тема урока: О чем рассказывает музыка

Композитор и название муз. произведения: М.И. Глинка «Попутная песня», слова Н.Кукольника

Планируемые результаты: личностные УУД: развитие познавательного интереса; формирование эмоционально - ценностного отношения к творчеству композитора; умение слушать и слышать себя и других участников коммуникации.

Метапредметные УУД: ПУУД: осознавать многозначность содержания художественного образа; умение схватывать смысл музыкального высказывания; переводить художественный образ из изобразительной формы в звуковую; приобретать опыт мысленного представления результата творческого задания;

РУУД: адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников

КУУД: чувствовать затруднения собеседника и правильно реагировать на них; слушать собеседника и вести диалог; учавстовать в коллективном обсуждении.

Предметные результаты: моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»; воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;


Основные муз. понятия: характер произведения, настроение, мелодия, аккомпанемент, композитор, песня.


Методы и приемы: беседа, рассказ, эмоциональное воздействие, постановка проблемного вопроса, наглядно-слуховой метод, пластический метод, работа в группе, метод моделирования творческой ситуации, музыкальное обобщение; выразительная интонация, образное слово(стих), игровой прием, показ портрета композитора, использование аудио и видео записи, исполнение учителем темы, вокализация мелодии, пластическое изображение мелодии, творческие задания, использование элементов рисования, игровой момент.


Информационные источники: ФГОС, программа М.Г. Красильникова, «Муызка» 1-4 кл., «К вершинам музыкального искусства», конспекты Талаевой Н.В., Коренновой В.А.

Этап вида деятельности

Задача:

Время

Ход фрагмента: подробное описание деятельности учителя и обучающихся, вопросы, использование ТСО, презентации и т.д.

  1. Вступительное слово.

Задача: направить

внимание

учащихся,

заинтересовать

их.

1-2 мин.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший день сегодня. Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся солнцу, облакам и я думаю, что хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.

И начнем наш урок с песенки-повторялки!

Вот поезд, он стоит у перрона.

Машинист гудок дает (играется интонация гудка),

Набирает поезд ход (2 раза) (играются интонации колес, плавно ускоряется темп).

Мимо речек и полей

Мчится поезд всё быстрей. (2 раза)

Ничего что путь далёк,

Мы приедем точно в срок. (2 раза)

Замедляет поезд ход (темп замедляется),

Приближается вокзал. (2 раза)

Остановка. Поезд стал.

А сейчас посмотрите на портрет. Это Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка. В своих произведениях Глинка чутко откликался на разные события, происходившие вокруг него. Однажды ему удалось побывать на открытии первой в России железной дороги. Это произвело на композитора сильное впечатление, что родилась песня. На рисунке вы, ребята, видите первый поезд в России. Как вы думаете, можно ли в музыке изобразить стоящий на месте поезд?

Дети. Нельзя.

Учитель: А быстро мчащийся поезд?

Дети. Можно.

Проблемный вопрос перед слушанием: Послушайте внимательно и расскажите, что вы услышите в музыке Глинки. Сколько в песне частей, все ли они одинаковые по своему характеру?

  1. Первичное прослушивание

Задача: послушать

произведение,

погрузиться в

смысл, понять

характер

произведения, о

чем оно


(показ видео «Попутная песня»)




  1. Анализ музыкального произведения

Задача: восприятие

отдельных

эпизодов,

концентрация

внимания

учащихся на

выразительных

средствах.


Ну, что ребята, какой же характер произведения? Какое настроение передал композитор?

Дети. Музыка сначала очень быстрая, отрывистая, четкая. А в середине она становится немного грустной и напевной. Потом опять повторяется быстрая часть.

Учитель: Вы правильно определили трехчастную структуру песни и её настроение. А как вы думаете, какое название дал композитор своему произведению?

Произведение называется «Попутная песня». А что означает слово «попутная»?

Дети: Рассказывает о путешествии или поется в пути


Учитель: Первая часть рисует весёлую суету, радостный шум толпы, встречающей поезд, её «волненье, ожиданье, нетерпенье». Очень выразительно исполнение вокальной партии скороговоркой.

Учитель: Послушайте слова песни.

Дым столбом кипит, дымится пароход!

– На что похоже?

Учащиеся: На стук колёс. Давайте пропоем эти слова, изображая движение поезда. Мы это уже умеем делать. (Дети импровизируют по тексту.)

Учитель: Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье! Пропойте с радостью. (дети поют, изображая ликование и радость)

А что нам помогало понять, что едет поезд, что стучат колеса? Давайте послушаем начало и вы мне ответите на этот вопрос.

Дети: аккомпанемент

Учитель: конечно же, непрерывный аккомпанемент создает впечатление безостановочного движения, стука колес. Во второй части поется о раздумье путника. Музыка становится пластичнее, мягче, задушевней. Предлагаю попробовать при помощи руки показать как движется мелодия (ПРИЕМ ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ).

А еще хочу добавить, что первый русский паровоз называли пароходом. Надо сказать, что Глинка любил путешествовать и побывал в разных странах. Особенно ему нравилась Испания. Он жил в этой стране несколько лет, изучал народную музыку.

  1. Повторное прослушивание музыкального произведения

Задача: запомнить

произведение,

обогатить новыми

наблюдениями.


А сейчас я предлагаю всем подойти к нашему столу, здесь лежит макет паровоза. Вы будете слушать произведение, которое называется как?

Дети: Попутная песня

Учитель: правильно. Вы будете слушать и изображать при помощи красок свое впечатление, настроение, которое вы испытываете при прослушивании.



5.Обобщение

Задача: закрепить пройденный материал

1-2 мин.

Учитель: вот такой красочный у нас получился паровоз, вы использовали разные цвета, а это значит, что произведение вам понравилось. Скажите, ребята, произведение какого композитора мы сегодня с вами изучали?

Дети: М.И. Глинка

Учитель: А как называлось произведение?

Дети: Попутная песня

Учитель: все верно, предлагаю нам сейчас построить свой паровоз, встанем в колонну, первый человек будет нашим локомотивом, а мы его вагонами, и будем все произносить слова из нашей Попутной песни: «Дым столбом дымит, дымится пароход», а в конце все громко произнесем гудок – ту-туу.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!