СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект фрагмента урока по биологии в 5 классе на тему "Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

....

Просмотр содержимого документа
«Конспект фрагмента урока по биологии в 5 классе на тему "Лишайники"»

Конспект фрагмента урока по биологии на тему «Лишайники»

5 класс

1.Организационный момент. Приветствие

2.Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

Посмотрите внимательно на объекты, которые находятся у каждого из вас на рабочем столе (на столах лишайники- раздаточный материал). Посмотрите на слайд (на нем изображение лишайников).

Эти организмы были известны ещё в III в. до н.э. Они являются пионерами, т.к. первыми поселяются на голых камнях, на обледеневших северных скалах, песках обожжённой солнцем Сахары, в безжизненной Антарктиде. Но ни в жаре, ни в холоде они не могут жить без чистого воздуха. Растут они очень медленно. За своеобразный внешний вид их назвали «хаосом природы», «убогой нищетой растительности».

Назвать тему сегодняшнего урока вы сможете, решив кроссворд.

  1. Низшие растения, живущие в основном в воде.(водоросли)

  2. Тонкие белые нити, образующие тело гриба.(гифы)

  3. Группа растений, у которых нет ни корней ,ни стеблей ,ни листьев.(низшие)

  4. Часть плодового тела гриба(шляпка)

  5. й

  6. Продолжите названия гриба бледная….(поганка)

  7. Форма взаимоотношений, при которой оба организма получают пользу друг от друга(симбиоз)

  8. Элементарная структурная единица живых организмов.(клетка)

Тема урока: Лишайники ( слайд и запись на доске )

Что о лишайниках мы можем узнать сегодня на уроке? Цель нашего урока? (Формулирование учащимися целей и задач урока)

Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников.

План работы: 1. Изучить строение лишайников. 2. Изучить способ питания лишайников. 3. Узнать, где обитают лишайники. 4. Выяснить значение лишайников в природе и для человека.

3.«Открытие» нового знания

Климент Аркадьевич Тимирязев (слайд) писал "Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землей, всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая ее в плодоносную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочем зимняя стужа, летний зной; медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному им пути появляются более сложные формы жизни",

В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Тимирязев приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение –сфинкс».. Слушателей собралось много…. Тимирязев рассказывал о…лишайника!

? (слайд) Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла

Почему лишайники сравнивают со сфинксами?

Сегодня мы с вами попробуем ответить на этот вопрос ,работая в группах.

Сейчас каждая группа получит перечень заданий разного уровня сложности. Распределите ваши роли в группе. Выберите кто будет представлять вашу группу перед классом. Время выполнения заданий 10 мин. (Во время выступления учащихся учитель показывает слайды. Затем раздает конспекты, с которыми учащиеся работают дома (переносят в тетрадь схемы, рисунки, тезисы))

1-я группа работает над материалом “Понятие о лишайнике”.

2-я группа анализирует материал “ Жизнедеятельность лишайников ”.

3-я группа анализирует материал” Виды лишайников»

4-я группа изучает материал “ Значение лишайников в природе”

5-я группа анализирует материал о значении лишайников в жизни человека.

(Выступление групп. Ответы на вопросы. Проверка работ по эталону на слайде).

Итак, мы познакомились с новым материалом, заслушали выступающих. Вспомните, для чего мы все это делали? Какая у нас была цель?

Так почему же лишайники сравнивают со сфинксами??

Если останется время

Физкультпауза.

4.Применение новых знаний по изученному алгоритму

  1. Симбиозом каких организмов являются лишайники?

 1) гриба и корнями дерева

2) двух грибов различных видов

3) гриба и водоросли

4) водоросли и бактерий

2.Тело лишайника называют

 1) слоевищем

2) стеблем

3) листом

4) побегом

3. Выберите три верных ответа из шести. По форме слоевища лишайники делятся на

1) древесные

2) кустистые

3) плоские

4) листоватые

5) накипные

6) талломные

4. Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характерны.

 

ГРУППЫ

 

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ

1) грибы

2) лишайники

 

А) выделяют в особое царство

Б) тело представляет собой слоевище

В) имеют плодовое тело

Г) по способу питания — авто-гетеротрофы

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

Е) представляют симбиоз грибов и водорослей






Задания для групп

1-я группа будет работать над материалом «Понятие о лишайнике»

(Время работы 10 мин)

1.Прочитайте текст.

Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология.

Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д. Много их в тропиках, но больше - в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах в тундре, тайге, на песках, лесах.

Тело лишайника называется слоевище. Цвет слоевища лишайников может быть крайне разнообразным. От серовато-белого, почти бесцветного, до ярко окрашенного: красного, зеленого, желтого, черного. Само слоевище состоит из двух различных организмов — гриба и водоросли или цианобактерией

2. Рассмотрите рисунок.

3. Ответьте на вопросы

А) Почему лишайники так называются (выделите предложение с ответом в тексте) и как называется наука о лишайниках?____________________

Б) Где обитают лишайники? (выделите предложения с ответом в тесте )

В) Слоевище -это_______________

Г) Из каких организмов состоит слоевище лишайника.__________________

4. Подготовьте выступление от группы и один проверочный вопрос по новому материалу для одноклассников.

2-я группа анализирует материал «Жизнедеятельность лишайников»

(Время работы 10 мин)

  1. Прочитайте текст

Особенности питания лишайников связаны со сложным строением этих организмов, состоящих из двух компонентов, которые получают питательные вещества разными способами. Гриб – гетеротроф, а водоросль – автотроф.

Таким образом, водоросль обеспечивает гриб органическими веществами, а гриб обеспечивает водоросль минеральными веществами и водой. Предохраняет её от избыточного освещения и высушивания.

Также лишайники способны всем телом впитывать воду из окружающей среды, во время туманов и дождей.

2.А) С чем связаны особенности питания лишайников? (выделите предложение с ответом в тексте)

Б)Вспомните определения понятий : автотрофы,гетеротрофы.

В*) Представьте взаимоотношения гриба и водоросли в теле лишайника в виде схемы.





























Г) Как называются такие взаимоотношения в природе? _____________

  1. Подготовьте выступление от группы(с использованием схемы) и один проверочный вопрос по новому материалу для одноклассников.



3-я группа анализирует материал «Виды лишайников»

(Время работы 10 мин)

  1. Прочитайте текст. Рассмотрите фотографии.

По внешнему строению лишайники делят на:

накипные, листоватые, кустистые.

Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка или образуют корочку, похожую на накипь в чайнике. Такая «накипь» формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить.

леканора

Тело листоватых лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок.

пармелия

Слоевище кустистых лишайников и правда напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре.

уснея

2.Составьте схему «Виды лишайников»

Виды лишайников









3*. Определите к какому виду лишайников относятся объекты, которые находятся на вашем столе.

А)_______________

Б)________________

4. Подготовьте выступление от группы (с использованием схемы) и один проверочный вопрос по новому материалу для одноклассников.



4-я группа изучает материал о значении лишайников в природе

  1. Прочитайте тексты и ответьте на вопросы.

А).Лишайники - пионеры растительности.. Лишайники, поселяясь на голых скалах, выделяют особые кислоты, которые способствуют разрушению горных пород и усваивают минеральные соли. После отмирания лишайников образуется перегной. Так образуется первичная почва, на которой могут расти сначала травы, а затем и все другие растения – кустарники, деревья. Пионер – значит первый.

Б)Лишайники - индикаторы чистоты воздуха. Лишайники широко распространены в природе, часто в местах, где жизнь других организмов невозможна. Однако хорошо известно, что их нет в крупных городах. Возникает вопрос, почему?. Лишайниковая "пустыня", то есть отсутствие лишайников, указывает на сильное загрязнение воздуха. Чем чище воздух, тем больше видовое разнообразие лишайников, тем интенсивнее их рост. Лишайники обладают способностью накапливать в своем теле различные металлы.

В) Лишайники - корм для северных оленей. Лишайники служат не только кормом для домашнего северного оленя, но и для диких копытных животных - косули, лося и др. Лишайники - пища у некоторых народов. С лишайниками связана библейская легенда о манне небесной. В Библии рассказывается о народе, который много дней брел по пустыне, по колено, утопая в песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на раскаленный песок. Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. И они увидели, как по песку, подгоняемые ветром катятся серые комочки. Сильный порыв ветра поднял их кверху, и казалось, что они падают с неба. "Манна, манна! С неба падает манна!" Все, кто еще мог, бросились собирать "манну". Жадно ели сухие серые комочки, варили из них кашу и пекли лепешки. Отсюда появилось выражение "манна небесная". В 1772 году русский ботаник Петр Симон Паллас доказал, что манна - это лишайник, перекатываемый ветром в пустынях Африки, Передней и Средней Азии. Он съедобен - отсюда, возможно, легенда о манне, падающей с неба (аспицилия съедобная - в отличие от других ведет ни прикрепленный, а кочующий образ жизни); (леканора - лишайник съедобный).

Вопросы:

1) Почему лишайники называют пионерами растительности?

2) Почему в больших городах практически нет лишайников?

3)* Лишайники не высасывают соков из деревьев, но, поселившись на коре, причиняют им вред. Почему?

2. Подготовьте выступление от группы (с использованием схемы) и один проверочный вопрос по новому материалу для одноклассников.

5-я группа изучает материал о значении лишайников в жизни человека

  1. Прочитайте тексты

А)Лишайники - источник химических соединений. Лишайники (эверния, уснея, кладония, лобария, цетрария и др.) используют для получения лекарственных препаратов, ароматических веществ в парфюмерии. Из лишайников изготавливают красители для шерсти и лакмус, необходимый химической промышленности. В сосновых борах растет исландский лишайник - цетрария, известен он как исландский мох. В нем содержится 44% крахмала и 3% сахара. В Швеции исландский мох заготавливают большими партиями для получения патоки, спирта и медицинской глюкозы. Лишайники выделяют особые кислоты , обладающие антибиотическим действием, из-за чего некоторые из них используются в медицине.

Б). Охрана лишайников. В последнее время остро встает вопрос об охране лишайников. Лишайники - самые медленно растущие организмы. За год их слоевище вырастает на 1-8 мм. Например, кустик кладонии высотой 3-5 см может иметь возраст 30 лет. Живут лишайники долго - до 80-100 лет, но некоторые доживают до 600 лет.. Самыми старыми можно считать антарктические корковые лишайники, возраст которых как минимум 10000 лет. Меры по их охране: регулируемый выпас оленей, упорядоченное передвижение транспорта и др.

Вопросы:

1*) Лишайник ягель, или “олений мох”, в определенную пору года является основной пищей северных оленей. Ранее в тундре он покрывал огромные пространства. Почему же оленеводы, кочуя по тундре со стадами оленей, возвращаются на старые пастбища через годы, а то и десятилетия, в то время как пастухи овец, например, в горах возвращаются уже через год-два?

2)Что изготавливают из лишайников?

3)Какими свойствами обладают кислоты, которые выделяют лишайники?

2. Подготовьте выступление от группы (с использованием схемы) и один проверочный вопрос по новому материалу для одноклассников




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!