Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 13 Лесозаводского городского округа»
КОНСПЕКТ
фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР
Лексическая тема «Посуда»
Учитель-логопед:
Бурда О.В.
Лесозаводск 2019 г.
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Обобщение понятий чайная, столовая и кухонная посуда. Активизация словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными, числительными).
Коррекционно-развивающие:
Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, речевого дыхания, мелкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование положительной установки на участие в занятии, самостоятельности, инициативности и доброжелательности. Воспитание навыков активности, сотрудничества в игре и на занятии, умения слушать и выполнять инструкцию логопеда.
Оборудование: проектор, картинки с изображением посуды, мяч, плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками полосками бумаги, конверты с разрезными картинками, магнитная доска, клей.
Речевой материал: посуда, поднос, чайник, чашка, блюдце, тарелка, нож, вилка, ложка, сахарница, бокал, кружка, сковорода, чайная, столовая, кухонная, мелкая, глубокая, металлическая, стеклянная, фарфоровая, чугунная, деревянная, железная, пластмассовая, хрустальная, готовить, пить, мыть, сушить, чистить, расставлять, сервировать, варить, жарить, тушить, кипятить, вытирать.
Предварительная работа:
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Посуда». Рассматривание иллюстраций и образцов с различными видами посуды. Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе». Просмотр мультфильмов «Каша из топора», «Горшок каши» братьев Гримм. Отгадывание загадок по теме «Посуда», прослушивание музыкального произведение «Пузатый чайник». Дидактические игры: «Что лишнее?», «Скажи лаского», «Скажи наоборот», «Из чего сделана посуда?», «Что где?».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
№ 1 Логопед встречает детей, приветствует, говорит, что очень рад всех видеть, предлагает подарить друг другу улыбку и чувствовать себя спокойно и уверенно. Улыбнемся и нашим гостям.
Дети хором повторяют правило поведения на занятии: Внимательно слушай! Другим не мешай! Когда тебя спросят, тогда отвечай!
Логопед: Ребята, давайте вспомним Скороговорку «Кто хочет разговаривать»
Кто хочет разговаривать
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- А что мы с вами делаем, чтобы правильно разговаривать? (выполняем различные упражнения)
Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Парус». Упражнение "Подуем на чай". Дети вcтают около своих стульчиков, им раздается плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним полосками бумаги. - Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох через нос, не поднимая плеч, и подуете на "пар", не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так. Упражнение повторяется 2-3 раза
2. Сообщение темы. Вводная беседа.
- Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Сядет тот, кто определит, с какого звука начинается название его картинки (Должны подойти к мольберту и выставить картинку). Одним словом как можно назвать эти предметы. (Посуда).
Логопед: Для чего нужна посуда? Что мы с ней делаем? (Посуда нужна для приготовления и употребления пищи). (пить, мыть, сушить, чистить, расставлять, сервировать, варить, жарить, тушить, кипятить, вытирать).
Стук в дверь. (Под тревожную музыку в группу вбегает Федора и плачет).
Логопед: Бабушка, что случилось, почему вы плачете?
Федора: (сквозь слезы) От меня убежала посуда.
- Я, кажется, узнала эту бабушку, а вы?
Дети: Это бабушка Федора
- Назовите сказку, из которой к нам пришла бабушка Федора? (Федорино горе). Кто автор сказки? Корней Иванович Чуковский. № 2
Федора: Да, вы правы, это я. От меня убежали чашки, блюдца, кастрюли.
Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла? (потому что она не мыла посуду, посуда была грязная). - А какая она должна быть? (чистая).
Логопед: Вот видишь, Федора, с посудой нужно обращаться аккуратно, бережно.
Я предлагаю вам, помочь Федоре вернуть посуду. Для этого мы будем выполнять разные задания. А ты Федора, внимательно слушай и наблюдай.
Логопед: Ребята, каждая посуда имеет свое назначение. Если мы гостей позовем на чай, какая посуда нам нужна? (чайная). № 3 -Назовите чайную посуду. (блюдца, чашки, ложки).
- Если гости придут на обед, то какую посуду мы поставим на стол? (столовую). № 4 - Какую именно? (тарелку глубокую, мелкую, столовую ложку, вилку).
- Когда мама на кухне готовит обед, какой посудой она пользуется? (кастрюля, сковорода, дуршлаг, половник, ковш, шумовка, чайник).
Логопед: Молодцы! С первым заданием справились.
-Посуду делают из различных материалов. Как вы думаете их каких? (стекла, дерева, металла, глины, пластмассы). Давайте посмотрим, из чего сделана наша посуда.
4. Игра «Из чего сделана посуда?». № 5-8
Ложка из дерева – деревянная…Нож из стали –… и т.д.
Логопед: Здорово, теперь Федора знает, из чего сделана посуда.
- Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас покажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.
5. Игра "Что лишнее?" № 9-12
-Игра, в которую мы будем играть, называется "Что лишнее?" Что вы видите? Перечислите картинки.
Отрабатываются исключения по принципу назначения посуды (чайная, кухонная, столовая)
6. Игра «Назови ласково» (мяч)
Логопед: Ребята, а знаете, что я думаю, если мы научим Федору называть посуду ласково, то она никогда не сбежит от нее. (Логопед бросает мяч каждому по очереди и называет слово, а дети отвечают ласково, бросая его назад)
Чашка- (Дети: чашечка) Тарелка, Ложка, Вилка, Кувшин, Миска.
Логопед: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием. Федора, запомнила, как надо называть свою посуду, чтобы она не убегала?
Физминутка: Танец-игра
7. Игра «Сосчитай-ка». № 13
Федора просит, чтобы мы ее научили считать.
Логопед: Ребята, научим Федору? (Дети: да, научим.) Показ слайдов. (Дети считают предметы посуды от одного до пяти) (одна кастрюля, две кастрюли, три кастрюли, четыре кастрюли, пять кастрюль).
Логопед: Умницы, вы и с этим заданием справились, пора и чай попить.
10. Игра: «Где живут продукты?». № 14
Логопед: Люди изготавливают различные предметы посуды для различных продуктов и блюд. Для каждого продукта есть своя посуда (своё вместилище). Давайте расскажем бабушке Федоре, какая посуда для чего используется. А в этом нам поможет игра «Где живут продукты?».
- Положите продукт в соответствующую посуду и назвать эту посуду.
Хлеб положу в (хлебницу) и т.д.
11. Игра «Скажи наоборот»
- Сейчас мы поиграем в игру «Скажи наоборот». Я называю слово, а вы говорите, как будет наоборот.
Ложка чистая – ложка грязная.
Тарелка глубокая – тарелка мелкая.
Чашка большая – чашка маленькая.
Сковорода тяжелая – сковорода легкая.
Ножик старый – ножик новый.
12. Игра "Разбитая посуда".
Логопед: Ребята, вы молодцы, все рассказали о посуде Федоре и у нас осталось последнее задание. Детям раздаются конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним. № 15 - Посмотрите, какая красивая посуда нарисована на картинках. В конвертах такая же посуда, но "разбитая". Помогите "склеить" ее. Сложите части картинки правильно.
Пальчиковая гимнастика: «Помощники»
Раз, два, три четыре,
Мы посуду перемыли:
Моем чашку, моем кружку (трут ладошки друг о друга)
Ставим высоко на сушку
Ой! Упала чашка с полки (ладошки к щекам прижать)
Будем собирать осколки.
Логопед: Давайте определим количество слогов в словах-названиях посуды, делая хлопки и подарим её бабушке Федоре.
(дети называют слова-названия своей склеенной посуды и дарят её Федоре)
Чай – ник. (2 хлопка) Ответ. В слове чайник два слога.
(По – ло – вник, чаш – ка…)
13. Итог занятия:
Федора: Спасибо ребята! Вы так мне сегодня помогли! Нашли посуду, расставили ее по местам, научили меня бережно обращаться с посудой:
«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!
Буду, буду я посуду и любить и уважать».
Мене пора возвращаться домой. Спасибо, вам большое за вашу помощь. И за вашу помощь я подарю вам мультфильмы.
Логопед: Наше занятие подходит к концу. Ребята, мультики вы посмотрите позже, а сейчас расскажите: Что мы сегодня делали на занятии? Что понравилось больше всего? Какое задание показалось вам сложным?
.