Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе
Тема «Животные разных широт»
Цель: развитие лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
активизировать словарный запас детей по теме «Животные разных широт»;
закреплять умение образовывать названия детенышей животных;
употреблять глаголы в прошедшем времени;
совершенствовать слоговую структуру слова (деление слов на слоги);
упражнять в употреблении существительных в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах;
упражнять в согласовании существительного с числительным;
закреплять умение отхлопывать ритмический рисунок;
закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные;
совершенствовать умение употреблять предложно-падежные конструкции;
Коррекционно-развивающие:
развивать мелкую моторику рук, внимание.
развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание;
развивать межполушарные взаимодействия.
Коррекционно-воспитательные:
создать положительное эмоциональное настроение;
воспитывать умение детей взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: аудиозапись «Звук двигающегося поезда», картинки (лес, медведь, медвежонок, лиса, лисенок, еж, ежонок, волк, волчонок, лось, лосенок, белка, бельчонок, заяц, зайчонок, олень, олененок, Африка), карточки с изображением диких животных, схема «Составь предложение», схема ритма, мячик-глобус, аудиозапись физминутки «Летчики, на аэродром!», плакат «Кто спрятался?», черное полотно с тенями животных Африки.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Дети входят в группу и здороваются с гостями. Становятся полукругом перед телевизором.
Логопед показывает детям глобус.
Логопед: Что это?
Дети: Глобус
Логопед: Да, правильно, это - модель земного шара. Скажу вам по секрету, это не обычный глобус, он волшебный.
Вы хотите отправиться в путешествие?
Дети: Да
II. Основная часть
Логопед: Для того чтобы определить куда мы отправимся необходимо покрутить глобус и выполнить магические упражнения.
1. Игра «Волшебные круги» - кинезиологические упражнения (Развитие межполушарных взаимодействий).
На экране появляется картинка леса.
2. Игра «Какой?» (Подбор прилагательных)
Логопед: Чтобы отправиться в лес на поезде необходимо сказать красивые слова о лесе и занять свое место.
Лес какой?
Дети по очереди говорят слова и садятся на стульчик.
Дети: Лес - дремучий, хвойный, непроходимый, густой, редкий, сосновый, заснеженный, загадочный, зачарованный, темный, молчаливый, сырой, дикий, волшебный, бесконечный, величественный).
Дети садятся на стулья, логопед обращает внимание на осанку детей и предлагает только глазами проследить за солнышком.
3. Игровое упражнение «Солнышко» - гимнастика для глаз
Логопед: Ну что ребята, отправляемся.
Включает аудиозапись поезда.
Следите за солнышком только глазами.
Солнышко светит в правое окошко, проезжаем березовую рощу. Светит в левое окошко, видим широкую речку. Зажмурьте сильно-сильно глаза и широко откройте (повтор 2 раза).
Логопед: Вот ребята, мы и приехали в лес.
4. Дыхательная гимнастика «Лесной аромат»
Логопед: Встаньте, пожалуйста, вдохните лесной аромат. Носом вдох, ртом выдох.
Ребята, а кто живет в лесу?
Дети: Дикие животные.
Логопед: Перечислите, пожалуйста.
Дети по очереди перечисляют названия диких животных
Дети: Медведь, лиса, волк, олень, заяц, еж, барсук, куница, дикий кабан.
Логопед: Присаживайтесь на свои места.
Дети садятся на стулья. Логопед показывает на телевизоре изображение диких животных, сначала взрослая особь, затем детеныш.
5. Игра «Кто кем был» (Закреплять умение образовывать названия детенышей животных; употребление глагола в прошедшем времени).
Логопед: Посмотрите на экран, это большой медведь, а кем же он был, когда был маленьким?
Дети: Медвежонком.
Логопед: Лиса?
Дети: Лиса была лисенком.
Логопед: Еж?
Дети: Ежонком.
Логопед: Волк?
Дети: Волк был волчонком.
Логопед: Олень?
Дети: Олень был олененком.
Логопед: Белка?
Дети: Белка была бельчонком.
Логопед: Заяц?
Дети: Заяц был зайчонком.
Логопед: Ребята, как много животных живет в лесу.
6. Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»
Дикие животные, водятся в лесу (кулак-ладошка)
Здесь увидеть можешь ты,
Волка и лису, зайца и медведя, (загибают пальцы)
Белку, кабана
Прячет всех надежно,
Лесная тишина. (шепотом).
Логопед берет мешочек и предлагает достать карточку.
7. Игра «Будь внимателен» (Совершенствовать слоговую структуру слова (деление слов на слоги); развитие слухового внимания)
Логопед: Ребята, следующая игра для самых внимательных.
Возьмите карточку, но не говорите что там изображено.
Дети берут из корзинки карточки с изображением животных.
Разделите свое слово на слоги, никому не говорите.
Сколько хлопков, столько слогов. Встаньте те, у кого столько слогов…
Логопед хлопает в ладоши 1 раз, встают только те дети в названии которой 1 слог. Логопед проверяет, уточняет у некоторых детей. Далее поднимаются у кого 2 слога и 3 слога.
8. Игра «Я вижу» (Упражнять в употреблении существительных в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах).
Логопед: А сейчас ребята, будем составлять предложения. По очереди подходите к схеме, прикрепляйте карточку и говорите: «Я вижу белку, в лесу много белок» и садимся на стульчик.
Дети: Я вижу белку, в лесу много белок.
Дети: Я вижу медведя, в лесу много медведей
Дети: Я вижу лису, в лесу есть много лис.
Дети: Я вижу зайца, в лесу есть много зайцев.
Дети: Я вижу оленя, в лесу есть много оленей.
Дети: Я вижу ежа, в лесу есть много ежей.
Дети: Я вижу волка, в лесу есть много волков.
Дети: Я вижу лося, в лесу есть много лосей.
9. Игра «Отхлопай ритм» (закреплять умение отхлопывать ритмический рисунок).
Логопед показывает карточки, дети прохлопывают определенный ритм (громко - тихо).
Логопед: Ребята, путешествуем дальше, покрутим глобус и прохлопаем секретный зашифрованный код.
На экране появляется картинка Африки.
Логопед: Чтобы отправиться в Африку на самолете нужно назвать животных, которые там живут. Мячик передавай, животное Африки называй.
10. Игра «Животные жарких стран» (Активизировать словарный запас детей по теме).
Дети: Слон, лев, носорог, бегемот, жираф, обезьяна, зебра, леопард, антилопа, гиена.
Логопед включает аудио запись физминутки «Летчики, на аэродром!». Движения по тексту.
11. Физминутка «Летчики, на аэродром!»
Летчики, на аэродром, (приготовились)
Заводим моторы (вращаем руками)
Полет…. (идем по кругу)
Внимание! Посадка (присаживаемся на стулья)
12. Игра «Кто где спрятался?» (Совершенствовать умение употреблять предложно-падежные конструкции).
Логопед: Ребята, мы так шумно летели, что – то животные испугались и спрятались.
Логопед показывает плакат, где нарисованы только части тела животных, необходимо по части тела узнать, кто и где спрятался.
Логопед: Посмотрите, на картинку и скажите, кто и где спрятался.
За деревом я вижу слоновий хобот, там слон.
За кустом я вижу носорожий рог, там носорог.
За кустом я вижу львиную гриву, там лев.
На пальме я вижу обезьяний хвост, там обезьяна.
За деревом я вижу жирафью голову, там жираф.
13. Игра «Догадайся, о ком говорю» (Закреплять умение узнавать и описывать характерные особенности животных жарких стран).
Логопед: А сейчас, догадайтесь, о ком я говорю.
Это животное, живет в Африке, оно большое, серого цвета, у него есть хобот, большие уши.
Дети: Слон.
Логопед: Правильно.
Логопед приглашает ребенка и дает ему карточку с изображение животного Африки. Ребенок должен описать животное, а все остальные узнать о ком он говорит.
14. Игра «Посчитай-ка» (Упражнять в согласовании существительного с числительным).
Логопед выставляет черное полотно в файле, где нарисованы фигуры животных, с помощью белого круга дети находят и считают животных.
Логопед: Ребята, в Африке наступила ночь и животных не видно. Постараемся их рассмотреть и посчитать.
Один слон, два слона, три слона, четыре слона, пять слонов.
Один носорог, два носорога, три носорога, четыре носорога, пять носорогов.
Один жираф, два жирафа, три жирафа, четыре жирафа, пять жирафов.
Одна обезьяна, две обезьяны, три обезьяны, четыре обезьяны, пять обезьян.
Один лев, два льва, три льва, четыре льва, пять львов.
15. Физминутка «Летчики, на аэродром!» - возвращение в детский сад.
Логопед: Путешественники, пора возвращаться в детский сад. Встаньте в круг.
Дети встали в круг. Логопед включает видеозапись физминутки.
III. Итог занятия.
Логопед: Ребята, что вам понравилось в путешествии?
Дети: Ответы детей.
Логопед: Какие игры запомнились?
Дети: Ответы детей.