СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.»

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.

Тема занятия: «Дифференциация звуков и букв Ж-Ш».

Цель занятия: закрепление навыка различения звуков и букв Ж-Ш.

Задачи занятия:

Коррекционные:

1) вырабатывать четкое произношение всеми детьми звуков [ж] и [ш] изолированно;

2) закрепить навык различения звуков и букв Ж-Ш;

3) развивать умение определять позицию звуков в словах;

4) развивать фонематический слух;

5) развивать высшие психические функции (внимание, мышление, воображение);

6) развивать общую и мелкую моторику.

Обучающие:

1) закрепить знания о звуках [ж] и [ш], их характеристиках;

2) познакомить с правилом написания жи-ши.

Воспитательные:

1) формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование – зеркала; карточки с буквами Ж и Ш; счетные палочки; индивидуальные карточки с рядом слогов (с буквами Ж и Ш); карточки со словами с пропущенной буквой И (на закрепление правила написания жи-ши).

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляция звуков.

3. Характеристика звуков.

4. Развитие фонематического слуха.

5. Письмо букв в воздухе.

6. Физкультминутка.

7. Правило.

8. Закрепление правописания жи, ши.

9. Развитие внимания.

10. Выкладывание из счетных палочек.

11. Работа в тетрадях.

12. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

Этап занятия Деятельность логопеда Деятельность детей Время

1

Организаци

онный

момент.

Логопед вешает на доску карточки с буквами, просит детей взять зеркала, счетные палочки и сесть на свои места. Далее – предлагает задание. - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какая буква здесь написана? - А давайте подумаем, на что похожа буква Ш? - Молодцы. Буква Ш с тремя шипами – не хватать ее руками. Логопед показывает на другую карточку. - А это какая буква? - А на что или кого похожа буква Ж? - Ж похожа на жука, только не жужжит пока. - Ребята, вы уже, наверное, поняли, о каких звуках мы будем сегодня говорить? - О каких? Дети берут зеркала и счетные палочки, садятся за парты. - Ш. Дети выдвигают предположения. - Ж. Дети выдвигают предположения. - Да. - [Ж], [ш]. 3 мин

2 Основная

часть.

1. Артикуляция звуков. - Правильно. Давайте сначала вспомним, как верно нужно их произносить. Сначала скажем все вместе [ш-ш-ш]. Говорим правильно. Губки у нас округлены и 10 мин

чуть-чуть вытянуты вперед. А где у нас язычок? - Молодцы. А теперь попробуйте правильно сказать перед зеркалом. Все вместе. - Хорошо, а теперь по одному. Все внимательно слушаем друг друга. Далее - то же со звуком [ж]. Логопед следит за правильностью выполнения, при необходимости оказывает помощь. 2. Характеристика звуков. - А давайте вспомним, что мы знаем о звуках [ж] и [ш]. Какой звук [ш]? - Почему он согласный? - А почему глухой? - Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ш-ш-ш]. Не вибрирует? - А какой звук [ж]? - А почему он звонкий? - Правильно. Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ж-ж-ж]. Чувствуется вибрация? - Хорошо. А что из перечисленного у них одинаково? Чем похожи звуки [ж] и [ш]? - А чем они отличаются? 3. Развитие фонематического слуха. - А теперь внимательно меня слушайте. Я буду говорить слова, и если в них есть звук [ж], хлопните в ладоши. Словарный материал: Жук, жизнь, машина, моржи, ежик, кошка, шуба, кожа, жар, уши. - Хорошо. А теперь хлопните в ладоши, если в слове есть звук [ш]. Словарный материал: Крыша, лужа, шарик, флажок, лошадь, мышь, жираф, журавль. 4. Письмо букв в воздухе. - Вам понравились задания? - Хорошо. А теперь давайте - Наверху. Дети смотрят в зеркала и говорят [ш-ш-ш] сначала вместе, а затем по очереди. Дети произносят [ж-ж-ж] все вместе и по одному. - Согласный, твердый, глухой. - Потому что не поётся. - Потому что горлышко отдыхает, не вибрирует. Дети прикладывают руку к горлышку и произносят [ш-ш-ш]. - Нет. - Согласный, твердый, звонкий. - Горлышко дрожит. Дети прикладывают руку к горлышку и произносят [ж-ж-ж]. -Да. - Согласные, твердые. - Звук [ш] – глухой, а [ж] – звонкий. Дети внимательно слушают логопеда и хлопают в ладоши при наличии в словах звука [ж]. Дети хлопают в ладоши при наличии в словах звука [ш]. - Да.

нарисуем наши буквы в воздухе. Сначала Ш, затем Ж. Логопед показывает. Дети рисуют буквы в воздухе.

3

Физкультми

нутка. - Хорошо, но вы, наверное, устали? Потому все дружно встали и давайте вспомним стишок про снег. Снег, снег, белый снег. Осыпает он нас всех. Дети все на лыжи встали И по снегу побежали. Сегодня из снежного мокрого кома Мы снежную бабу слепили у дома. Стоит наша баба у самых ворот. Никто не пройдет, никто не пройдет, Знакома она уже всей детворе. А Жучка все лает: «Чужой во дворе». Логопед проговаривает стих и показывает движения. Дети за логопедом повторяют стих и движения. Дети машут руками перед собой, «встают» на лыжи, «бегут». Дети идут по кругу, «катят» перед собой воображаемый ком, рисуют руками в воздухе три круга, Грозят указательными пальчиками, Идут по кругу. 2 мин

4 Основная

часть

(продолжен

ие). 1. Правило. - Молодцы, ребята, присаживайтесь. А теперь давайте вспомним правило, которое вы учили в прошлый раз и дома. Кто мне первый его расскажет? Далее – логопед спрашивает всех детей. 2. Закрепление правописания жи, ши. Логопед показывает детям карточку со словом, в котором пропущена буква И. - Правило мы с вами повторили, все его знаем. А теперь посмотрите на карточку. Это слово ЛЫЖИ. Но одна буква здесь не дописана. Какой звук в этом слове последний? - Правильно. Мы слышим Ы. Но пишем ЖИ-ШИ всегда с И. Поэтому здесь я напишу букву И. Запомнили? - Хорошо, давайте попробуем вместе. Посмотрите на карточку. Здесь написано слово ЖИРАФ. Но буква после Ж пропущена. Какой звук мы слышим после Ж в слове Дети садятся. Ребенок поднимает руку и рассказывает. - Жи, ши пиши через И. Все дети рассказывают правило. Дети смотрят на карточку. - [ы]. - Да. Дети смотрят на карточку. 13 мин

жираф? - Хорошо. Но мы с вами знаем правило, что жи-ши пишется с И. Значит, какую букву мы напишем после Ж? Ы или И? - Правильно. Запомните, в слогах ШИ-ЖИ мы слышим Ы, но пишем И. - Какой звук мы слышим в слогах ЖИ-ШИ? - А какую букву пишем? 3. Развитие внимания. Логопед раздает детям карточки с рядом слогов жи, ши, жа, жу, ша, жа и др. - А сейчас посмотрите на карточки. Здесь написаны слоги с буквами Ж и Ш. Внимательно слушайте, что вам нужно сделать. Подчеркните только те слоги, где есть буква Ж. Кто сделает, поднимет ручку, я подойду – проверю. Логопед проверяет выполненное детьми задание. 4. Выкладывание из счетных палочек. - А теперь возьмите счетные палочки и выложите 2 первых слога. Вот эти. Логопед показывает. - Все поняли задание? 5. Работа в тетрадях. - Хорошо. А теперь запишите все слоги, которые у вас на листике себе в тетрадь. - [ы]. - И. -[ы]. -И. Дети внимательно слушают, затем подчеркивают слоги с буквой Ж, после чего поднимают руку. Дети берут счетные палочки и выкладывают слоги. - Да. Дети записывают слоги в тетрадь.

5.

подведение

итогов

занятия. - Хорошо, молодцы. - С какими звуками мы сегодня работали? - Что вам понравилось на занятии? - Как вы поработали сегодня? - Молодцы, я довольна вашей работой. Занятие окончено. - [Ж], [ш]. - Рисовать в воздухе. - Хорошо. 2 мин

30 мин