Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ (компьютерная презентация). Тема: Звуки и буквы с-з
Методическая разработка логопедического занятия предназначена для проведения работы по коррекции нарушенного произношения звуков [с] — [з] у младших школьников. Может быть использована логопедами, учителями начальных классов, воспитателями, родителями.
Введение
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Главная цель занятия – добиться правильного произношения звуков [с] — [з] во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи.
Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному: сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи.
Методическая разработка нацелена на
- формирование целостной системы знаний;
- реализацию образовательных и воспитательных функций учебного процесса;
- обеспечение развития ребенка как субъекта познания;
- сохранение здоровья, обеспечение психического развития.
Практическая направленность методической разработки в том, что ее в своей работе широко могут использовать логопеды, учителя начальных классов, воспитатели, родители для оказания помощи детям, страдающим нарушением звукопроизношения.
Форма занятия - фронтальное.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Средства воздействия: воспитание, обучение, коррекция.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять навыки четкого произношения звука [с-з];
- учить выделять звук в слогах, словах, фразах, предложениях;
- совершенствовать слоговую структуру слова.
- учить работе с деформированным предложением, текстом.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- учить детей работать в группе сообща;
- развивать стремление говорить красиво и правильно;
- воспитывать ответственность, инициативность.
Тема: Звуки и буквы с-з
Цели:
1.Закрепить умение дифференцировать близкие по акустическим признакам звуки [с] — [з] изолированно, на материале слогов, слов различной слоговой структуры, предложений, текста.
2. Упражнять детей в написании слов с аппозиционными звуками [с] — [з].
3. Развивать фонематический слух.
4. Развивать внимание и память.
5. Обогащать словарь ребенка.
6. Воспитывать правильную, чёткую дикцию; аккуратность и осанку.
Оборудование: мультимедиа, индивидуальные зеркала, влажные салфетки, фото артикуляционных упражнений, бумажные снежинки, фишки, медальки, символ звонкого звука «колокольчик», символ глухого звука «перечеркнутый колокольчик», мяч, индивидуальные тетради, цветные ручки.
Ход занятия
I.Организационный момент.
1. Самомассаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика
- Предлагаю настроиться на занятие и выполнить небольшой самомассаж (дети протирают руки влажными салфетками, выполняют массажные движения перед индивидуальными зеркалами)
Умывание, поглаживание, круговые (рисуем кружочки), спиралевидные движения (спиральки), пощипывание (гуси), постукивание (дождик), зигзагообразные движения (горки), волнообразные движения (волны), умывание.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения: Улыбочка, Лопата, Горка, Свисток
Дыхательная гимнастика
Упражнение «Сдуй снежинку» (слайд №2)
2.Развитие мышления
Логопед предлагает детям отгадать загадки и назвать первый звук в словах-отгадках:
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят ... (Санки)
На прогулку с Другом вышел
Друга я несу как крышу.
В снегопад, дождь и град
Защитить меня он рад. (Зонт)
Дети отгадывают (санки, зонт).
-Назовите 1-й звук в слове санки? (в слове санки 1й звук с)
-Назовите 1-й звук в слове зонт? (в слове зонт 1й звук з)
3.Знакомство с темой и целями занятия.
Тема занятия «Звуки и буквы с-з» (слайд №1)
- Откройте тетради, запишите число и тему занятия (на доске). Подчеркните букву с одной чертой, букву з – двумя (работают зеленым стержнем)
Сегодня мы будем учиться различать звуки с-з в слогах, словах, предложениях.
Основная часть занятия
1.Уточнение артикуляции звуков (на доске – картинки –символы звуков)
Логопед предлагает детям вспомнить артикуляцию звуков с, з.
- Произнесите звук с (перед зеркалом) Контроль – ладонь.
Губы улыбаются, зубы стоят заборчиком, в заборе небольшая щелочка, язык лежит за нижними зубами, посередине языка летит холодный ветерок. Горло не дрожит.
- Произнесите звук з. Контроль - ладонь
- Что делают губы? улыбаются
- Как стоят зубы? заборчиком
- Где лежит язык? За нижними зубами
- Горло не дрожит? (дрожит)
- Чем отличаются звуки [c]-[з]? звук [с] глухой согласный, звук [з] – звонкий согласный.
Делаем вывод – звук [с] глухой согласный, звук [з] – звонкий.
Какой буквой на письме обозначается звук с? эс
Какой буквой на письме обозначается звук з? зэ
Звуки с и з обозначаются на письме буквами эс и зэ.
2. Развитие фонематического восприятия. Слоговой анализ
Логопед называет слоги и предлагает детям показать символ звонкого звука «колокольчик», если услышат слог со звуком «з» и символ глухого звука «перечеркнутый колокольчик» (Приложение 2), если услышат слоги со звуком «с»: ас, зу, асы, ис, зо, ыза, вса, уз, зна, ста, со, ску, зме, оза, вза, узу, осо.
3.Звуковой анализ на уровне слова. Развитие внимания, мышления
а) Игра «4й лишний» (слайд №3)
Логопед предлагает детям назвать картинки и выбрать «лишнюю» в каждом ряду:
- забор, сом, роза, заяц
- самолет, автобус, зонт, лиса
Дети объясняют свой выбор.
б) Упражнение «Вставь пропущенные буквы» (слайд №4)
- Вставьте пропущенные буквы «с» или «з» в слова (устная работа) Дети – ваза, вставим букву з и т.д.
ва-а
кра-ки
пе-ок
гла-а
берё-а
мо-тик
я-ык
бу-ы
- Спишите слова в тетради, в два столбика, подчеркивая буквы урока
4. Работа с предложениями. (слайд №5)
Ребята, в наш компьютер попал «вирус» и в словах появились ошибки.
- Прочитайте предложения.
У Кати новый зарафан.
В небе летит замолет.
Во двор въехал грусовик.
В вазе стояла мимоса- Кто прочитает первое предложение и исправит ошибку? Устная работа над предложениями
- Запишите предложения с исправленными словами. Подчеркните буквы урока.
5. Динамическая пауза.
Мы подуем высоко: - с – с – с (подняться на носочки).
Мы подуем низко: - с – с – с (присесть)
Мы подуем близко: - с – с – с (руки ко рту).
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
Ну, а если надоест.
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
6.Игра «Угадай слово»
Предлагаю поиграть в игру «Угадай слово». На спину одного из вас я прикреплю листок, на котором написано слово. Задание – угадать слово, задавая наводящие вопросы
Слова -звонок, снег
7. Игра с мячом «Закончи предложение». (слайд №6)
- Прочитайте начало предложений. Из картинок подберите подходящие слова так, чтобы получились предложения.
А сейчас я буду бросать вам мяч, проговаривая начало предложения, а вы будете возвращать мне мяч, называя подходящее по смыслу слово.
В магазин привезли сладкие…….
В зоопарке ребята видели………..
Кролику дали сочную……………
Соне подарили новые……………
Зоя и Саша на лугу пасли………..
В саду распустились красивые…..
(зебра, арбузы, коза, капуста, санки, розы).
8. Звуковой анализ на уровне словосочетания (слайд №7)
Прочитайте слова на слайде
- сливовый, полосатая, железный, спелые, золотой, солнечный, морозный Подберите подходящие по смыслу слова
- сок, зебра, замок, абрикосы, браслет, свет, воздух.
Назовите получившиеся словосочетания
9. Работа с текстом. (слайд №8)
Нам пришло «зашифрованное» послание. Прочитайте текст, заменяя цифры звуками «з» и «с». Дети читают предложения, в которых встречаются слова со звуками «с» и «з».
Чтение вслух по цепочке.
Зима.
На…тупила _има. Были _ильные моро_ы. _ина в_яла _анки и пошла на горку. Она катала_ь на _анках с горки. За ней бегала _обака Тре_ор. Не боит_я _ина моро_а.
10. Итог.
Давайте вспомним чистоговорки со звуками занятия.
Чтение детьми чистоговорок.
Вот лисенок.
У лисенка
Любопытных два глазенка.
И у каждого глазенка
Сто вопросов для лисенка.
Поздравлял козел козу
Подарил ей стрекозу
Говорит козлу коза:
-А зачем мне стрекоза?
Обезьяна Сесилия
Ждет кота Василия.
Но коту Василию
Совсем не до Сесилии.
Веселей, Савелий,
Сено пошевеливай!
Итог занятия
-У меня в руках поднос, на котором 2 пустые баночки и камушки двух цветов. Берите камушек зеленого цвета и кладите в банку – если занятие понравилось, если не понравилось – берите камушек желтого цвета.
- С какими звуками и буквами мы сегодня работали?
- Дайте характеристику данным звукам.
- Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком “С”, «З».
Заключение
При разработке фронтального занятия я старалась соблюдать основные требования к его проведению:
- сформулировать тему и цель занятия;
- определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;
- постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;
- кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;
- использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
- создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.
На мой взгляд, цель достигнута.
Список литературы
1. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания / Быстрова, Г. А., Сизова, З. А., Шуйская, Т. А. – СПб. : КАРО, 2001. – 112 с.
2. Визель, Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М. : В. Секачев, 2005. – 16 с.
3. Ивановская, О. Г. Логопедические занятия с детьми 6-7 лет : Методические рекомендации. / Ивановская, О. Г., Гадасина, Л. Я. – СПб. : КАРО, 2004. – 176 с.
4. Коноваленко, В. В. Фронтальные занятия в подготовительной группе для детей с ФФН: Пособие для логопедов. / Коноваленко, В. В., Коноваленко, С. В. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 80 с.
5. Лопухина, И. С. Логопедия : упражнения для развития речи. – СПб. : Дельта, 1997. – 334 с.
6. Мелехова, Л. В. Речь дошкольника и ее исправление. / Мелехова, Л. В., Фомичева, М. Ф. – М. : Просвещение. 1967. – 96 с.
7. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003. – 240 с.
8. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г. В., Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2002. – 240 с.
9. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; Под ред. Волосовец Т. В. – М. : Издательский центр "Академия", 2002. – 200 с.
10. Резниченко, Т. С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. Ш – Ж, Ч – Щ: альбом для логопеда. / Резниченко, Т. С., Ларина, О. Д. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 72 с.
11. Синицына, И. Ю. Буду чисто говорить: логопедическое пособие в стихах. – М. : изд-во ин-та Психотерапии, 2002. – 247 с.
12. Фомичева, М. Ф. Воспитание правильного произношения / Академия пед. и соц. наук; Моск. псих. -соц. ин-т. – Воронеж: МОДЭК, 1997. – 304 с.
13. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов : пособие для логопедов и психологов / Фотекова, Т. А., Ахутина, Т. В. – М. : АРКТИ, 2002. – 136 с.
14. Ханьшева, Г. В. Практикум по логопедии : коррекция звукопроизношения. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – 93 с.
15. Хватцев, М. Е. Недостатки речи у детей и их устранение: пособие для учителей. – 2-е изд., перераб. – М. : Учпедиздат, 1939. – 87 с.