Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе на тему: «Звук и буква У»
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- выделять начальный ударный гласный (повторение).
- договаривать предложений по картинкам (употребление существительных в именительном и винительном падежах единственного числа).
- познакомить с буквой У.
Коррекционно – развивающие:
- учить детей выделять звук [у] из состава слогов, слов и предложений;
- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
- учить детей изменению силы и высоты голоса;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу.
Оборудование: игрушка утенок Утя, предметные картинки (утенок, улитка, удочка разрезные картинки с буквой У, индивидуальные зеркала, демонстрационная карточка с буквой У, тетради карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия:
1. Орг.тмомент
- Сядете тот, кто назовет какое сейчас время года.
- Сядет тот, кто скажет название овоща.
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»:
Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.
Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.
Картошку, капусту, морковку, горох
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе — Попеременно ударяют кулачками.
Кто лучше, вкусней
И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.
Картошка? Капуста?
Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.
Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.
Ножик взяла.
И ножиком этим
Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.
Картошку, капусту
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.
В душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.
Морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.
III. Основная часть.
— Ребята, у нас в гостях сегодня утенок его зовут Утя. На какой звук начинается его имя? Кто скажет?
Артикуляция звука.
- Правильно, на звук «У».
Раз, это звук то он должен жить в звуковом домике. А в каком из трех: в красном, зеленом или синем? Давайте разберем. Представьте себе, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук У-У-У. Ниточка короткая или длинная получилась? (Длинная) Намотаем ниточку на клубок (Еще раз у-у-у) Звук У он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды.
Возьмем зеркала и посмотрим, что делают наши губы, когда мы произносим У. (Они вытягиваются в трубочку).
Губы трубочкой потянем
И нисколько не устанем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
Звук У называют гласным. Гласные звуки живут в Красном домике. Мы будем обозначать их красным кругом.
Развитие фонематического слуха.
Утя приготовил для вас задание.
Выделение звука [У] на слух (с закрытыми глазами):
из ряда гласных: уа, ау, уи, иу, оу, уо, аи, ио, ауи, аиу иуа, уиа…;
- Повторите за мной стихотворение:
Утки плавают в пруду,
Ищут там себе еду.
- Какой звук слышите в стихотворение чаще других?
Работа в тетрадях.
Вспомните, каким цветом обозначаем гласные звуки и буквы. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «У».
Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:
а, у, о, а, у, и, а,у, у, а.
Игра «Один-много».
- Я буду называть предмет, а вы много. ( Например: стол- столы).
Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка.
Знакомство с буквой «У».
- Послушайте стихотворение:
«У» — сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву «У».
- Посмотрите, вот буква «У». (Выставляется карточка с изображением буквы «У»).
- Найдите букву «У» в своей тетради, в верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите). Мы раскрасим букву У цветом того домика, в котором она живет. В каком домике живет буква У? (В Красном). Значит, мы раскрасим ее красным цветом.
- Потому что звук «У» гласный и обозначаем мы его красным цветом.
– Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.
Нарисуйте в воздухе букву «У», сделайте упражнение «Кольцо-кулак» (показ логопеда).
Выкладывание буквы «У» из палочек.
- Сколько вам понадобилось палочек?
- Напечатайте букву «У» в своих тетрадях.
Упражнение в составлении предложений – договаривание начатых логопедом предложений с обязательным использованием ранее предъявленных картинок на У:
На берегу громко крякает (утка).
У ребёнка болит (ухо).
Мама включила электрический (утюг).
На листке сидит (улитка).
III. Итог занятия, оценка детей.
- Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
- С какой буквой?
- Каким цветом обозначаем?
- Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
3