Конспект фронтального логопедического занятия.
Лексико-грамматическая тема: «Мебель»
Тема: «Мебель для Карлсона»
Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнение значения обобщающего слова «мебель», расширение представлений о мебели, ее назначении;
Совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление некоторых простых предлогов, подбор слов – антонимов, образование прилагательных суффиксальным способом).
Коррекционно-развивающие:
Активизация речевой деятельности детей;
Развитие диалогической речи;
Развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, графических навыков;
Развитие физиологического дыхания;
Учить детей, давать полный ответ на поставленный вопрос.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Оборудование: презентация, мяч, предметные картинки с изображениями мебели (предметы мебели – игрушечная мебель), тетради, простые карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я очень рада встрече с вами. Сегодня к нам придет необычный гость. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку.
Толстячок живет на крыше,
А летает он всех выше.
Он самый веселый на свете,
Поэтому нравится детям. (Карлсон). Слайд 1
2. Вводная часть. Объявление темы занятия.(Слайд 2)
Послушайте историю, которая случилось с Карлсоном. Однажды Карлсон и Малыш так расшалились, что нечаянно все сломали в домике на крыше. Карлсон очень расстроился, и не знает, что ему делать.
- Что сломали Малыш и Карлсон мы узнаем, отгадав загадки. (слайд 3)
1) У него спина большая,
И на ней он разрешает,
И писать, и рисовать,
И лепить, и вырезать. (Стол)
2) У него четыре ножки,
Спинка и сидение
Но он не для качания,
А только для сидения. (Стул)
3) Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать -
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (Диван)
4) Если ты устал играть,
То ложишься на … (Кровать)
3. Основная часть. Беседа
Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель)
Для чего нужна мебель? (Для удобства, комфорта…)
Вспомните, какие предметы мебели есть в ваших квартирах?(слайд 4) (Ответы детей).
Малыш и Карлсон сломали мебель. А как нужно относиться к мебели (ее нужно беречь).
А как ее беречь? (Нужно ухаживать за ней, чинить, если она поломается.)
Но что теперь делать Карлсону?
Ему нужно купить новую мебель.
Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный магазин).
Давайте отправимся в магазин и поможем Карлсону выбрать мебель.
Игра “Большой – маленький”. (Игра с мячом)(слайд 4)
В магазине очень много разной мебели. Ребята, а какую мебель выберем дляКарлсона? (Он маленький человечек, ему нужна маленькая мебель)
Я буду называть большой предмет, например, стул, а вы будете называть маленький – стульчик.
Большая кровать, маленькая…(кроватка).
Большой диван, маленький…(диванчик).
Большой стол, маленький… (столик).
Большой шкаф, маленький… (шкафчик).
Большой стул, маленький… (стульчик).
Большое кресло, маленькое …(креслице)
Большая тумба, маленькая…(тумбочка)
Игра «Какой? Какая?»
Стол какой? - обеденный, деревянный, удобный, красивый и т.д.
Кровать какая? – большая, красивая, деревянная, мягкая и т.д.
Диван какой? – мягкий, коричневый, кожаный, большой и т.д.
Шкаф какой? – деревянный, вместительный, широкий, красивый и т.д.
Игра «Что для чего?»
(Дети отвечают полным предложением).
Физкультминутка: «Нос, пол, потолок»
Игра «Четвертый лишний» (на доске)
Я буду называть предметы, а вы должны отгадать какой предмет лишний? (после отгадывания картинка лишнего предмета вешается на магнитной доске)
тапки, кроссовки, табурет, туфли.
шапка, кровать, шляпа, косынка.
платье, пальто, шкаф, брюки.
дуб, береза, сосна, кресло.
Как назвываются все эти предметы одним словом?
Игра «Где находятся предметы?». (слайд 5)
3. Физминутка.
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ноги отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
4. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Давайте назовем, какой может быть мебель:
Шкаф высокий, а комод (низкий).
Кровать мягкая, а стул (жёсткий).
Комод большой, а полка (маленькая)
Табурет жёсткий, а кресло (мягкое)
Круглый стол без углов, а квадратный с четырьмя углами.
5. Практическая деятельность.
Ребята, а давайте подарим Карлсону новый стул в его домик.
«Графический диктант»
Приглашаю вас за столы. На ваших столах лежат тетради. Нам нужно выполнить графический диктант. Начинаем от точки в левом верхнем углу тетради: 10 вниз; 1 вправо; 4 вверх; 4 вправо; 4 вниз; 1 вправо; 5 вверх; 5 влево; 5 вверх; 1 влево.
6. Итог занятия:
Кто был у нас в гостях?(слайд 6)
Какую помощь мы оказали Карлсону?
Как нужно относиться к мебели?
Что сегодня было самым интересным?
Оценка деятельности детей.