Конспект группового логопедического занятия по дифференциация звуков С — Ц.
Тема: Дифференциация звуков С — Ц.
Цель: развитие слуховых и зрительных дифференцировок звуков Ц-С в слогах, словах, предложениях и в связной речи.
Задачи: Образовательные:
– уточнение артикуляции звуков “с” и “ц”;
– закрепление знаний детей о характеристике звуков.
Коррекционные:
– развитие фонематического слуха;
– развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
– развитие зрительного внимания;
– развитие ориентировки в пространстве;
– развитие мелкой и общей моторики;
Воспитательные:
– воспитание культуры речевого общения;
– воспитание самостоятельности.
Оборудование: предметные картинк, карточки с буквами, мячик.
1. 2. Орг. момент. (знакомство)
Сегодня мы будем учится различать звуки С — Ц и для этого мы отправимся в путешествие. Наш маршрут пройдет по станциям. Конечная цель нашего путешествия станция «Буковка». Скажите, а на чем путешествуют люди? Как это назвать одним словом? (транспорт).
Я вам предлагаю отгадать тот вид транспорта, на котором мы с вами отправляемся в путешествие. Название нашего транспорта зашифровано. Чтобы расшифровать название транспорта, вам нужно найти все буквы, которые перепутались. (паровоз)
А какой это вид транспорта? (железнодорожный)
Почему он называется железнодорожным?
Какие еще виды транспорта вы знаете? (наземный, воздушный, водный)
Теперь давайте немного отдохнем, и разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Кольца».
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
3. Характеристика звуков. Первая станция на нашем пути: «Станция Звуковичков»
На этой станции живут звуковички? Они хотят научит нас различать звуки
С и Ц.
Давайте послушаем и посмотрим, как эти звуки по разному произносятся.
При звуке С - кончик языка упирается в передние нижние зубы, губы в улыбке, зубы сближены. Струя воздуха холодная и сильная.(согласный, глухой, может быть мягким или твердым).
При звуке Ц- язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы,. В момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов. Струя воздуха холодная и сильная (согласный, глухой, всегда твердый).
Изолированное произношение звуков.
Чем они похожи? Чем отличаются?
4. А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Поисковики»
На этой станции мы будем определять место звука в слове. (на доске слова)
Слова: лиса, такси, колесо, мост, цапля, цирк, улица, цепь.
Теперь мы подъезжаем к нашей следующей станции «Хлопушки»
Топните, если в слове будет звук С (картинки)
Хлопните, если в слове будет звук Ц (картинки)
5 (6). Наше путешествие продолжается. И чтобы нам не было скучно в пути мы с вами поиграем в игру «Повторюши».
Я называю слоги и слова, а вы ловите мяч и повторяете за мной:
са-ца-са; ца-ца-са;
су-цу-су; цу-цу-су.
ЦА-ЦА-ЦА – Нигде нет продавца.
СА-СА-СА – В лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – У Вовы колесо.
ЦО-ЦО-ЦО – Выйти на крыльцо.
Закончите предложения.
Роса блестит на... солнце.
В году двенадцать... месяцев.
На столе стоит ваза с … цветами.
С юга прилетели … птицы.
7. Физминутка.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
8 ( 9 ). Игра «Составь предложение»
Каждому ребёнку даются две карточки с картинками. Они составляют по ним одно предложение, называют его и записывают в тетрадях.
Картинки:
ОСЫ – ЦВЕТЫ
ЯЙЦО – ПТЕНЦЫ
СУМКА – ОГУРЦЫ
КУРИЦА – ЦЫПЛЁНОК
10. Итог
вот мы и прибыли на нашу станцию «Буковка», вы молодцы, хорошо сегодня позанимались. Теперь давайте вспомним:
– О каких звуках мы говорили на занятии?
– Что вы можете сказать о них?
Что вам больше всего понравилось?