СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект группового логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [Р] и [Рь] в словах, предложениях"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект группового логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [Р] и [Рь]".Занятие расчитано для учащихся 1 класса, имеющих ФФНР. Занятие формирует умения различать звуки [Р] и [Рь], правильно произносить их в словах, предложениях; развивает звуковой анализ и синтез; развивает фонематическое восприятие; развивает диалогическую речь. Конспект занятия может быть полезен для учителей - логопедов, воспитателей логогрупп.

Просмотр содержимого документа
«Конспект группового логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [Р] и [Рь] в словах, предложениях"»

Конспект группового логопедического занятия по теме : «Дифференциация звуков [Р] - [Рь]».

Цель: Учить детей дифференцировать звуки [ р ] и [ рь ]. 
Задачи:
Речевые:
 1. Закреплять правильное произношение и различение звуков [ р ] и [ рь ]
      в словах, в предложениях.
 2.Развивать умение детей делить слова на слоги и сопоставлять их со схемой
     а) слова типа: РАК, РОТ и т.д.
     б) слова типа: БОБЕР, ЖИРАФ и т.д.
     в) слова типа: СОРОКА, ВОРОНА и т.д.
 3. Развивать звуковой анализ и синтез слов, типа: ГРАЧ, КРОТ.
 4. Формировать и развивать фонематическое восприятие.
 5. Развивать интонационную сторону речи  (умение изменять силу голоса).
 6. Развивать диалогическую речь.
Познавательные:
1.    Закреплять представление детей по теме «Животные».
2.    Расширять представления детей по теме «Птицы».
Воспитательные:
 1.Воспитывать отзывчивость, доброту, чуткость по отношению к другим.
 2.Побуждать детей оказывать помощь тем, кто в этом нуждается.
 3. Воспитывать терпение, умение выслушивать до конца взрослого, сверстника.

Оборудование: мольберт; сюжетная картина с изображением животных и птиц ( рысь, крот, ворона, сорока, 
грач, тигр, воробей и т.д.); предметные картинки с изображением этих же животных и птиц; куклы театра би-ба-бо
 рысенок и тигренок; два домика (зеленый и синий); картинки с изображением- 
 стрекоза, рысь, жираф, тигр, ворона, черепаха, снегирь, рыба, бобер, рак, сорока; схемы слов; две корзинки. 

Речевой материал: Рысь, тигр, жираф, крот, черепаха, бобер, рак, рыба;
  сорока, ворона, грач, снегирь, воробей; мягкий согласный звук, твердый         
  согласный звук и т.п.   



                                              Ход занятия

 I  Организационный момент.
      
/ На ковре стоит мольберт. На нем сюжетная картина./
 Учитель логопед предлагает детям отправиться в лес.
 Давайте, представим, что мы вышли на полянку (показывает на картину). На полянке  учитель логопед просит детей отыскать тех животных и птиц,
   в названии которых есть звук [ р ] – рысь, крот, ворона, тигр, воробей, сорока,
   грач и т.д. / При правильном ответе ребенок получает соответствующую 
   предметную картинку. Получив, картинку ребенок садится за стол /.
   Учитель логопед организует диалог детей:
  - У меня рысь.
  - А у меня ворона и т.д.
 
  II  Основная часть занятия. 
    
   1.  Введение темы.

/ Учитель логопед с помощью кукол из театра би-ба-бо
       разыгрывает сценку/. Сценка «Рысенок и тигренок».           
   -  Повстречались на полянке рысенок и тигренок.
   Рысенок:    Ты кто?
   Тигренок:   Тигренок. А ты?
   Рысенок:     …ысенок.
   Тигренок:    Кто – кто?
   Рысенок:     …ысенок.
   Тигренок:    А мама у тебя кто?
   Рысенок:      …ысь.
   Тигренок:     А папа?
   Рысенок:      … ысь.
   Тигренок:    Ничего не понимаю?
   Рысенок:      Почему?
   Тигренок:    Да потому что нет такого зверя.
   Рысенок:      Как нет? А я?
   Тигренок:    Ну тогда ты неправильно говоришь. Какой-то звук не   
                     выговариваешь!
 
   Учитель логопед:   Какой звук не выговаривает рысенок?
    Дети:      / Звук [ р ] /
    Тигренок :  Я знаю, что надо делать.
    Рысенок:    Что?
    Тигренок:   Надо попросить ребят, чтобы они научили тебя говорить [ р] .
    Учитель логопед:   Поможем, ребята?

 2. Демонстрация и объяснение правильной артикуляции звуков [ р ] и [ р ],    
    используя индивидуальные зеркала.
    - Рот слегка приоткрыт, верхние зубы видны, язычок поднимается  вверх.
      Мы сильно дуем на язычок, и он вибрирует, прыгает.
     - Давайте попробуем. /Дети выполняют/.
     - А если завести язычок чуть-чуть назад, то мы произнесем звук [ р ]
 
 3.  Игра «Ловкие животные».
     Учитель логопед обращается к детям: Дети, назовите животных, которые         
       умеют рычать. 
      Дети :  Львы, тигры, медведи, пантеры, леопарды и т.д.
       -  Встаньте в круг.  Представьте, что вы звери, закройте своими «лапками»      
         «мордочки». 
                                       Не стучите в эти двери,
                                       Спят уже, наверно, звери!
                                       Если будете стучать –
                                       Звери могут зарычать (р – р – р )
    /Учитель логопед стоит в центре круга и легко постукивает по «лапкам» 
     «зверушек». После слова «зарычать» дети дружно выглядывают из своих     
     укрытий и рычат./ 
                                                                                                                                                                       
    4. Игровое задание «Слушай звуки  [р]  и  [ р ] в словах».
         / На ковре разложены картинки с этими звуками.
       Чуть поодаль  стоят два домика: зеленый и синий./ 
       Учитель логопед, обращается к детям: Сейчас, ребята, мы пойдем в гости    
        к  звукам   [ р ]  и [ р ].
     - Посмотрите, на какой  волшебной полянке мы оказались. Возьмите по 
       одной картинке, рассмотрите  и назовите то, что на ней изображено.
       /Дети выполняют задание/.   
     - Дети, посмотрите на полянке два домика: синий и зеленый. Как вы думаете   
      в каком домике живет  [ p ]. Почему? А звук  [ p ]. Почему? 
       Учитель логопед: Так как мы с вами попали на волшебную полянку, то я
        сейчас вас  превращу в тех птиц, насекомых и животных, которые 
        изображены у вас на картинках.
      - Стояла хорошая погода, вы отправились на прогулку. Вдруг небо 
       потемнело, солнышко спряталось за тучи, и начался дождь. Вы должны
       спрятаться от дождя, но можете попасть только в свой домик.
        /Дети прячутся в домики/.
       -  Проверим, в свой ли домик вы попали? 
       - В каком домике должна спрятаться стрекоза? Почему?  И т.д.
     /Затем дети меняются картинками и игра повторяется/.
      
    5. Игровое упражнение «Позови друга».
      - Как вы думаете, в каком домике спрятался бы рысенок?  (в синем домике). 
        Почему? А тигренок в каком? (В зеленом домике). Почему?
      - Как бы вы позвали рысенка, если бы он был далеко от нас? (Громко, чтобы 
        он нас услышал). 
      - А если мы увидели птичку, и хотим ее показать рысенку. Как мы его 
       позовем? (Тихо). Почему? (Чтобы не спугнуть птичку).
       /Дети по очереди зовут, то рысенка, то тигренка, меняя силу голоса/.

    6.  Игра «Телеграмма».
 / Игра проходит за столами. Столы поставлены по кругу. На столах лежат картинки./
 Учитель логопед объясняет: Дети, к нам прилетала сорока и принесла 
 телеграммы, посмотрите.

  -------------------          --------------------------     ----------------------------------

  -------------------          ------------   -----------      -----------  ---------  -----------

  - Что это за телеграммы? Кто догадался?  /Это схемы слов /.
  - К каждой схеме надо подобрать слова.
   / Дети называют картинки и говорят, к какой схеме они подходят/.

          РАК                              БО   -   БЕР                   СО – РО -  КА
   
          РОТ                               ЖИ – РАФ                   ВО  - РО - НА  
  
 - А теперь попробуем на слух. Я буду называть слова, а вы мне скажите к какой схеме подходит это слово.
   
III  Заключительная часть занятия.

Подведение итогов. Оценка деятельности детей.     

 / Куклы театра би – ба – бо /
Рысенок:   Как хорошо!
 Тигренок:  Как ты сказал? Повтори.
 Рысенок:  Хорошо!  
 Тигренок: Ты научился говорить    [ р ].
                    Скажи : «рыба».
 Рысенок:  …ыба. Ой, нет! Рыба! 
 Тигренок:  Ура!
 Рысенок: Ура! 
- Порадуемся за рысенка, похлопаем в ладоши! А на прощанье подарим нашим друзьям корзинки. 
И соберем туда слова со звуками [ р ] и [ р ].
 Кому будем собирать слова со звуком [ р ] ? Почему?
 А со звуком [ р ]? Почему?
 / Тигренок с Рысенком прощаются с детьми и дарят им свои портреты/.
Учитель логопед: Мы с вами побывали в волшебном лесу. 
 Какие звуки мы учились говорить?
 Чем они отличаются?