МБОУ «Школа-интернат №9»
Конспект
группового занятия по развитию коммуникативных навыков для детей с расстройствами аутистического спектра
1 дополнительного класс
Подготовила: учитель
МБОУ «Школа-интернат №9»
Пискунова Л.В.
Саров 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целевая группа: дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) младшего школьного возраста.
Для успешного проведения занятий необходимо заранее подготовить игровой материал, рисунки, игрушки, проверить ссылки на ресурс.
Стишки и потешки необходимо сопровождать действиями, короткие рассказы рекомендуется читать не спеша, выделяя голосом действие героя, сопровождая действие показом «рука в руке». Это позволит каждому ребенку включиться в игру и получить сенсорное, аудиальное и визуальное наполнение.
Каждое занятие составлено по определенному алгоритму: приветствие (игра с мячом), инсценировка с прочтением и театрализованным действием, сенсорная игра, заключение. В заключении обязательным компонентом будет поощрение деток, в качестве которого может быть любимая активность или социальное подкрепление.
1. Каждое занятие должно начинаться в одно и то же время.
2. Для создания положительного эмоционального фона начинаем занятие с приветствия, беседа с наводящими вопросами.
3. Подготовка к работе .
- Нормализуем тонус рук в игровой форме пальчиковой гимнастикой
- Уделяем внимание оценки настроения
- Проводим анализ образца с технологической точки зрения
4. Практическая часть.
- Внесение своего посильного вклада. Это вселяет в детей уверенность к себе, которая от занятия к занятию будет укрепляться.
5. Поощрительная этап.
Занятие 1.
Цель: знакомство с понятием «имя», освоение ролевой игры, развитие моторики.
Комментарии: занятие можно проводить как со одним ребенком, играя в паре с ним, так и привлекая других детей, в этом случае порядок занятия остается тот же. Для занятий необходимо минимальное количество сопутствующего материала, который можно изготовить и нарисовать самостоятельно, а также игровой инвентарь – мяч, скакалка, обручи и т.д.
Для этого занятия вам понадобятся: мяч; фигурки или рисунки комара, ягодки, птички, мышки, лягушки, тучи, солнышка; песенки Железновой «Мошка», «Ручки», «Веселые пальчики».
Ход занятия:
1. Игра с мячом.
Перекатывая мяч каждый называет свое имя и возвращает мяч. Возможны разные вариации игры: называние имен девочек, имен мальчиков, своего имени в различных уменьшительно-ласкательных вариантах, такое же называние имени ребенка и т.д.
Учитель – Я - Таня, а ты? (Катит мяч)
Если ребенок затрудняется ответить, как его зовут, учитель называет имя ребенка, помогая катить мяч.
2. Инсценировка сказки. Давай поиграем?
Заранее заготовленные фигурки или изображения: комар, ягодка, птичка, мышка, лягушка, туча, солнышко. Раздаю фигурки и рассказываю сказку.
Разучиваем жесты: полетела и спряталась.
Чтение сказки Н. Павловой «Земляничка». Во время чтения играем с фигурками. Называя персонажа, учитель активно взаимодействует с ним. При втором и третьем чтении, определяем персонажей, с которыми будет взаимодействовать ребенок. (Как вариант совместного взаимодействия, можно сделать совместный рисунок).
Земляничка.
Светит солнышко. На поляне созрела ягодка земляничка. Увидел её комар и запищал: «Ягодка созрела: красная, душистая!».
Услышала комарика птичка, полетела на поляну. Хочет съесть земляничку.
Услышала комарика мышка, побежала на поляну. Хочет съесть земляничку.
Услышала комарика лягушка, поскакала на поляну. Хочет съесть земляничку.
Набежала на солнышко туча. Увидел её комар и запищал: «Дождь пойдёт: мокрый, холодный!»
Услышала комара птичка – скорей спряталась.
Услышала комара мышка – скорей спряталась.
Услышала комара лягушка – скорей спряталась.
А ягодка земляничка под дождём купается да радуется, что её никто не тронул.
3. Игра с ладошками. Играем с ладошками детей (показать на ладошке каждого).
Ладошка — это солнышко (показываем солнышко),
А пальчики - лучи.
Поет о солнце скворушка,
Кричат о нем грачи.
Солнышко милое,
Поделись своею силою!
Просыпайтесь лучики,
Согревайтесь, рученьки.
Пальцы-лучики проснулись,
Наклонились, потянулись,
Быстро встали на зарядку,
Рассчитались по порядку.
Заключение. Хвалим деток и делаем совместно упражнение.
Мы за солнцем потянулись, вот так, вот так (руки вверх, тянемся).
Дружно солнцу улыбнулись, вот так, вот так (раскрываем руки).
Список используемой литературы
1. Виневская А.В. Игры, стишки, потешки. Методический материал для индивидуальных и групповых занятий с детьми.-Ридеро. 2016.
2. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.-Гном и Д, 2008.
3. Косинова Е. Гимнастика для развития речи.- М. – Эксмо, 2003.
4. Павлова Н. Сказки https://skazkibasni.com/nina-pavlova-rasskazy-i-skazki