- А сейчас, ребята, мы познакомимся с новым разделом « Учимся уму-разуму» - Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? -Сегодня вы познакомитесь с новыми произведениями, будете работать над их содержанием, продолжать учиться правильно, быстро читать. Надеюсь, новые произведения научат вас уму-разуму. Подготовка к восприятию произведения. - Вначале встретимся с рассказом Константина Дмитриевича Ушинского(Слайд 5) Сообщение об авторе. Писатель родился в Туле 19 февраля 1823 года в дворянской семье. Константин Дмитриевич известен своими трудами и уважаем особенно среди людей, занимающихся педагогической деятельностью. Для детей написал много интересных рассказов и сказок. Но самое главное, Ушинский знакомил ребят с такими понятиями, как «справедливость», «добро» и «трудолюбие», а именно раскрыл вопрос, каким может быть счастливый человек. - Отгадайте загадку. ( слайд 6) Во дворе поставлен дом - На цепи хозяин в нём.
- Так о ком же будем читать сегодня произведение? Сегодня мы будем знакомиться с рассказом Константина Ушинского «Играющие собаки» - Откройте учебник на странице 14 Словарная работа. -Перед тем как начать читать рассказ, мы поработаем над значением слова, которое может быть вам непонятным. (слайд 7) Прочитайте слово «благосклонно» по слогам, а затем с ударением. - Что значит благосклонно? Первичное восприятие. - Прослушайте рассказ, все внимательно слушайте и следите.(аудио) - За что отец осуждал сына Володю? Работа по содержанию текста. Выборочное чтение. - Теперь читаем рассказ по предложению, по цепочке. - Как Полкан отнёсся к маленькому мопсу? Найдите в тексте и зачитайте - Чего ожидал Володя? Прочитайте - Какой секрет знал Полкан? Прочитайте - Как вы думаете, что изменилось в характере Володи после этого случая? - Прочитайте слова, которые подходят к иллюстрации Разгадай кроссворд, опираясь на содержание текста. - Почему автор назвал рассказ "Играющие собаки"? -Как по-другому можно назвать этот рассказ? - Чему научил вас этот рассказ? - Прочитайте последнее предложение, согласны ли вы с ним? (Слайд 8) Работа над рассказом «Косточка» Посмотрите на доску, далее мы с вами познакомимся с писателем Львом Николаевичем Толстым Русский писатель Лев Николаевич Толстой(1828-1910) Лев Толстой известен не только как автор серьезных произведений. Он также написал «Азбуку» и «Книгу для чтения» для детей. Лев Николаевич Толстой имел дворянский титул графа, но при этом он открыл школу для крестьянских детей, сам учил их читать и писать. Словарная работа - Перед тем как начать читать рассказ, мы поработаем над значением слова, которое может быть вам непонятным. Прочитайте слово «горница» по слогам, а затем с ударением. (слайд 9)(указка) гор-ни-ца горница - Ребята, может кто-то из вас знает, что такое горница? Горница- Большая светлая комната(10 слайд) Физминутка: Мы на плечи руки ставим, Начинаем их вращать. Так осанку мы исправим. Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.) Руки ставим перед грудью, В стороны разводим. Мы разминку делать будем При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.) Руку правую поднимем, А другую вниз опустим. Мы меняем их местами, Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.) А теперь давайте вместе Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.) | - О чем-то поучительном - Слушают и воспринимают - Собака - О собаках - Доброжелательно по отношению к кому-либо. - Слушают, воспринимают - ( Полкан добрее тебя. Когда с тобой начнут играть твои маленькие братья и сестра, то непременно дело кончится тем. что ты их поколотишь.) - Читают по 1-му предложению - (Полкан смотрел на него очень благосклонно) - (- погоди-ка, вот он тебе задаст, сказал Володя,- проучит он тебя) - (Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых) - Володя понял ,что обижать маленьких плохо. - (Но мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.) - В рассказе автор детям ставит в пример собак. Правила игры старших с младшими. - Предполагают - Нельзя обижать маленьких и слабых - высказывают свое мнение - Предполагают - Выполняют упражнения |