Предмет: География России: природа, население, хозяйство.
8 класс
Тема урока: «Распределение температуры воздуха по территории России».
Цель: Сформировать представления о закономерностях распределения температур по территории России, анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы.
Планируемые результаты:
- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
-метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, проведение классификации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником и картами атласа для исследования;
- предметные: знать основные элементы климата: распределение температур.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: умение планировать действия в соответствии с учебной целью.
- познавательные:умение осуществлять логическое действие «анализ».
- коммуникативные: умение строить высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.
Тип урока: 1.
Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.
Оборудование: презентация, учебник, атлас школьника, рабочий лист.
Этапы урока | Деятельность учителя |
I. Организационный момент II. Постановка цели и задач урока III. Актуализация знаний V. Первичное закрепление V. Рефлексия VI.Информация о домашнем задании | Здравствуйте ребята, садитесь. Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание известного немецкого писателя-фантаста Герхарда Бранстера: «На каждое явление предостаточно причин». Рассматривать его можно с разных точек зрения, а давайте посмотрим на эпиграф с точки зрения географии. На конкретном примере установите причинно-следственные отношения между природным явлением и его причиной. Обращаю внимание на столы, на них вы видите рабочие листы, я предлагаю вам выполнить первое задание. Прочитайте его _____________ Итак, вы отлично справились с заданием №1, переходим к заданию №2, прочитайте отрывок из рассказа Вацлава Серошевского. Установите и подчеркните признаки, по которым можно сделать вывод о географическом расположении описываемой территории. «Ветры здесь настолько слабы, что не в состоянии колыхать лесов, одетых в толстые ризы снега, и те стоят всю зиму белые и неподвижные, точно застывшая морозная пена. Всюду царит ненарушимая тишина, спокойствие, безмолвие. Все замерло, оцепенело, превратилось в лед, который здесь приобретает твердость горной породы. Даже свод неба кажется куполом, выточенным из льда. Он бледен, прозрачен, и по целым неделям не видно на нем ни облачных пятен, ни туч... На этом чистом своде звезды и луна горят особенно ярко; зато солнце всплывает только минутным гостем — тусклое и красное...» Действительно Вацлав Серошевский описывает северные районы нашей страны, а точнее зиму в Якутии. Вацлав Леопольдович известен как публицист, писатель и, что самое, главное этнограф – сибиревед, впервые описавший якутский народ. Сегодня мы будем обсуждать причинно-следственные отношениях, применимых к географическим объектам. Умная перемена предшествующая нашему уроку содержала фактологическую информацию, характеризующую температурный режим в различных городах на территории РФ. Сделайте вывод какой характер температурного режима на территории России. Сегодня речь пойдет о распределении температуры воздуха на территории России. Запишите тему в рабочий лист. Цель нашего урока – узнать закономерности распределения в России зимних и летних температур. А какие цели вы поставили для себя, запишите ее в рабочий лист. Температура воздуха – это главный климатический показатель от которого зависят многие черты природы. Как говорил Макиавелли: «Чем фундаментальнее закономерность, тем проще ее сформулировать». Задание №3, мы переходим к его выполнению. Молодцы. Перейдем к заданию №4 в рабочих листах. Итак, моря каких океанов влияют на территорию России. Мы продолжаем работать в рабочих листах, простым карандашом на контурной карте задание №5 подпишите названия океанов. Молодцы. Теперь вам необходимо продолжить выполнения задания используя карты атласа. Работайте в паре, при возникновении вопросов поднимите руку. Проверка задания, обсуждение, где возникли затруднения. Вы уже выяснили главные закономерности распределения температур, и без труда выполните задание №6. Вы видите, что данное задание выполняется по вариантам, после окончания проведите взаимопроверку. Ребята как вы считаете правдиво ли высказывание Герхарда Бранстера? Нам удалось сегодня выяснить причины явления, а достичь поставленной цели? Отметьте результат в рабочем листе. Запишите домашнее задание: П. 21, вопросы параграфа, т.т стр. 34 № 16,17 стр. 45 № 3 Выставление оценок за урок. |
Рабочий лист
Ф.И. учащегося______________________________________________
Тема урока__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
М
оя цель____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Задание №1.Проанализируйте предложенные пары типов воздушных масс и укажите причину их трансформации.
Воздушная масса | Причина, приводящая к трансформации. | Воздушная масса |
Арктическая морская ВМ | | Арктическая континентальная ВМ |
Арктическая континентальная ВМ | | Умеренная континентальная ВМ |
Умеренная морская ВМ | | Умеренная континентальная ВМ |
Умеренная континентальная ВМ | | Арктическая и тропическая континентальная ВМ |
Тропическая континентальная ВМ | | Умеренная континентальная ВМ |
Задание №2. Прочитайте отрывок из рассказа Вацлава Серошевского. Установите и подчеркните признаки, по которым можно сделать вывод о географическом расположении описываемой территории.
«Ветры здесь настолько слабы, что не в состоянии колыхать лесов, одетых в толстые ризы снега, и те стоят всю зиму белые и неподвижные, точно застывшая морозная пена. Всюду царит ненарушимая тишина, спокойствие, безмолвие. Все замерло, оцепенело, превратилось в лед, который здесь приобретает твердость горной породы. Даже свод неба кажется куполом, выточенным из льда. Он бледен, прозрачен, и по целым неделям не видно на нем ни облачных пятен, ни туч... На этом чистом своде звезды и луна горят особенно ярко; зато солнце всплывает только минутным гостем — тусклое и красное...»
З
Причины различия температур на Земле
адание №3. Дополните схему.
Средняя температура января на экваторе : +26°С, а у полюсов : -40°С
Зимой температура на побережье Атлантического океана +10 °С, а в центральной части Европы - 8 °С..составляет+10Атлантического
У подножия Эвереста температура воздуха + 30°C, а чуть выше его вершины она равна-24°С.
Задание №4.«Третий лишний». Укажите название моря, которое не соответствует признаку объединяющему другие.
-
Охотское, Черное, Красноеморе.
-
Желтое, Белое, Баренцево море.
-
Лаптевых, Восточно-Сибирское, Средиземное море.
Задание №5.Практическая работа.
-
Укажите на контурной карте океаны, омывающие территорию России.
-
На карте обозначьте изотермы января (-4, -8, -12, -16, -24,-28,-36) и июля (+4,+8,+12,+16,+20,+24).
-
Проведите стрелку в сторону понижения зимних и летних температур.
-
Укажите направление изменения температур на территории России:
Летом________________________________________________________________________________
Зимой________________________________________________________________________________
-
В
какой части страны проявляется наибольшее несоответствие общей закономерности изменения температур на Земле?
_____________________________________________________________________________________
-
Оцените все океаны в качестве причины несоответствия общей закономерности изменения температур на данной территории?_________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Задание №6. Расставьте города по мере понижения в них среднемесячных температур:
Вариант 1. В ЯНВАРЕ | Вариант 2. В ИЮЛЕ |
| Ставрополь | | Волгоград |
| Екатеринбург | | Диксон |
| Якутск | | Петрозаводск |
| Саратов | | Мурманск |
| Дудинка | | м. Челюскин |