Конспект игры-викторины ко Дню народного единства
«Мы живём в России»
Составила: Митрошкина П.Ю., воспитатель
первой квалификационной категории.
г.п. Северо-Енисейский, 2020 г.
Цель: Формировать у детей представления о празднике «День народного единства» и его значимости для нашей страны.
Задачи:
1. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках.
2. Углублять и уточнять представления о Родине — России; закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.
3. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
4. Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря. Пополнять литературный багаж стихотворениями о России.
5. Формировать у детей активность, любознательность, отзывчивость, умение управлять своим поведением в коллективе.
Предварительная работа:
- знакомство детей с символикой Российской Федерации;
- беседы с детьми об истории праздника «День народного единства»;
- рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций;
- разучивание пословиц, поговорок о России.
Материал к викторине:
- эмблемы команд для каждого участника;
- звукозапись «Гимн России»;
- каждой команде: конверт с разрезными картинками «Герб России», фото Президентов, флагов государств, цифры от 1до 4.
Ход мероприятия:
Дети заходят в зал под марш с флажками в руках. Перестроение. Садятся на стулья полукругом, лицом к экрану.
(слайд 1 – день народного единства)
Ведущий:
Здравствуйте ребята! 4 ноября вся наша страна отмечает праздник День народного единства. Посмотрите на экран. Кто может ответить, что на нем изображено?
(слайд 2 - карта России)
Ведущий:
Как еще можно назвать нашу страну?
Дети:
Родина, отчизна, отечество, держава.
Ведущий:
Что же такое, Родина?
Дети читают стихотворение Владимира Степанова «Что мы Родиной зовем?»
(слайд 3 - березовая роща)
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
(слайд 4 - пшеничное поле)
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
(слайд 5 - флаг над Кремлем)
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Ведущий:
Как и все страны мира, все государства, которые существуют на земле, Россия имеет свои флаг и герб. В народе наш флаг еще называется триколор. Как вы думаете почему?
Дети:
Потому что состоит из полотнищ трех цветов: белого, синего и красного. Каждый цвет имеет своё значение. Белый – цвет мира и чистоты, синий - неба и надежды, красный - славы и отваги.
Герб России – золотой двуглавый орел.
Ребенок:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Ведущий:
Ребята, а знаете ли вы о том, что каждое государство имеет не только герб и флаг, но ещё и главную музыку страны? А как она называется? Правильно, - это Гимн России!
Как надо слушать гимн, вы знаете? Давайте встанем. Пусть прозвучит сейчас для нас Гимн России!
(Звучит «Гимн Российской Федерации», дети и взрослые слушают его стоя, затем садятся)
Ведущий:
Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а игра-викторина. В нашей игре-викторине сегодня участвуют две команды: команда «Знайки» и команда «Умники».
Приветствие команд:
Члены команды «Знайки»:
Хотим узнать про всё на свете
Мы любознательные дети!
Члены команды «Умники»:
Мы умные и смелые,
А в деле мы умелые
Ведущий:
Я желаю вам, ребята, успехов и победы, отвечайте на вопросы, выполняйте задания, будьте единой командой.
Всегда перед трудным делом нужна разминка. Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.
1. Наша страна называется… (Россия)
2. Столица России… (Москва)
3. Граждане России называется… (россияне)
4.. Мы живем в поселке, который называется… (Северо-Енисейский)
5. Главное богатство России великий, могучий российский… (народ).
Ведущий:
Молодцы!
Ведущий:
Внимание! Задание! За каждый правильный ответ команда получит жетон.
Вопрос 1: У каждой страны есть свои знаки отличия, своя символика. Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн).
Вопрос 2: Вы видите 4 флага, поднимите ту цифру, над которой, как вы считаете, находится флаг России.
Вопрос 3: Собрать картинку «Герб России».
Ведущий:
Внимание! Черный ящик! (Вносят черный ящик)
Этому предмету всего 100 лет, хотя мы привыкли думать больше.
Прообразом ему послужило изображение японского старичка Фукуруму, у которого голова вытянулась от постоянных раздумий.
Это деревянная игрушка популярна во всем мире, ее воспринимают как символ России
(Дети говорят предполагаемые ответы.) Ответ – Матрёшка
Ведущий: Мы живем с вами в России, самой большой стране в мире. Когда на одном ее конце дети просыпаются, то на другом - уже ложатся спать, когда в одном месте нашей страны цветут деревья, то в другом - может идти снег. Чтобы пересечь нашу страну, надо целую неделю ехать на поезде или целый день лететь на самолете. А сколько разных народов живет в России!
Ребенок:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой – готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна.
Вопрос 4: Почему орнаменты в русском костюме располагались по краю подола, рукавов, ворота? (Ведущий кладёт на столы игроков картинки с изображением русских костюмов - подсказка)
Правильный ответ: Вышивали орнамент не просто для красоты. Узор в орнаменте идет по кругу. В старину люди верили, что круг - символ солнца. А солнце даёт тепло, свет, урожай, защищает от холода, темноты, болезней, бед. Поэтому орнамент, вышитый по кругу костюма был оберегом - оберегал людей от зла, сглаза.
Физминутка
В нашей стране горы высокие, (руки вверх, на носочках)
Реки глубокие (присели),
Степи широкие (руки в стороны),
Леса большие (руками описываем круг_,
А мы – ребята вот такие!
Упражнение для команд «Остров».
Условия: на пол нужно прилепить скотчем (достаточно крепко) пять листов формата А 4. Задание: необходимо, чтобы все члены команды поместились на этом острове в течение 3 минут.
Вопрос 5: В каком городе и как называется площадь, где поставили памятник Кузьме Минину и князю Пожарскому ? (г.Москва, Красная площадь).
Вопрос 6: Кто был основателем г.Москва? (Юрий Долгорукий)
Вопрос 7 : Назвать поговорки и пословицы о Родине
- «Если дружба велика, будет Родина крепка»
- «Нет в мире краше Родины нашей».
- «Родина любимая, что мать родимая».
- «На чужой стороне, что соловей без песни».
- «Жить - Родине служить».
- «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».
- «Родина - мать, умей за неё постоять».
- «Если враг у ворот - на защиту весь народ».
- «Кто в Москве не бывал, красоты не видал».
Вопрос 8: Вы видите четырех Президентов разных стран, поднимите ту цифру, над которой, как вы считаете, находится портрет Президента нашей страны.
Ведущий:
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России.
В дальних сёлах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей!
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
Ведущий:
А теперь подведем итоги! И наградим победителей! И в заключении нашей игры-викторины я предлагаю вам вместе создать «Дерево единства».