СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен для учащихся первых классов с нарушением стертая дизартрия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях.»

Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях.(Стертая дизартрия. 1 класс)

Задачи:

- формировать умение правильно произносить звук «Р» в слогах, словах, предложениях;

-совершенствовать фонематическое восприятие и фонематический анализ, умение делить слова на слоги;

- развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание, пространственную ориентировку;

- воспитывать внимание к собственной речи.

Оборудование: стол с песком, интерактивное пособие «Лэпбук», предметные картинки, фонарик, план занятия, компьютер


Ход занятия


  1. Вводная часть.

-Здравствуй Саша! Давай улыбнемся друг дружке и нашим гостям. Начнем наше занятие с доброжелательной улыбки, такой же, как звучащая музыка (Звучит спокойная музыка).

II. Основная часть.

  1. Сообщение темы занятия.

- Саша, что ты слышишь? (аудиозапись «рычание тигра») Кто это может быть? Правильно, это тигренок по имени Рома. Рома зовёт нас к себе в гости. А вот куда, догадайся сам. Там очень жарко, и даже зимой не бывает снега, дует горячий ветер. Очень много песка, а воды мало. Ты догадался, куда мы сегодня отправимся?

- Да, сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в жаркую Африку, где мы познакомимся с веселым тигренком Ромой.

- Как ты думаешь, Саша, с каким звуком мы сегодня будем путешествовать? (Р). Да, ты прав. В ходе путешествия мы с тобой будем тренироваться в правильном произношении звука «Р».

- Перед тобой карта с планом нашего путешествия (знакомство с планом занятия)


1. Игры на песке.

2. «Клад»

3. Игра « Карусель».

4. «Что в ящике?»

5. Сюрприз тигрёнка Ромы

- Саша, как ты думаешь, наше путешествие будет интересным, увлекательным и полезным для тебя? Тебе удастся справиться со всеми испытаниями? Если ты уверен в себе, то приклей солнышко, если сомневаешься в своих силах, то приклей тучку. Я думаю, что ты справишься.


2. Артикуляционная гимнастика:

-Потренируем перед путешествием наш язычок, для этого сделаем специальную гимнастику.

- Саша, на столе лежат карточки с картинками.

- Что нарисовано на картинке? Правильно, барабан. Давай выполним упражнение «Барабан». 

Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. (Повторить упражнение 5 – 10 раз).

- Молодец, выбирай другую карточку. Кто нарисован? (Лошадка)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются.

- Бери следующую карточку. ( Заборчик)

Улыбнуться, показать зубы, сильно натянуть губы. Удержать под счет от 1 до 10.

-Посмотрим, что у нас осталось. (Качели)

Приоткрыть рот, кончиком языка дотянуться до носа, затем до бороды. Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются.


  1. Логоритмическое упражнение «Путешественники»


- Итак, язычок в порядке, к путешествию готов. Отправляемся в путь.

До Африки нам, братцы, Шагают

Так трудно добираться! Шаг с высоким подниманием колен

На машине мы поедем Имитируем управление рулем

И на поезде помчимся, Движение колес поезда

В самолете полетим, Руки в стороны, как крылья

Сверху землю оглядим. Показываем бинокль

На корабле по океану Руки лодочкой

Плывем с отважным капитаном.

Вот впереди видна земля. Приставить ладонь ко лбу

Приплыли в Африку, друзья! Хлопаем в ладоши.


  1. Дыхательная гимнастика (Развитие голосовой функции «Моторчик»

Формирование правильного речевого выдоха)

- Саша, чего много в Африке? Правильно, песка. (Подходим к столу с песком). Посмотри, Саша, какая красота. Посмотри, какой тёпленький песочек (трогает песок, пересыпает из ладошки в ладошку).

- А вот и наша машина, на которой мы продолжим наш путь. Ну что, поехали? Ой, что то машина не может тронуться с места. Нужно расчистить ей дорогу. Подуй через трубочку и почистишь дорожку машине. (Ребенок дует на песок и по полученным дорожкам проводит машинкой со звуком РРРРРР).


5. Автоматизация звука «Р» на уровне слога

- А вот и тигрёнок Рома нас встречает. Поиграй немножко с тигренком на песочке. Повторяй за мной:

Ра-Ра-Ра- Роме нравится жара. (шагать пальчиками по песку)

Ру-Ру-Ру- Рома видит кенгуру. (рисовать волнистые линии)

Ры-Ры-Ры- покатаемся с горы. (рисовать горы)

Ры-Ры-Ры- не заметили жары. (шагать пальчиками по песку)

(самооценка)

6. Автоматизация звука «Р» на уровне слова

- Саша, поднимается песчаная буря. (дует на песок). Ой, посмотри, что там виднеется? Клад. Называй, что ты нашел (по очереди сдувает песок с картинок и называет их).

- Саша, тигренок Рома проголодался. Ты любишь пиццу? Вот и Рома очень любит пиццу. Угости тигрёнка пиццей. Бери кусочек и называй с чем пицца. Ты справился с заданием? (самооценка)

7. Деление слов на слоги (лэпбук)

-Тигренок Рома  очень любит кататься на каруселях. А ты, Саша, любишь? Тогда поехали. Смотри какая высокая карусель, а в кабинках слова со звуком Р и цифра. Нужно назвать картинку, определить, сколько слогов в этом слове и посадить картинку на ее место, к нужной цифре. (ребенок выполняет задание).

- Тебе удалось справиться с заданием? (самооценка)

8.Автоматизация звука «Р» на уровне предложения (игра с фонариком)

- Нам пора уже возвращаться домой, ведь путь не короткий, да и вечереет, видимость плохая. Тигренок Рома собрал нам в дорогу снаряжение. Посмотри, что это? (ящики). Ты видишь, что в них лежит? А теперь? (учитель-дефектолог просвечивает фонариком картинку ). Я предлагаю тебе сделать то же самое и сказать, что лежит в каждом ящике. Но одно условие- говорить ты будешь полным предложением. (Самооценка)

- Молодец. У тебя все получилось.

- Быстро пролетело время, наше путешествие подошло к концу и нам пора прощаться с тигренком Ромой и возвращаться домой – в нашу родную школу № 39 г. Гродно. Давай поблагодарим Рому за то, что он помог тебе потренироваться в произношении звука «Р».

-Саша, что ты пожелаешь тигрёнку? Молодец, ты хороший друг.

9. Упражнение «Самолет»


- А обратно мы полетим с тобой на самолете.

Руки в стороны – в полет

Полетит наш самолет!

Сделал правый поворот,

Сделал левый поворот.

Крыльями он покачал,

Загудел и задрожал.

Начинается полет,

Полетел наш самолет!


III. Заключительная часть.

 Рефлексия. 

- Вот мы и возвратились из путешествия. Где мы были? Что мы видели? Тебе понравилось путешествовать? Мне тоже понравилось с тобой путешествовать.

- Что тебе запомнилось больше всего? Что ты подаришь тигрёнку Роме солнышко или тучку? Солнышко, если у тебя всё получилось, тучку - если во время путешествия ты столкнулся с трудностями.

- Мы не прощаемся с тигренком Ромой, продолжим наше путешествие на следующем занятии. А в знак благодарности за весело проведённое время Рома дарит тебе гостинец из Африки (банан).













































Руки в стороны – в полет

Полетит наш самолет!

Сделал правый поворот,

Сделал левый поворот.

Крыльями он покачал,

Загудел и задрожал.

Начинается полет,

Полетел наш самолет!





До Африки нам, братцы, Шагают

Так трудно добираться! Шаг с высоким подниманием колен

На машине мы поедем Имитируем управление рулем

И на поезде помчимся, Движение колес поезда

В самолете полетим, Руки в стороны, как крылья

Сверху землю оглядим. Показываем бинокль

На корабле по океану Руки лодочкой

Плывем с отважным капитаном.

Вот впереди видна земля. Приставить ладонь ко лбу

Приплыли в Африку, друзья! Хлопаем в ладоши.