СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал имеет практическое назначение. Может быть использован на этапе автомматизации в прямых слогах звука "Ш". По календарно-тематическому планированию соответствует теме "зимняя одежда", Форма разработки конспекта может быть использован и для других индвидуальных занятий по автоматизации звука.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]»

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш]

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]

Ребенок: 6 лет, ОНР 3-4 уровня, легкая степень псевдобульбарной дизартрии

Тема: Звук [Ш]. По КТП: Зимняя одежда

Цель: Автоматизировать звук [Ш] в прямых, обратных слогах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять представление о правильной артикуляции звука [Ш];

- закреплять правильную артикуляцию звука [Ш];

- развивать ВПФ (память, слуховое внимание).

Коррекционно-развивающие:

-развивать подвижность артикуляционного аппарата через упражнения артикуляционной гимнастики;

- развивать мимическую моторику через мимическую гимнастику;

- развивать речевое дыхание через дыхательную гимнастику;

- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие через соответствующие упражнения;

- закреплять произношение звука [Ш] в чистом виде, в прямых и обратных слогах, словах с данными слогами и предложениях с отработанными словами.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

- воспитывать навык самоконтроля за речью.

Оборудование: зеркало, схемы для характеристики звука и артикуляции, поддувалка, картинки

Ход занятия:

№ п/п

Этапы занятия

Содержание

1.

Организационный момент

Здравствуй, …! Скажи, какое сейчас время года? А месяц? Опиши, пожалуйста, погоду за окном.

Как твое настроение? Начнем занятие? Приготовься. Выпрями осанку, ручки положи на стол

2.

Объявление темы

Сегодня мы с тобой продолжим работать над тем, чтобы четко и правильно проговаривать звук «Ш». Вспомни имена ребят, в которых есть звук «Ш». (Маша. Даша. Наташа. Саша. Миша, Гоша). А в твоей имени есть звук «Ш»? К нам на занятие пришла девочка Маша. Мы будем помогать Маше выбрать зимнюю одежду.

3.

Развитие мелкой моторики

На морозе мы замерзли, согреем пальчики, сделаем пальчиковую зарядку:

Маша варежку надела: (ритмично сжимаем пальцы в кулачок и разжимаем)

«Ой, куда я пальчик дела? (разводим руки в стороны, пожимаем плечами)

Нету пальчика, пропал, (разжать все пальцы, кроме одного)

В свой домишко не попал». Маша варежку сняла: (демонстрация действия)

«Погодите – ка нашла! (разогнуть оставшийся согнутым пальчик) Ищешь, ищешь и найдешь (сжать пальцы в кулачок)

Здравствуй, пальчик, (ритмично сжимаем и разжимаем “потерявшийся “пальчик)

Как живешь?

4.

Развитие мимической моторики

Когда на улице тепло, идет легкий снежок, какое у нас настроение? Радостное! Покажи, как ты радуешься. А если вдруг неожиданно началась сильная метель, люди что делают? Пугаются! Покажи испуг. А когда снегом замело всю машину, она замерзла, что папа делает? Грустит? Злится? Но вот машину папа очистил, и все стали снова рады! Улыбнулись.

5.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Теперь вместе с Машей сделаем гимнастику для язычка.

«Лопатка». «Месим тесто». «Грибочек». Удерживать в позиции 5 секунд. «Чашечка». Позу удерживают 5 секунд. «Бублик». Позу удерживают 5 секунд. «Гармошка». А сейчас научимся делать сильный выдох, держи, дуй сильнее, держи ровно и увидишь, что произойдет (поддувалка).

6.

Хоровое и индивидуальное произношение звука

Смотри, как я произношу звук «Ш» -

Давай теперь ты. Еще раз. Теперь вместе. Снова ты.

7.

Анализ артикуляции звука

Давай опишем, в каком положении у нас губы, когда мы произносим звук «Ш»? А зубы? И главное, где у нас язычок?

Кончик языка широкий, находится за верхними зубами.

Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным Язык в форме - чашечки. Голосовые связки? Не работают. Воздушная струя теплая. (Сопровождается показом схемы артикуляции).

8.

Характеристика звука

А теперь дадим характеристику звука [Ш].

(С показом схемы характеристики звуков и просьбы объяснения, почему звук тот или иной). Он гласный или согласный? Почему согласный? Твёрдый или мягкий? Твердый. Звонкий или глухой? Глухой. Правильно, молодец.

9.

Динамическая пауза

Давай немного отдохнем, чтобы продолжить занятие с новыми силами.

Мы погреемся немножко (натираем плечи)

Мы похлопаем в ладоши (хлопаем в ладоши)

Ножками потопаем (топаем на месте),

И себя похлопаем (хлопаем по коленям)

10.

Формирование фонематического слуха

Сейчас я буду называть звуки, слоги, слова, а ты, если услышишь звук «Ш» - хлопни в ладоши, «поймай этот звук».

(К, ш, з, в, ф, ш, ша, жо, фы, ыш, ош, ех, иш, фапка, шапка, сапоги, шуба, куртка, шарфик)

11.

Автоматизация звука в слогах

Представим, что мы попали в место, где очень хорошее эхо. Я буду говорить цепочку слогов, а ты, словно эхо, повторять их.

Ша-ша-шу, шу-щу-шы, шы-ша-ша, ыш-уш-уш, аш-аш-ош.

12.

Автоматизация звука в словах (с отработанными слогами)

А теперь будем одевать Машу в теплую одежду!

Выбираем только ту одежду, в названии которой есть звук «ш». (Шуба, шапка, шарфик, штаны).

Платье, сапоги, кофта, юбка. Что все это одним словом? (Одежда). Где звук «Ш» в словах шуба, шапка, шарфик, штаны?

13.

Автоматизация в предложениях и текстах (с отработанными словами)

Теперь подскажем Маше, как ей нужно будет самой одеваться?

Что сначала нужно будет надеть? Надеть штаны на ноги. Затем надеваем шубу. После этого завязываем шарф на шею. Далее нужно надеть шапку.

Наша Маша пошагала на улицу.

14.

Итог занятия

Какой звук мы сегодня учились говорить правильно и четко? Произнеси его еще раз. Долго, с сильным выдохом.

В каком положении у нас язык, когда мы произносим этот звук? А губы? Да, в форме рупора.

Что тебе больше всего запомнилось из сегодняшнего занятия?

15.

Оценивание

Ты сегодня очень хорошо позанимался. Выбирай наклейку для своей тетради.

16.

Домашнее задание

Дома, пожалуйста, выполни артикуляционную гимнастику, которая была у нас сегодня на занятии, повтори за мамой вот эти слоги и предложения, разукрасить шарф и шапку. И когда будешь одеваться, произноси правильно названия одежды, в которой есть звук «Ш».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!