СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [З] - [Ж] с лексической темой "День Земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка имеет цель помощи начинающим логопедам, студентам, практикующим специалистам в подготовке к индвиудуальной работе по коррекции нарушений речи (дифференциации звуков). Данный конспект можно использовать на занятиях по постановке звука "Ж"-"З" с детьми старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, ОНР 3-4 уровня, задержкой психического развития. Лексическая тема - День Земли

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [З] - [Ж] с лексической темой "День Земли"»

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [З]-[Ж]

Ребенок: 6 лет, ОНР 3 ур., задержка психического развития

Тема: Звуки [З]-[Ж]

Цель: дифференцировать звуки [З]-[Ж] на слух и в произношении

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

-закреплять у обучающихся навык правильного выделения артикуляционных и акустических признаков звуков [З]-[Ж] посредством анализа данных звуков;

-закреплять умения правильно давать характеристику звуков [З]-[Ж];

-формировать навыка выделения звуков [З]-[Ж] изолированно, в слогах и в словах;

-знакомство с праздником «День Земли»;

Коррекционно - развивающие:

-формировать связную устную речь при составлении полных ответов на вопросы;

-развивать подвижности артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики;

-развивать фонематического слуха и восприятия посредством различения на слух звуков [З]-[Ж] изолированно, в слогах и в словах.

-повторение дифференциации одушевленных и неодушевленных существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?»

Коррекционно - воспитательные:

-воспитывать у обучающихся самоконтроля за звукопроизношением;

-формирование бережного отношения к планете и ее обитателям

Оборудование:

Ход занятия:

№ п/п

Этап занятия

Содержание

1

Организационный момент

Здравствуй, … Присаживайся на стульчик, держи спинку ровно, старайся внимательно меня слушать и отвечать на мои вопросы полным ответом

2

Объявление темы

К нам на занятии сегодня пришли Зоя и Женя. Поздоровайся с ними. Назови первые звуки их имен и узнаешь тему нашего занятия. Какой первый звук в имени Зоя? В имени Женя?

Да, мы снова будем учиться отличать звуки «З» и «Ж».

Зоя и Женя пришли не просто так, совсем скоро наступит такой праздник как День Земли (22 апреля). Они хотят подготовятся к празднику и хотели бы попросить твоей помощи. Этот праздник посвящен нашей планете Земля. Вот такая красивая и большая наша планета. Нам нужно беречь ее обитателей, беречь природа, чтобы Земля оставалась красивым и уютным домом для всех нас!

3

Развитие мелкой моторики

Для начала давай сделаем зарядку для наших пальчиков.

«Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки».

(Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше).

А теперь Зоя и Женя предлагают тебе собрать небольшой пазл, чтобы получилась картинка, на которой будет видно, кто населяет нашу Землю.

Назови, кого или что ты видишь на этой картинке и задавай вопросы «кто или что» (вспомни правило, как мы называем живое и как неживое).

Все эти прекрасные животные, насекомые, птицы, растения населяют и живут на нашей Земле.

4

Развитие мимической моторики

На нашей Земле, в разных ее частях, случаются самые различные явления природы! Давай посмотрим на них и представим, как люди реагируют на них.

Когда светит солнышко, люди что делают? (радуются)
А когда вдруг грянула гроза? (пугаются)

А если долго идет проливной дождь? (грусть)

Но вот на небе выглянула радуга! Что это вызывает? (удивление)

5

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Давай покажем Зое и Жене, какую гимнастику для язычка мы с тобой умеем делать.

Губы: Заборчик, улыбка. Заборчик-улыбка.

Язык: Чашечка, иголочка.

Движения языка: Качели, маляр, чистим зубки.

Еще раз выполним чередование заборчика и улыбки.

6

Изолированное произношение звуков

Давай вспомним, как мы произносим звук «Ж». А как звук «З»? Молодец. Теперь два раза «З», два раза «Ж». Теперь по очереди З-Ж-З-Ж…

7

Сравнительный анализ артикуляции звуков

Когда мы произносим звук «З», губы у нас в каком положении? А зубы? А что с язычком? А когда звук «Ж»? Назови сам отличия этих звуков. Где должен быть язычок при звуке «Ж», «З»? А губы?

8

Характеристика звуков

Звуки «З» и «Ж» гласные или согласные? Твердые или мягкие? Глухие или звонкие? Почему?

9

Связь звуков с буквами

Так выглядит буква, обозначающая звук «З», а так звук «Ж». Попробуй написать их.

10

Дифференциация звуков на слух. (Развитие фонематического слуха)

Сейчас с тобой будет играть Зоя. Лови ладошками только звук «З». Теперь слоги со звуком «З» (за, жо, шу, зы, со, зэ, зо, жо, жы), теперь слова (жук, сова, шакал, арбуз, заяц, жираф, кузнечник, жаба, береза, коза)

Сейчас играем с Женей. Стучи по столу, когда услышишь звук «Ж». Теперь слоги со звуком «Ж» (жа, за, жо, шу, зы, со, жэ, зэ, зо, жо, жы, шо), теперь слова (жираф, береза, жаба, жук, хомяк, слон, ежевика, коза, баклажан)

Теперь вместе с ребятами попробуем не запутаться и разделить слова, в которых есть звуки «З» и «Ж». Клади фишку в бабочку Зои, когда услышишь слова со звуками «З», Жене, когда услышишь слова со звуком «Ж». (жук, жираф, коза, ежевика, береза, кузнечик, арбуз, жаба, ежик).

Динамическая пауза









11

Дифференциация звуков в слогах

Ты уже знаешь, как выглядят буквы, которые обозначают звуки «З» и «Ж». Прочитай дорожку слогов. И еще раз посмотрим, какая прекрасная и большая наша планета Земля! Подсказки – стрелочки (когда говорим Ж –язык вверху, З- внизу).

(Если не может прочесть, просить повторить).

12

Дифференциация звуков в словах

Женя и Зоя хотят рассказать про жизнь на нашей Земле и просят тебя помочь. Про животных, растений, насекомых со звуком «Ж» хочет рассказать Женя. А про животных, растений, насекомых со звуком «З» хочет рассказать Зоя. Раздели картинки для ребят.

13

Формирование фонематического восприятия

А давай вспомним 3 слова которые начинаются на звук «З», теперь 3 слова в которых есть в любом месте звук «Ж». (спросить в каком месте – начале, середине, конце).

Теперь разделим наши картинки с природой Земли по 3 полочкам. На первой- звуки со звуками «Ж» и «З» в начале, на второй – в середине, на третьей- в конце.

14

Дифференциация звуков в словосочетаниях, предложениях, текстах.

Вот такой рассказ про жизнь на Земле получился у Зои и Жени. Послушай, и перескажи его.

Наша планета – Земля. На Земле живут животные, насекомые, птицы, растут цветы. В апреле отмечается праздник «День Земли». В этот день мы должны вспомнить, что нашу Землю нужно беречь.

15

Итог занятия

Зоя и Женя рады, что ты вместе с ними начал готовиться к празднику «День Земли». И какие звуки мы повторили сегодня? Чем они отличаются?

16

Оценивание

Ты справился(лась) со всеми заданиями! Молодец! Ты заслужил(а) наклейку!

17

Домашнее задание

Домашнее задание уже в твоей тетради.

Артикуляционная гимнастика

Повторить слоги (за-жа, зо-жо,зу-жу,…)

«Изменяй по образцу»: Жить на Земле. (Я живу на Земле, мы живем на Земле …)

Вспомнить 5 животных или растений со звуками «З» или «Ж» (записать родителям)


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!