Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: «Автоматизация звука [ш] во фразовой речи»
Цели: развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционного аппарата; закреплять навык автоматизации звука [ш] в слогах, словах, фразах, навык чтения слогов; развивать фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание; упражнять в употреблении понятий «больше-меньше» с существительными; воспитывать усидчивость, аккуратность.
Оборудование: картинки к сказке «Машенька и медведь», дидактические игры «Собери ягоды», «Подарки», «Что больше?», «Плюшевые мишки»; карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Н
а столе картинка: Маша и медведь.
– Догадался, какая сказка у нас сегодня в гостях? («Машенька и медведь»)
Скажи, чем похожи слова: Маша и Миша? Есть ли в этих словах общий звук? ([ш])
Звук [ш] какой? (Согласный, твердый, глухой)
Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука [ш] губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечка».
Выходящая воздушная струя – теплая.
– Садись поудобнее, расскажем эту сказку вместе.
II.Основная часть.
«В одной деревушке, в бревенчатой избушке, у дедушки и бабушки жила-была внучка – Машенька…» (на столе: избушка и Машенька)
Артикуляционная гимнастика
Упражнения:
Утром Машенька проснулась и улыбнулась. («Улыбочка»)
Поиграла на трубочке, затем опять улыбнулась. («Трубочка»)
Взяла ложечку. («Лопатка»)
Взяла чашечку. («Чашечка»)
И достала вкусное варенье. («Вкусное варенье»)
Потом она пошла качаться на качелях. («Качели»)
А потом играла в мяч. («Катание шарика»)
«Как-то раз Машенька пошла в лес за ягодами…» (На столе картинки: Машенька и елочка)
– А в лесу ветер поднялся. Как шумят деревья в лесу? (Ш-ш-ш…)
Карточка: Ш_____________
– Произноси звук Ш четко и длительно: столько, сколько ведешь карандашом по дорожке.
– Что это? (Показать шишку)
Развитие фонематического слуха: слуховая разминка
Это фыфка? Это сыска? Это шиска? Это шишка? Это фышка? Это щищка?
Это шишка? Это хыхка? Это шихка? Это фыска? Это хышка? Это шишка?
– Правильно, это шишка. В лесу ягод видимо-невидимо. Чтобы помочь Маше собрать ягоды, разомнем наши пальчики.
П
альчиковая гимнастика
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод – полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать!
– Помоги Машеньке собрать ягоды.
Автоматизация звука [ш] в слогах
Дидактическая игра «Собери ягоды»
– Прочитай слоги на всех ягодах. Если в слоге буква Ш написана в начале, то ягода спелая, раскрась ее красным карандашом. Если в слоге буква Ш написана в конце, то ягода неспелая, пусть доспевает, раскрась ее зеленым цветом.
ша ош уш шо иш
– Долго ли, коротко ли шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка. Кто же в ней живет? Отгадай.
Упражнение «Доскажи словечко»
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка уронила шишку,
Угодила прямо в … (мишку).
Правильно, в избушке живет медведь (на столе избушка медведя и Машенька). Видит Маша, а в доме у Миши беспорядок. Помоги Маше навести порядок в доме.
Автоматизация звука [ш] в словах
Дидактическая игра «Подарки»
– Назови правильно все предметы, которые здесь нарисованы.
Словарь: кошка, мышка, груша, лошадка, шапка, петушок, машина, чашка, вишня, карандаш, шар.
– А в это время мишка возвращается домой.
Физминутка
Мишка по лесу шагал,
Мишка палку увидал.
Бросил палку кверху мишка.
Падай в шапку с елки шишка!
Шишка хлоп по голове,
Сразу шишек стало две!
На столе Маша, медведь и избушка.
Автоматизация звука [ш] во фразах
Дидактическая игра «Что больше?»
– Пришел мишка домой, а там – чистота и порядок. Все игрушки по местам стоят. Только вот не поймет никак мишка: какая игрушка больше, а какая – меньше. Помоги мишке разобраться в этом. Научи его сравнивать по величине. Например: шкаф больше шкатулки, шкатулка меньше шкафа и т.д.
Словарь: шкатулка, шкаф, кошка, мышка, лукошко, кадушка, башня, шалаш, шмель, мошка, дедушка, малыш.
– Машенька сварила вкусную кашу и накормила мишку.
Слушай чистоговорки и повторяй.
Чистоговорки
Ошка – ошка – ошка – где моя большая ложка.
Ошку – ошку – ошку – дайте мне большую ложку.
Ошку – ошку – ошку – я держать умею ложку.
Ошкой – ошкой – ошкой – буду кашу кушать ложкой.
Ошки – ошки – ошки – не капает каша с ложки.
III.Заключительная часть
–
Нашей Маше пора возвращаться домой. За то, что она такая трудолюбивая и заботливая девочка, мишка проводит ее до дома. (На столе: Маша, мишка, дом Маши).
Помогая рассказывать сказку, какой звук ты старался правильно произносить в слогах, в словах, в чистоговорках? Мишка хочет подарить Маше подарок.
Домашнее задание
Посмотри внимательно на картинку. Сосчитай всех плюшевых мишек (один плюшевый мишка, два плюшевых мишки,…). Раскрась одинаковых мишек.