СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: Автоматизация звука «Л» изолированно и в слогах.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: Автоматизация звука «Л» изолированно и в слогах.»

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: Автоматизация звука «Л» изолированно и в слогах.

Цель: закрепить произношение звука «Л» изолированно и в прямых слогах

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Автоматизировать навык правильного произношения звука «Л» изолированно и в прямых слогах.

- Учить вычленять звук «Л» из звукового и слогового ряда.

- Формировать умение определять на слух наличие звука «Л» в словах (фонематическое представление).

Коррекционно - развивающие:
- развивать связанную речь;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
- развивать умение ориентироваться в пространстве;
- развивать мелкую моторику.
Коррекционно – воспитывающие:

- воспитывать самоконтроль речи;

- воспитывать усидчивость, самостоятельность.

Образовательные результаты:

-Умеет правильно произносить звук «Л» изолированно и в прямых слогах.

-Умеет вычленять звук «Л» из звукового и слогового ряда.

-Умеет определять на слух наличие звука «Л» в словах (фонематическое представление).

Оборудование: зеркало, артикуляционный профиль звука [л]; картинки для артикуляционной гимнастики; игрушка «Клоун», счетные палочки, предметные картинки со звуком и без звука «Л», салфетки, лодка из бумаги.

Лингвистический материал:

Звуки: П Л У Л Т Л М Л Ы Д Л Н И Л К Х Л Г Л А О Л

Слоги: ЛА ПУ МА ЛЫ КА ЛА ТУ ЛУ ТЫ ПИ ЛО МИ ХО ЛО ТЫ ЛУ НЫ ЛЫ

Слова: стол, стул, бал, пол, укол, вол, кол, поел, увидел, пила, мала, дела, скала, сила, Мила, слон, клубок, желудь, флакон, булавка, платок, колокол, лошадь.


Ход занятия:

1. Организационный момент:

Раздается стук, логопед открывает дверь, вносит игрушку – клоуна.

Л: Посмотри, к нам на занятие пришел гость, его зовут клоун Логоша. Он будет с тобой играть и смотреть, как ты выполняешь задания.


2. Основной этап:

а) Характеристика звука:

Возьми зеркало, произнеси звук [Л].

Дай характеристику звуку «Л».

- Где находится язык, когда мы произносим этот звук? (вверху за зубами).

- А зубы, в каком положении? (зубы сближены друг с другом, между ними небольшое расстояние)

- Мы этот звук произносим легко или с трудом? (произносим с трудом).

- Можем пропеть или нет? (пропеть не можем).

- Что мешает воздуху выходить изо рта? (язык)

- Значит, это звук какой, гласный или согласный? (согласный)

- Звонкий или глухой? (звонкий)

- Покажи, как можно это проверить.

- Твердый или мягкий? (твердый)

- Фишкой какого цвета обозначается?

- А теперь, чтобы наш гость – клоун Логоша и звук «Л» не заскучали, а твой язычок был сильным и послушным, давай выполним зарядку для язычка. Слушай и выполняй вместе со мной.


б) Артикуляционная гимнастика.

«Лопаточка» 

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

«Иголочка» 

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

«Часики» 

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

«Качели» 

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

«Пароход гудит» 

Пароходик небольшой,

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

«Вкусное варенье»  

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

«Маляр»

Я маляр, я крашу крыши,

Выше всех я, выше-выше!

«Непослушный язычок»

Мы накажем язычок -

Пошлепаем его, дружок.


в) Автоматизация звука Л в слогах:

Л: Покажем клоуну, как ты уже научился произносить звук «Л». Повтори за мной слоги по одному: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.

Л: Молодец! Теперь повтори слог ЛА (ЛО, ЛУ, ЛЫ) столько раз, сколько палочек я положу. ЛА – 3 раза, ЛО – 4 раза, ЛУ - 3 раза, ЛЫ – 4 раза.


г) Закреплять умение запоминать и воспроизводить сочетания однородных слогов ЛА - ЛА - ЛА с ударением на первый слог, на второй и на третий:

Л: Приготовь «Внимательные ушки». Запомни и повтори слоги с разным ударением, как я:

ЛА – ла - ла

Ла – ЛА - ла

Ла - ла - ЛА

ЛУ- лу- лу

лу – ЛУ- лу

лу - лу - ЛУ

ло - ло - ЛО

ЛО - ло - ло

ло ЛО - ло

лы - лы - ЛЫ

лы - ЛЫ - лы

ЛЫ - лы – лы

Физминутка.

 Л: Давай отдохнем и поиграем вместе с Логошей.

Вот Логошина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

Л: Молодец!


д) Закреплять умение воспроизводить цепочки слогов, состоящих из звука «Л» и разных гласных:

Игра: «Запомни и повтори»:

Л: Запомните и повтори слоги:

ЛА – ЛО - ЛЫ

ЛЫ – ЛА - ЛО

ЛУ - ЛО - ЛА

ЛО - ЛА - ЛЫ


е) Отработка умения вычленять звук «Л» из звукового ряда, из слогов СГ:

Л: Поиграем в игру «Внимательные ушки». Я буду произносить звуки, а ты хлопать, когда услышишь звук «Л» и произносить его:

Лингвистический материал: П Л У Л Т Л М Л Ы Д Л Н И Л К Х Л Г Л А О Л

Л: Теперь я буду называть слоги, а ты топать, когда услышишь слог со звуком «Л» и тоже произносить его:

Лингвистический материал: ЛА ПУ МА ЛЫ КА ЛА ТУ ЛУ ТЫ ПИ ЛО МИ ХО ЛО ТЫ ЛУ НЫ ЛЫ


ж) Игра «Закончи слово»:

- Я произношу начало слова, а ты закончи его, подставив звук «Л» в конце: сто…, сту…, ба…, по…, уко…, во…, ко…, пое…, увиде…;

- Теперь я произношу начало слова, а ты закончи его слогом ЛА: пи…, ма…, де…, ска…, си…, Ми…

з) Определение на слух звука «Л» в словах:

Л: Посмотри картинки и отбери только те из них, в которых есть звук «Л»

Лингвистический материал: слон, клубок, желудь, флакон, булавка, платок, колокол, лошадь.

3. Итог занятия:

- Какой звук ты сегодня учился произносить?

- Какие слоги с этим звуком ты запомнил?

- Какое задание тебе понравилось больше всего?

- Как зовут клоуна, который приходил к нам в гости?

- Клоун Логоша приготовил для тебя подарок - это медаль со звуком «Л».

Оценка деятельности ребёнка на занятии.