Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Автоматизация звука «Л» изолированно и в слогах.
Цель: закрепить произношение звука «Л» изолированно и в прямых слогах
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Автоматизировать навык правильного произношения звука «Л» изолированно и в прямых слогах.
- Учить вычленять звук «Л» из звукового и слогового ряда.
- Формировать умение определять на слух наличие звука «Л» в словах (фонематическое представление).
Коррекционно - развивающие:
- развивать связанную речь;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
- развивать умение ориентироваться в пространстве;
- развивать мелкую моторику.
Коррекционно – воспитывающие:
- воспитывать самоконтроль речи;
- воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Образовательные результаты:
-Умеет правильно произносить звук «Л» изолированно и в прямых слогах.
-Умеет вычленять звук «Л» из звукового и слогового ряда.
-Умеет определять на слух наличие звука «Л» в словах (фонематическое представление).
Оборудование: зеркало, артикуляционный профиль звука [л]; картинки для артикуляционной гимнастики; игрушка «Клоун», счетные палочки, предметные картинки со звуком и без звука «Л», салфетки, лодка из бумаги.
Лингвистический материал:
Звуки: П Л У Л Т Л М Л Ы Д Л Н И Л К Х Л Г Л А О Л
Слоги: ЛА ПУ МА ЛЫ КА ЛА ТУ ЛУ ТЫ ПИ ЛО МИ ХО ЛО ТЫ ЛУ НЫ ЛЫ
Слова: стол, стул, бал, пол, укол, вол, кол, поел, увидел, пила, мала, дела, скала, сила, Мила, слон, клубок, желудь, флакон, булавка, платок, колокол, лошадь.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Раздается стук, логопед открывает дверь, вносит игрушку – клоуна.
Л: Посмотри, к нам на занятие пришел гость, его зовут клоун Логоша. Он будет с тобой играть и смотреть, как ты выполняешь задания.
2. Основной этап:
а) Характеристика звука:
Возьми зеркало, произнеси звук [Л].
Дай характеристику звуку «Л».
- Где находится язык, когда мы произносим этот звук? (вверху за зубами).
- А зубы, в каком положении? (зубы сближены друг с другом, между ними небольшое расстояние)
- Мы этот звук произносим легко или с трудом? (произносим с трудом).
- Можем пропеть или нет? (пропеть не можем).
- Что мешает воздуху выходить изо рта? (язык)
- Значит, это звук какой, гласный или согласный? (согласный)
- Звонкий или глухой? (звонкий)
- Покажи, как можно это проверить.
- Твердый или мягкий? (твердый)
- Фишкой какого цвета обозначается?
- А теперь, чтобы наш гость – клоун Логоша и звук «Л» не заскучали, а твой язычок был сильным и послушным, давай выполним зарядку для язычка. Слушай и выполняй вместе со мной.
б) Артикуляционная гимнастика.
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять,
И под счет его держать.
«Иголочка»
Язык иголочкой тяну.
Не подходи! Я уколю!
«Часики»
Влево – вправо, влево – вправо,
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.
«Качели»
На качелях я качаюсь.
Вверх лечу и вниз спускаюсь.
«Пароход гудит»
Пароходик небольшой,
Зато смелый он какой!
Ему волны не страшны,
Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».
«Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслажденьем-
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
«Маляр»
Я маляр, я крашу крыши,
Выше всех я, выше-выше!
«Непослушный язычок»
Мы накажем язычок -
Пошлепаем его, дружок.
в) Автоматизация звука Л в слогах:
Л: Покажем клоуну, как ты уже научился произносить звук «Л». Повтори за мной слоги по одному: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.
Л: Молодец! Теперь повтори слог ЛА (ЛО, ЛУ, ЛЫ) столько раз, сколько палочек я положу. ЛА – 3 раза, ЛО – 4 раза, ЛУ - 3 раза, ЛЫ – 4 раза.
г) Закреплять умение запоминать и воспроизводить сочетания однородных слогов ЛА - ЛА - ЛА с ударением на первый слог, на второй и на третий:
Л: Приготовь «Внимательные ушки». Запомни и повтори слоги с разным ударением, как я:
ЛА – ла - ла
Ла – ЛА - ла
Ла - ла - ЛА
ЛУ- лу- лу
лу – ЛУ- лу
лу - лу - ЛУ
ло - ло - ЛО
ЛО - ло - ло
ло ЛО - ло
лы - лы - ЛЫ
лы - ЛЫ - лы
ЛЫ - лы – лы
Физминутка.
Л: Давай отдохнем и поиграем вместе с Логошей.
Вот Логошина зарядка.
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись.
Выше, выше потянись.
Ну-ка плечи распрями,
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.
Л: Молодец!
д) Закреплять умение воспроизводить цепочки слогов, состоящих из звука «Л» и разных гласных:
Игра: «Запомни и повтори»:
Л: Запомните и повтори слоги:
ЛА – ЛО - ЛЫ
ЛЫ – ЛА - ЛО
ЛУ - ЛО - ЛА
ЛО - ЛА - ЛЫ
е) Отработка умения вычленять звук «Л» из звукового ряда, из слогов СГ:
Л: Поиграем в игру «Внимательные ушки». Я буду произносить звуки, а ты хлопать, когда услышишь звук «Л» и произносить его:
Лингвистический материал: П Л У Л Т Л М Л Ы Д Л Н И Л К Х Л Г Л А О Л
Л: Теперь я буду называть слоги, а ты топать, когда услышишь слог со звуком «Л» и тоже произносить его:
Лингвистический материал: ЛА ПУ МА ЛЫ КА ЛА ТУ ЛУ ТЫ ПИ ЛО МИ ХО ЛО ТЫ ЛУ НЫ ЛЫ
ж) Игра «Закончи слово»:
- Я произношу начало слова, а ты закончи его, подставив звук «Л» в конце: сто…, сту…, ба…, по…, уко…, во…, ко…, пое…, увиде…;
- Теперь я произношу начало слова, а ты закончи его слогом ЛА: пи…, ма…, де…, ска…, си…, Ми…
з) Определение на слух звука «Л» в словах:
Л: Посмотри картинки и отбери только те из них, в которых есть звук «Л»
Лингвистический материал: слон, клубок, желудь, флакон, булавка, платок, колокол, лошадь.
3. Итог занятия:
- Какой звук ты сегодня учился произносить?
- Какие слоги с этим звуком ты запомнил?
- Какое задание тебе понравилось больше всего?
- Как зовут клоуна, который приходил к нам в гости?
- Клоун Логоша приготовил для тебя подарок - это медаль со звуком «Л».
Оценка деятельности ребёнка на занятии.