Конспект индивидуального логопедического занятия на основе игровой технологии «Камешки Марблс»
Учитель-логопед МБУ «Центр «Успех»
Гончарова Ю.А.
Тема: Волшебные камешки.
Цель: - Закреплять умение различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие звуки, обнаруживать место заданного звука в слове; автоматизировать поставленные звуки в речи;
- Продолжать учить соотносить звук с образом буквы, делить слова на слоги, составлять предложение с заданным словом и определять количество слов в предложении;
- Развивать общую и мелкую моторику, фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, связную речь;
- Воспитывать аккуратное обращение с раздаточным материалом, эстетическое и цветовое восприятие.
Оборудование: камушки "Марблс», "Звуковая решетка", «Звуковая мозаика», шаблоны для контроля, карточки с буквами и словами на заданный звук, аудио запись К. Железновой «Ветер дует» для физкультминутки.
План занятия
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Развитие мелкой моторики.
II. Основная часть.
1. «Звуковая цепочка».
2. «Звуковая решетка».
3. «Звуковая мозаика»
3. «Выложи букву».
4. «Закрой рисунок на заданный звук».
5. Физкультминутка. К. Железнова.
6. «Сколько слогов, столько камешков».
7. «Закрой рисунок с заданным звуком в конце слова».
8. «Составь предложение».
III. Рефлексия.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
- Здравствуй! Как настроение?
- Сегодня на занятии мы будем играть с камешками, и выполнять разные интересные задания.
2. Развитие мелкой моторики.
- Возьми в ладоши этот камешек.
С камешками я играю, | Сжимаем поочередно в ладонях. |
В левой – в правой их сжимаю, | |
И в ладонях покатаю, И по кругу покатаю. | Катаем в ладонях вперед-назад, Катаем по кругу. |
Каждым пальчиком нажму. | Кладем камень на стол и поочередно нажимаем пальцами обеих рук. |
| |
И на место уберу. | Кладем в коробку. |
II. Основная часть.
1. «Звуковая цепочка». Распознавание гласных и согласных звуков.
- Напомни мне, пожалуйста, какие бывают звуки? На какие они делятся? (Гласные, согласные)
- Какие звуки называются гласными? Как они произносятся? (Гласные звуки, при произношении поются)
- Назови, какие ты знаешь гласные звуки? (А О У И Э Ы)
- Какие звуки называются согласными? (Согласные звуки, произносятся коротко и при произношении встречают преграды)
- Назови, какие ты знаешь согласные звуки? (Б М П Р Л…)
- Давай выложим «Звуковую цепочку». Я говорю разные слова. Ты на слова которые начинаются на согласный звук, слева направо, положи камешек черного цвета. А на слова, которые начинаются на гласный звук – положи камешек белого цвета.
ДОМ, АНАНАС, КОФЕ, ОСА, УХО, РУКИ, ЛАПА, ИГРА, ЭХО, МАК.
- Давай проверим «цепочку»! (Перед ребенком кладется шаблон с изображением камней). Работа над ошибками по необходимости.
2. «Звуковая решетка». Опредиление места звука в слове.
- Какой последний звук мы выучили? (Л)
- Охарактеризуй, какой он? (Согласный, твердый, звонкий)
- Каким камешком можем обозначить? (Синим)
- Называй картинку и в «Звуковой решетке» обозначай место звука [Л] в слове.
ЛАК, МЕЛ, МОЛОКО, СТОЛ, ЛОПАТА, МОЛОТОК, СТУЛ, ЛАСТОЧКА...
- Молодец!
3. «Звуковая мозаика». Различение звуков по твердости – мягкости.
- Давай соберем «звуковую мозаику» из слов со звуками [Л] – [Ль]. Если слово со звуком [Л] - возьми камешек синего цвета, если слово со звуком [Ль] - возьми камешек зеленого цвета. Раскладывать фишки надо с верхнего левого угла, сначала верхний ряд, затем второй. Если будешь внимательно слушать и правильно подбирать камешек нужного цвета, у тебя получится красивый узор.
ЛАПА | ЛУЖА | ЛИПА |
ЛАДОНЬ | ЛИСТ | ЛАМА |
ЛИНЕЙКА | ЛОБ | ЛОПАТА |
- Давай проверим! (Перед ребенком выкладывается шаблон с правильным узором.) Работа над ошибками при необходимости.
4. «Выложи букву». Соотнесение образа буквы.
- Чем обозначаются звуки на письме? (Буквами)
Выбери карточку. Какая буква изображена?
- Выложи её на столе из камешков.
4. «Закрой рисунки с заданным звуком». Выделение слов с заданным звуком в начале слова среди других слов.
- Теперь закрой камешками, только те картинки, названия которых начинаются на звук, который обозначает твоя буква.
- Какие картинки ты закрыла?
- Молодец! Собери камешки.
5. Физкультминутка. К. Железнова «Ветер дует, задувает».
- Давай немного отдохнем!
6. «Сколько слогов, столько и камешков». Деление слов на слоги.
- Теперь под картинками выложи столько камешков, сколько слогов в этих словах.
7. «Закрой картинку с заданным звуком в конце слова». Выделение слова с заданным звуком в конце.
- Найди и закрой картинку, которая заканчивается на твой звук.
- Что ты закрыла?
- Хорошо.
8. «Придумай предложение». Составление предложения с заданным словом и правильное определение количества слов в нем.
- С последним словом придумай предложение, выложи количество слов камешками.
- Какое предложение? Сколько в нем слов?
- А теперь и с остальными словами, выложи предложения. (Выкладываем предложения, определяем количество слов).
- Отлично!
III. Рефлексия.
- Что тебе сегодня на занятии понравилось?
- Что было трудно?
- Какое бы ты задание хотела бы выполнить в следующий раз?
- Ты молодец, очень старалась! Досвиданья!