Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука [Ш] для ребенка 6 -7 лет
Цель: Постановка звука [Ш] через игровые и мультисенсорные методы.
Задачи:
1. Развитие артикуляционной моторики.
2. Формирование правильного уклада артикуляционных органов.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Укрепление мышц речевого аппарата и мелкой моторики.
Оборудование:
- Зеркало, игрушки с звуком [Ш] (шарик, машинка, мишка), картинки, вата/перо, логопедический шпатель, раскраска "шляпа", шнуровка, стикеры.
Продолжительность: 25-30 минут.
Ход занятия:
1. Организационный момент (3-5 мин)
- Приветствие + игра "Волшебный мешочек":
Ребенок достает игрушки из мешочка, называет их (шарик, мишка). Логопед отмечает, как ребенок произносит [Ш].
- Мотивация:
"Сегодня научимся шипеть как змейка [Ш-Ш-Ш]! Это поможет красиво говорить."
2. Артикуляционная гимнастика (5-7 мин)
Упражнения выполняются перед зеркалом с игровыми комментариями:
- "Заборчик": Улыбнуться, показать зубки (удержать 5 сек).
- "Слоник": Вытянуть губы трубочкой.
- "Чашечка": Поднять язык к верхним зубам, боковые края загнуть вверх.
- "Вкусное варенье": Облизать верхнюю губу.
- "Лошадка": Поцокать языком.
Совет: Используйте картинки-подсказки и похвалу: "Молодец, как у настоящего слоника!"
3. Дыхательная гимнастика (3 мин)
- "Ветерок": Дуть на ватный шарик, сдувая его со стола.
- "Перышко": Удержать перо в воздухе длительным выдохом.
Важно: Следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и дул плавно.
4. Постановка звука [Ш] (7-10 мин)
- Объяснение артикуляции:
"Язычок поднимается к небу, губы округляются, воздух идет теплой струйкой" (показать в зеркало).
- Тактильная помощь:
Шпателем аккуратно приподнять кончик языка к альвеолам.
- Имитация:
- "Покажи, как шипит змея/шуршит листва".
- Игра "Поймай звук": Ребенок повторяет [Ш] после логопеда, получая фишку за каждое правильное произнесение.
5. Развитие фонематического слуха (5 мин)
- Игра "Хлопни в ладоши":
Ребенок хлопает, когда слышит [Ш] среди других звуков ([С], [Ж], [Ш], [З]).
- Сортировка картинок:
Разложить изображения (шар, кошка, сумка) на две группы: "есть [Ш]" и "нет [Ш]".
6. Мелкая моторика (3 мин)
- Раскрашивание "Шляпы" или шнуровка.
"Раскрась шляпу, чтобы она стала яркой, как у волшебника!"
7. Домашнее задание (2 мин)
- Повторять артикуляционную гимнастику 2 раза в день.
- Игра "Охотник за звуками": найти дома 5 предметов со звуком [Ш].
8. Рефлексия (2 мин)
- Вопросы: "Как шипит змейка? Какое упражнение понравилось?"
- Поощрение: Выбор стикера ("Молодец! Ты сегодня отлично трудился!").